Оксана Гладкова
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья и повышение мотивации к его сохранению
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНОВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ №4 «КОЛОКОЛЬЧИК» СЕЛА НОВАЯ ЖИЗНЬ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
Семинар-практикум
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»
Подготовила и провела:
воспитатель
Гладкова О. Н.
Ноябрь, 2020 г
Темочки:
Цель: формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения в работе с детьми. Освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.
Задачи:
• Дать определение понятию здоровья.
• Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредством развивающей среды по физическому воспитанию.
Форма проведения : педагогическая мастерская.
Целевая аудитория семинара. Педагоги ДОУ.
Требования к материальному обеспечению семинара.
Оборудование - мультимедиа - проектор, ПК, экран, бумага, ручки.
План проведения семинара:
I. Теоретическая часть:
1. Вступительное слово.
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ
II. Практическая часть:
1. «Ритмоквест» воспитатель Зиновьева З. С.
2. Разнообразные виды оздоровительных гимнастик в ДОУ - показ видеороликов
3. Несерьезные советы для серьезных педагогов
4. Заключение. Игра «Аплодисменты по кругу»
5. Флеш-тренинг «Мудрец и бабочка»
План проведения:
I. Теоретическая часть
1. Вступительное слово.
- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами проводим семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Хочу его начать с одного упражнения «Воздушный шар»
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей.
Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо.
Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх.
Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка.
Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы.
Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное развитие ребенка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача формирования культуры здоровья дошкольников.
Культура здоровья – это распорядок мероприятий, направленных на здоровьесбережение и укрепление.
Сегодня медицина не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
1. Что такое «технология»? Какие составные части входят в понятие "технология"?
Ответы педагогов:
- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.
- Технология – это некая совокупность приемов работы педагога.
- Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.
- Результаты работы по технологии можно отследить, провести маниторинг.
Ваши ответы верны. Необходимо объединить их в определение. (Данное определение предлагается Деркунской В. А. - канд. пед. наук)
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, оценки результатов.
2. Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов:
- Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение здоровья.
- Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили, ущерба здоровью детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии -
1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
3. технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
3. Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?
Ответы педагогов:
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Все верно. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
4. Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?
Ответы педагогов.
- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе;
- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня;
- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе;
- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
Вы, верно, перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Необходимо классифицировать их различные виды. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации, проветривание).
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Направлена эта деятельность на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание повседневной физической активности;
- воспитание привычки к здоровому образу жизни;
- оздоровление средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется физической культурой в образовательной деятельности, утренней гимнастикой, физкультминутками, динамическими паузами, досугами, физкультурными праздниками, оздоровительным бегом, дыхательной гимнастикой, активным отдыхом.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
Направлена на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в ДОУ должно уделяться подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития, зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства педагогов.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
• Информационно-просветительская деятельность, выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
Назовите формы работы с родителями которые вы используете в своей группе?
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся:
• родительские собрания,
• консультации,
• конференции,
• конкурсы,
• спортивные праздники,
• праздники здоровья,
• семейный клуб
• папки-передвижки,
• беседы,
• личный пример педагога,
• практические показы (практикумы,
• индивидуальные беседы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии. Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
II. Практическая часть
1.«Ритмоквест»
А сейчас передаю эстафету воспитателю Зиновьевой З. С. Она продемонстрирует нам мастер – класс на тему «Ритмоквест».
2. Разнообразные виды оздоровительных гимнастик в ДОУ - показ видеороликов
Сегодня мы остановимся на некоторых формах физкультурно-оздоровительной работы, которые проводятся в дошкольном учреждении. Педагоги любезно предоставили нам небольшие видеоролики в этом направлении.
1. Зрительная гимнастика (проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости). Опытом работы поделился воспитатель высшей категории Малахова С. Н. гимнастика проводилась с детьми подготовительной группы.
2. Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или на прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры) продемонстрировал воспитатель высшей категории Шабашова Г. М. гимнастика проводилась в старшей группе.
3. Физминутки (проводятся на статичных занятиях – математике, развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного напряжения) своим опытом работы поделился воспитатель Тенищева Г. Н. Проводилась в младшей группе.
4. Пальчиковая гимнастика (проводится 2-3 раза в день для развития мелкой моторики) продемонстрировал воспитатель Дзгоева Т. В. Проводилась в младшей группе.
3. Несерьезные советы для серьезных педагогов
А, сейчас, предлагаю несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.
Несерьезные советы.
***
Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.
***
Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.
***
Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!
***
Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.
***
Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.
***
Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.
***
Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.
***
Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.
***
Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.
***
Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.
***
Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.
***
Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.
***
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
***
От радости кудри вьются, в печали секутся.
Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.
4. Заключение. Игра «Аплодисменты по кругу»
И сейчас хочу предложить вам ещё одну игру «Аплодисменты по кругу».
Цель: снять напряжение, усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоём. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника включая его в игру. Таким образом начинают хлопать все участники.
5. Флеш-тренинг «Мудрец и бабочка»
Ну и в заключении нашей встречи хотелось бы вам предложить просмотр одного флеш-тренинга «Мудрец и бабочка».
«Здоровье – это вершина, которую каждый должен покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Всё в ваших руках уважаемые коллеги. Дерзайте! И будьте счастливы!
Спасибо Вам за внимание!
Используемая литература
1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008.
3. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. - М. : Просвещение, Росмэн, 2006.- 144 с.
4. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. – М. : Просвещение, 2004.- 112 с.
5. Бушнева И. М. и др. Педагогические советы /авт. -сост. И. М. Бушнева [др. ]. -Волгоград: Учитель, 2010.-250 с.
6. Сергиенко, Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С. 63-68.
1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114 117.
2. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. 2005. № 11. С. 75.
3. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образова-тельных программ для детей дошкольного возраста. НГПУ. М., 1999.
4. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. 2006. № 6. С. 56.
5. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 1999.
6. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. № 2. С. 171—187.
7. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. 2005. № 4. С. 61—65.
8. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., 2007.
1. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.
2. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М., 2006.
3. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б. Б. Егорова. – М., 2004.
4. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.