Клавдия Баранова
Семинар по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(можно считать как семинар-рыба)
Семинар : «Экологическая культура человека зарождается в детстве»
Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры, через развитие интереса воспитателей к образовательному процессу.
Задачи:
1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию.
Публикация «Семинар по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
2. Обсуждение опыта работы в экологическом воспитании детей.
3. Предложение и обсуждение новых идей для улучшения образовательного процесса в экологическом воспитании детей.
Предварительная подготовка:
Методист - организация семинара и освещение ключевых моментов в экологическом воспитании;
Старший воспитатель - изучение образовательной области «Познавательное развитие»;
Первый воспитатель – доклад экологическом воспитании (цели и задачи);
Второй воспитатель – доклад о методах и средствах экологического воспитания.
Ход семинара:
1) Сообщение одного из воспитателей о целях и задачах экологического воспитания.
-Принято понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка :
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
Прогулка на природе
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
2) Сообщение второго воспитателя о методах, приемах и средствах экологического воспитания.
- Исходным звеном образования и воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.
Для достижения результата в успешном экологическом развитии детей обязательным считают правильную организацию предметно - пространственной среды. Экологическая среда в детском саду — прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей.
А именно, для формирования представлений о живой природе, детям дошкольного возраста необходимо обеспечить доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям за комнатными растениями, на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде и проведению опытов и экспериментов.
Для формирования этих элементарных знаний и представлений о живой природе рекомендуется знакомить детей в процессе совместной деятельности, занятий, наблюдений, опытнической деятельности, игр, чтения художественной литературы.
Специфической чертой методики формирования представлений о живой природе являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание мира живой природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
3) Сообщение старшего воспитателя о том, что уже используется для формирования основных экологических представлений у детей в ходе реализации конкретной программы (из опыта работы по программе).
-Основным методом экологического воспитания дошкольников, в ходе реализации программы «От рождения до школы», используется метод наблюдения: за комнатными растениями, за животными в живом уголке. Так же воспитатели детского сада активно проводят с детьми сезонные наблюдения за природой, деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, животными, за птицами, за сезонными изменениями живой природы. Проведение наблюдений проводиться в соответствии с учебно- методическим пособием к данной программе «Ознакомление с природой в детском саду». Так же в ходе совместной деятельности дети учатся помогать в уходе за растениями в помещении и на участке; осуществляют посильную помощь в уходе за аквариумными рыбками. Проводится опытническая деятельность, например, в марте месяце организуется «Огород на окошке». Используется метод моделирования и является действенным в формировании представлений о природе, например,календари наблюдений за прорастаним редиса.
Для зкрепления полученных знаний о природе используются различные виды детской деятельности: рисование, апликации, лепка, чтение книг о природе, пение, так же заучивание стихов,закличекек др.
4) Подведение итогов методистом по, заранее проведенным, диагностикам на тему экологического воспитания.
-Перед проведением данного семинара проводилась некоторая подготовка, была проведена диагностика детей в каждой группе детского сада на тему экологического воспитания. Выявлены некоторые закономерности в результатах текущего экологического воспитания и образования :
1) Младшие дошкольники в конце учебного года имеют достаточный уровень основных представлений о животных и растениях, достаточное представление об уходе, но при этом существует недостаточный уровень знаний о взаимосвязи растений и животных с окружающей средой.
2) Дети среднего дошкольного возраста имеют достаточный уровень представлений о живой природе и взаимосвязи с окружающей средой, но стоит обратить внимание на освоение элементарных норм поведения по отношению к природе.
3) У детей старших и подготовительных групп выявлен достаточный уровень представлений о живой природе и взаимосвязи с окружающей средой. Так же как и в средней группе стоит обратить внимание на освоение элементарных норм поведения по отношению к природе и формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
5) Общее обсуждение: выявление проблемных моментов и их корректировка при помощи новых идей и методов экологического воспитания.
6) Подведение итогов семинара методистом :
-В заключение семинара, из общего обсуждения решено включить в дошкольный образовательный процесс ряд методов экологического воспитания из парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». А именно, необходимо включить в образовательный процесс цикличные наблюдения за объектами живой природы; также стоит обратить внимание на детальное и более глубокое формирование представлений о природе в программе «Юный эколог»; для закрепления знаний и расширения представлений детей о растениях необходимо проводить беседы в ходе циклических наблюдений о жизни растений в разное время года, о правильном уходе и о правильном отношении со стороны людей; также чаще использовать тематические дидактические игры. Кроме того, необходимо прибегнуть к использованию пособия С. Н. Николаевой «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома», с целью приобщения родитей воспитанников к экологическому воспитанию детей дома при помощи, различных телепередач о природе, видеоматериалов и на своих дачных участках, во время работы на огороде со взрослыми. Кроме того, улучшать, расширять все имеющиеся экологические пространства и осуществлять активную совместную деятельность по уходу за растениями и питомцами.
Заключительное выступление методиста:
-В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Формирование знаний о растениях в экологическом воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде. Таким образом, с помощью приобщения детей к живой природе, уже с младшего дошкольного возраста, может вырасти новое поколение детей с осознанно - правильным отношением к природе, в котором так нуждается, на сегодняшний день, весь окружающий мир.
Используемая литература:
1. Николаева С. Н., Парциальная программа «Юный эколог», система работы в младшей группе д. сада 3-4года. -М. ,2016. -1112с.
2. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог»,- М. ,Мозаика- синтез, 2010.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста, – М., 3-е изд., перераб. — М. : Издательский центр «Академия»2005.
4. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2010–2012.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд. — М. : Мозаика- Синтез, 2006.
6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе д. сада. -М., 2010.- 48с.