Анастасия Потапенко
Семинар-практикум «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»
Ответственный:
Потапенко А. П – ст. воспитатель
г. Саратов
2022г.
Семинар-практикум
«Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»
Цель семинара : Формирование компетентности педагогических кадров в вопросе внедрения профессионального стандарта педагога в практику ДОУ.
Задачи семинара :
1. Ознакомить педагогов с содержанием, структурой профессионального стандарта;
Публикация «Семинар-практикум „Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
2. Определить перспективы дальнейшего развития педагогов в ОУ;
3. Стимулировать развитие инициативы, творчества;
4. Воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитатели изучили содержание Профстандарта «Педагог»
2. Способность и готовность педагогов к постоянному профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самостановлению в своей профессиональной среде
3. Эффективное осуществление педагогической деятельности.
1. Дорогие коллеги! Вам хорошо известно выражение «времена не выбирают…». Мы осуществляем свою профессиональную деятельность во времена непрекращающихся перемен и инноваций в образовании, во времена разработки и внедрения оригинальных концепций обучения и воспитания, во времена введения в действие новых документов и регламентов. Это, безусловно, непростые, но интересные времена, т. к. мы чувствуем свою причастность к созданию нового образовательного пространства в государстве, свою ответственность за судьбы подрастающего поколения, свое влияние на формирование культурного уровня всех участников образовательного процесса.
Ключевая фигура реформирования образования- педагог. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала.
Участникам предлагается разделиться на две группы через выполнение упражнения «Сложи пазл и объясни значение».
А теперь вспомним сказку «Снежная королева». Она предложила Каю составить слово. Перед вамибуквы, определенное сочетание которых обозначает глоссарий темы нашейвстречи. Выложите и объясните их значение.
-профстандарт– документ, включающий перечень профессиональных и
личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.
-профкомпетенция– способность успешно действовать на основе
практического опыта, умения и знаний при решении профессиональныхзадач.
О профкомпетенции мы говорили на прошлом мастер-классе, а сегодня поговорим о профстандарте.
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н" Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога».
Характеристика и функции стандарта
Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, вкотором определяются основные требования к его квалификации икачества выполнения трудовых функций, призванные к преодолениютехнократического подхода в оценке труда педагога, обеспечениюкоординированного роста свободы и ответственности педагога зарезультаты труда, мотивации педагога на постоянное повышение
квалификации. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его
профессиональной деятельности :(обучение, воспитание и развитие)
В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя,отражающие специфику его работы, необходимые трудовые функции,умения и знания.
«От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогдане учил»
(Из профессионального стандарта педагогов)
Первая магистральная линия:
профессиональное самосовершенствование.
Вторая магистральная линия:
«Профессиональная ИКТ-компетентность, квалифицированное использование общераспростран нных в даннойпрофессиональной области средств ИКТ при решении профессиональныхзадач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессиональногостандарта педагога).
Чтобы реализовывать ФГОС ДО, педагог обязан использовать цифровыетехнологии визуального творчества. В профстандарте целый разделпосвящ н ИКТ компетентности педагога. Первое, что необходимо сделатьдля применения данной технологии — создать технические условия.
Третья магистральная линия — новые компетенции.
Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, длявключения в образовательный процесс любых обучающихся:
-работа с одар нными воспитанниками — активизировать педагогов и детей
для участия в различных конкурсах и создать систему уч та, раскрытьспособности каждого ученика, создать условия для развития каждого реб нкав интересах его личностного роста;
- дети с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача – создатьим условия образования на основе психолого-педагогических приемов. Иработа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ – это командная работа. А умение работать в команде — это одно из требований профессиональногостандарта.
Четвертая магистральная линия: «Внутренний и внешний аудит».
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандартодновременно повышает его ответственность за результаты своего труда,предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Оценку соответствия педагога требованиям Профстандарта можновыявить посредством внутреннего и внешнего аудита. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, например любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Это помогает:
Педагогу :проводить аналитическую работу о своей деятельности, увидеть профессиональное продвижение или наоборот – профессиональную стагнацию.
Администрации: объективно оценивать успешность педагога и расширять
методический диапазон Организации.
Аудиторам: проводить качественную и объективную экспертизудеятельности педагога.
В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ,должен стать новым и эффективнымспособом упорядочения работы детских садов и других дошкольныхучреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательнойдеятельности в них, а также добиться большей компетентности отработников. Насколько полезным окажется введение профстандартов,покажет время…
Учиться, повышатьсвою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно изосновных современных качеств педагога.
Уважаемые коллеги пришло время поработать с самим документом.
2. Мозговой штурм.
