Елена Плеханова
Семинар-практикум «Развитие речевой активности детей посредством инновационных технологий»
▼ Скачать +Заказ
Развитие речевой активности детей посредством инновационных технологий
Речь самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга. Мы можем сравнить ее с цветком «речецветиком», где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии (показываю «речецветик», это речевые центры коры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппараты. Повреждение любого из этих отделов приводит к различным речевым нарушениям. Следовательно, и коррекционную работу нужно проводить по нескольким направлениям. (Об этом необходимо знать всем педагогам ДОУ.)
Публикация «Семинар-практикум „Развитие речевой активности детей посредством инновационных технологий“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Еще в древности возникло такое иносказательное выражение: «Ум человека находится на кончиках пальцев». В настоящее время установлено, что речевой центр коры головного мозга находится в непосредственной близости от центра мелкой моторики, то есть, воздействуя на один, одновременно воздействуем и на другой. Иными словами, на речевые центры мы можем воздействовать через мелкую моторику рук.
Тонкая моторика – это основа всего речевого развития.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика:
1. Способствует овладению навыками мелкой моторики
2. Помогает развивать речь
3. Повышает работоспособность коры головного мозга
4. Развивает у ребенка психические процессы: воображение, память, внимание, мышление
5. Снимает тревожность
Игровые упражнения с прищепками.
Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество.
Развитие активного словаря.
Слово — основная единица языка, и развитие речевого общения невозможно без расширения словарного запаса у ребенка. Необходимо показать ребенку, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого необходимо научить ребенка правильно называть предметы, различать предметы по существенным признакам, выделять характерные признаки и качества, а также действия. Такое обучение проводится взрослым через игровую деятельность. Игры способствуют накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только имен существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий.
На данном возрастном этапе активный словарь детей рекомендуется обогащать:
• существительными – названиями предметов: игрушек, одежды, посуды, мебели, обуви, транспортом. Также знакомим детей с овощами, фруктами, домашними и дикими животными, их детенышами.
• глаголами - стирать, варить, мыть, резать, гладить, лечить, сажать и др.
• прилагательными (большой, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый и др.);
• наречиями (там, здесь, тут, низко, высоко и др.).
Следующие игры направлены на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Развития связной речи.
Развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте
Важнейшим, завершающим звеном в целостной системе обучения дошкольников родному языку является развитие связной продуктивной речи, т. е. речи как средства общения ребенка со взрослыми и другими детьми. Основной характеристикой связной речи является ее содержательность, логичность, последовательность, понятность для собеседника.
Устная речь, которой овладевают дошкольники, выступает в двух основных формах: диалоге и монологе. Они отличаются между собой по коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Диалог не требует развернутых предложений, потому что их содержание дополняется мимикой, жестами, интонацией, а также ситуацией. В монологе, наоборот, сравнительно мало используется неречевой информации, вытекающей из ситуации разговора. Так, вместо того, чтобы указать на предмет, в монологе его называют, а при необходимости дают его описание.
Монологическая речь является более сложной, чем диалог. Диалогическая речь стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами (ситуацией, репликами собеседника). Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.
Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения.
Но всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это способность различать звуки речи.
На базе фонематического слуха у ребенка формируется способность слежения за непрерывным потоком слогов, то есть фонетический слух.
Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих. Звуко-слоговой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.
«Где находится звук?»
Д. И. «Собери слово по картинкам»
Развитие психических процессов.
Речь связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием (психическое состояние, мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными.
Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.
В психическом развитии ребенка речь выполняет три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую. Недостатки речевого развития отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.
Д. и. «4 лишний»
«Развитие речевого дыхания»
Основой звучащей речи. Источником образования звуков голоса является речевое дыхание. (Показываю цветной лепесток. На котором написано: «Развитие речевого дыхания», прикрепляю его к цветку.) Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом или толчкообразном или в неправильном направлении воздушной струи.
1. Упражнения на развитие длительной направленной воздушной струи.
«Снежок».
1. Сдуем с ложечки
2. Сдуем с ладошки (снежок на резинке)
3. Подкинем вверх
4. Поиграем в снежки с мишкой
2. Пособия по темам.
Логопед. Мы с вами познакомились с теми направлениями, по которым необходимо проводить развитие и коррекционное воздействие на речь детей: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, фонематического слуха и артикуляционной моторики. Данные и подобные игры и упражнения можно выполнять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, использовать в качестве элементов любых занятий и режимных моментов всем педагогам детских образовательных учреждений. Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы поможем расти им здоровыми людьми, ведь речь является основной составляющей общего здоровья человека.
Обратим внимание на речецветик, если соблюдались все направления, то речь будет: «Чистая речь», красивая, богатая, отличная, грамотная, правильная, безошибочная и т. д.
Рефлексия «Закончи фразу»
Участникам семинара предлагается закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.