Марина Рябис
Семинар-практикум для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность
в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов
и эффективность их процессуальной деятельности, активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов и установить тесное
сотрудничество между ними.
Подготовка к семинару – практикуму :
1. Подобрать вопросы для деловой игры, составить конспект.
2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара.
План проведения семинара.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Роль игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Сообщение по теме: «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников».
2. Экологическая разминка.
3. «Таинственный конверт».
4. Музыкальная пауза.
5. «Поговорим о принципах обучающих игр».
6. «Подвижные игры и экология».
7. «Художники».
8. Заключение.
Вступительное слово.
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
«Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!»
(М. Романова)
На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сегодня я предлагаю поговорить о роли Игры в экологическом воспитании дошкольников.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
В работе с дошкольниками, по экологическому воспитанию, должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывающей эмоциональный оклик, оказывает влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят во время непосредственно-образовательной деятельности, на экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.
Игры, применяемые во время непосредственно-образовательной деятельности, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
В младших группах, игра, обычно, занимает всю непосредственно-образовательную деятельность, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является ее частью и продолжается от 5 до 20 минут.
В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду.
В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь.
После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д., в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.
Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегают к помощи какого-либо сказочного героя, например: старичка-Лесовичка, Листовичка, старичка-Боровичка, в наряд которого переодевается педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Веселые грибочки", "Осенняя полянка", "Построим домик Листовичкам", "Приготовим вкусное лекарство для зверей," и т. д.
Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.
Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
На непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д.
Знания, полученные на непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитателям необходимо это учитывать как самим, так и значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Вед. Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку: если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах по проведению дидактических игр и упражнений по экологии – зеленую; если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую; если испытываете некоторые затруднения при их планировании и проведении – красную.
Воспитатели выполняют задание.
Вед. На доске рядом с фишками зеленого цвета мы видим фишки желтого и красного цвета, поэтому, думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.
Что же такое экология?
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
Вед. В качестве небольшой разминки, я предлагаю вам, объединившись в пары, выбрать набор карточек с буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.
НАБЛЮДЕНИЕ КИСЛОРОД
СООБЩЕСТВО ЭКСКУРСИЯ
Вед. А сейчас, объединитесь, пожалуйста, в две группы.
Для того, чтобы выполнить следующее задание, каждая команда выберет конверт с заданием.
(2 конверта содержат наборы картинок, необходимо рассмотреть картинки и придумать дидактическую игру,определить цель, игровое правило и возрастные критерии)
Вед. Что же, устали вы чуть- чуть?
Предлагаем отдохнуть!
Музыкальная пауза. (Музыкально-дидактическая игра «У бабушки Нюры»
Задачи:
1. Учить подражать звучанию голосов животных, различая низкие и высокие, долгие и короткие звуки.
2. Прививать детям любовь к домашним животным и птицам.
Материал: кубик, на грани кубика наклеиваются картинки с изображением домашних животных и птиц (петух, курочка, кот, собака, корова и девочка).
Ход игры:
Ведущий и дети (воспитатели) стоят в кругу.
Ведущий поет песенку:
У бабушки Нюры
Петух есть и куры,
И собачка Жучка, и кошка Мяучка.
Корова Буренка,
И внучка Настенка.
Играющие передают кубик друг другу. Когда песенка заканчивается, все произносят текст:
Кубик детям передай.
Кто пришел к нам, угадай!
Игрок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Ведущий спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Все отвечают. Ведущий предлагает игроку, который бросал кубик, показать голосом, как поет животное или птица. Для этого он читает такие строки:
В. Петух кукарекает
Звонко, протяжно
И. Ку-ка-ре-ку-у! (подражает голосу петушка).
В. Кудахчут две курочки
Громко и важно:
И. Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! (подражает голосу курицы).
В. Собачка залаяла
Голосом низким:
И. Гав-гав-гав! (подражает голосу собачки).
В. Замяукала жалобно киска:
И. Мяу-мяу-мяу! (подражает голосу кошки)
В. Корова запела
Долго и громко:
И. Му-му-му! Му-му-му! (подражает голосу коровки).
В. А что же Настенка
Ребятам сказала?
Игрок сам придумывает и дает ответ.
Все участники рассаживаются на свои места.
Вед. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности.
Дидактическая игра – это и метод обучения, и метод самостоятельной деятельности. Она способствует формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы и. т. д.
Напомним вам 5 принципов обучающих игр:
• Дидактическая игра не должна быть трудной.
• В ходе игры нужно постоянно словесно описывать свои действия и действия ребенка, называть формы, их признаки и действия
• Ребенку важно до трех лет усвоить некоторые фрагменты игры, в которые затем вольется последующий развивающий материал.
• Заметив угасание интереса ребенка к дидактической игре, необходимо переключить его внимание, т. е. организовать другую игру с тем же игровым материалом, но иной развивающей задачей.
• Соблюдать в дидактической игре принцип опережения, т. е. не пугаться заглядывать вперёд, в неизвестное для малыша, не надо требовать моментального заучивания. Все труды взрослого дадут свои всходы.
А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы:
* Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру?
(Воспитатель руководит и учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями).
* Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?
(Воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями детей, оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний).
Вед. Хорошо, а теперь немного поговорим о подвижных играх. Подвижные игры являются наиболее эффективным средством экологического образования младших дошкольников, так как они познают окружающий мир, непосредственно соприкасаясь со всем его многообразии, лично, а, не опосредованно участвуя в познании природы.
В играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводили знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с природой, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т. д.
Игры с имитационно-подражательными действиями, занимают особое место в программе еще и потому, что в них дети глубже усваивает полученные теоретические знания, а положительный эмоциональный статус практических занятий стимулирует у них устойчивый интерес к дальнейшему изучению окружающего мира.
Вед. Мы с вами дети и продолжаем играть.
Подвижная игра «Снежинки»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево, вернуться в и. п. То же — в другую сторону. Дети кружатся, плавно двигая руками.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок —
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
М. Лесна-Раунио
Вед. Воспитатель профессия творческая и я предлагаю вам следующее задание.
«Художники»
На листах кляксы. Превратите их в животное или растение. Время превращения 5 минут.
(Воспитатели рисуют, а затем рисунки выставляются на магнитную доску).
Вед. Наш семинар подошел к концу и я бы хотела, что бы вы вновь подошли к доске и выставили фишки оценив свое участие в семинаре, зеленая- я был активен в ходе занятия, желтая-старался быть активным, но не хватало знаний, красная-многие вопросы мне не понятны.
Спасибо за участие, надеюсь что вопросы, поднятые на данном семинаре, помогут нам в дальнейшей работе.
И хочется закончить работу нашего семинара словами гимна дошкольных работников, написанного муз. руководителем Анисимовой, слегка перефразировав его:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!