Группампредлагается составить портрет современного воспитателя, оперируя требованиями профстандарта педагога. Данные качества разделить на две части:
А) Качества воспитателя, которые ТРЕБУЮТ усовершенствования:
-владение специальными методиками, позволяющими проводитькоррекционно-развивающую работу;
-владение ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными дляпланирования, реализации и оценки образовательной работы с детьмираннего и дошкольного возраста;
-готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамкахпсихолого-медико-педагогического консилиума;
-умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов,логопедов и т. д);
-умение составлять совместно с другими специалистами программуиндивидуального развития ребенка;
-готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебныхвозможностей, особенностей в поведении, состояния психического ифизического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощилюбому ребенку;
-владение психолого-педагогическими технологиями (в том числеинклюзивными, необходимыми для работы с различными воспитанниками:одаренные дети, социально-уязвимые дети, попавшие в трудные жизненныеситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети, с особыми образовательнымипотребностями (дети с выраженными признаками аутизма, СДВГ и др, дети сОВЗ, дети с девиациями поведения).
Б).Качества воспитателя полностью сформированы НЕ требующиекорректировки
-иметь средне-специальное или высшее образование по профилюдеятельности ОО;
-умение планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность
(самоанализ занятия);
-владениями методами и средствами анализа психолого-педагогическогомониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьмиобразовательных программ, степень сформированности у них необходимыхинтегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых длядальнейшего обучения и развития в начальной школе;
- владение методами и средствами психолого-педагогического просвещенияродителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста,умение выстраивать партнерское взаимодействие для решенияобразовательных задач;
-умение организовывать ведущие в дошкольном возрасте видыдеятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитиедетей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельностьдошкольников;
-знание специфики дошкольного образования и особенности организацииобразовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- владение теорией и педагогическими методиками физического,познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольноговозраста.
По итогам работы каждая группа представляет свой портрет и комментирует
представленные качества.
Участникам предлагается проверить свои ответы
Профессия педагог — творческая профессия. Свободаличная и профессиональная — необходимые условия для творчества. Стандарт созда т условия для раскрепощения, но очень важно суметь этимвоспользоваться.
Дорогу осилит идущий.
3. Тестирование
«Концепция и содержание профессионального стандарта педагога»
Вопрос 1
Профессиональный стандарт педагога…
-инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
-объективный измеритель квалификации педагога
-оба варианты верны (верный ответ)
Вопрос 2
Способность успешно действовать на основе практического опыта,
умения и знаний при решении профессиональных задач – это…
-квалификация педагога
- профессиональная компетенция (верный ответ)
-профессиональная ИКТ-компетентность
Вопрос 3
Профессиональный стандарт педагога не применяется…
- при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность
педагога
-при зачислении в педагогические ВУЗы (верный ответ)
-при проведении аттестации педагогов самими образовательными
организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий
Вопрос 4
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога
производится…
-по результатам обучения, воспитания и развития учащихся (верный ответ)
-по количеству наградных документов, полученных за определенный период
образовательной деятельности
-нет верных вариантов
Упражнение «Смятый лист»
А сейчас возьмите, пожалуйста, по листу бумаги. Согните лист как вамхочется, а теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза. А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколькозаломов осталось на листе, как бы его не разглаживали. Вот так и в освоениипрофессионального стандарта много еще проблем и вопросов. Мы желаем вам максимально комфортно преодолеть этот сложный путь. Пока мы живем, мы учимся!
Метод мотивации к дальнейшей самостоятельной деятельности «Притча»
Как-то плыли на корабле мудрец и купец. Путь лежал долгий через океан. Купец вез целый сундук с золотыми монетами и дрогой одеждой. У мудреца же не было ничего, что могло быть ценным. Купец постоянно насмехался над мудрецом из-за его бедности.
Был шторм и корабль вынесло на рифы, где он и разбился. Купцу и мудрецу в тот день очень повезло, и они остались в живых. Их выбросило на берег, и они оказались на одном из необитаемых островов.
Мудрец благодарил небеса, за то, что они спасли его, но вот купец не был радостным. Он постоянно причитал и корил судьбу за то, что она забрала все его богатства, и он не знал, что дальше ему делать.
Мудрец подошел к нему и сказал: «Счастье не измеряется в количестве золотых монет. Если ты раньше заработал свое состояние, то значит это сможешь сделать еще раз. Главное это то, что ты знаешь, как это сделать. После кораблекрушения я ничего не потерял, так как знания – вот мое богатство. И это никто не сможет у меня отнять».
Те книги, которые вы читаете, те мероприятия, в которых вы принимаете участие дают возможность не только развиваться, но и получать новые знания, которые останутся с вами навсегда и будут помогать вам в достижении ваших целей.
Рефлексия.
«Лестница успеха»
Рассказать участникам о рефлексии «Лестница успеха». Участники по очереди берут человечка, по цвету соответствующего их настроению, и прикрепляют на одну из ступеней «Лестницы успеха».
Цель: мотивация к дальнейшей самостоятельной деятельности.