Лариса Коробейникова
Семинар «Обогащение и расширение связи ребенка с миром природы через воспитание бережного отношения к окружающему миру»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые педагоги!
Я хочу начать выступление со стихами!
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птица с небом, как травы с лугом.
Как ветер с морем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте, люди, беречь планету-
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
Удивительный мир природы…
Публикация «Семинар „Обогащение и расширение связи ребенка с миром природы через воспитание бережного отношения к окружающему миру“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Свои звуки и секреты и у поля, и у луга, и у озера, и у крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Природа даёт ребёнку познавательные возможности: безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать. И через всё это надо воспитать у ребёнка бережное отношение к окружающему миру. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.
Задачи, стоящие перед воспитателем.
1. Формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
2. Формирование у детей трудовых навыков и умений.
3. Формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
1. Что же такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы педагогов). «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
2. Дайте определение, что такое экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
3. Почему, на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
4. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
Сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного, свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
5. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников. (уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; методическая, энциклопедическая и художественная литература; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции, паспорта растений и т. п.)
6. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
Физкультминутка с воспитателями.
Станем мы деревьями, сильными большими (расправили плечи).
Ноги, это корни, их расставим шире. держали дерево, падать не давали, чтоб с глубин подземных воду доставали. (наклоны).
Наше тело прочный ствол, он чуть - чуть качается (наклоны в сторону)
И своей верхушкой в небо упираются (руки вверх)
Наши руки-ветви крону образуют (руки в вверх, вниз через стороны)
Вместе им не страшно, если веры дуют (с поднятыми руками наклоны в стороны)
Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В нашей работе с детьми по их экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности — физической культуры, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. На занятиях мы передаём детям не только свое отношение к природе, но и свои знания. Предлагаю проверить, насколько хорошо вы знаете секреты природы.
Конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчивайте строчку. Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде). Стрижи и ласточки низко летают (дождь предвещают).
Лягушки квакают (перед дождем). Кошка свернулась клубочком (к похолоданию). Воробьи в пыли купаются (к дождю). Мыши выходят из-под постилки снега (За сутки до оттепели). Из березы течет много сока (к дождливому лету). Цветы перед дождем (пахнут сильнее). Зацвела черёмуха, дуб- к похолоданию. Знакомство детей с окружающим миром должно быть постепенным и постоянным. Поэтому ведущей формой воспитания бережного отношения к природе является игровая деятельность.
Игры с педагогами.
Игра «Воздух, земля, вода, огонь».
Цель: закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по их среде обитания; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность на выполнении задания. Оборудование: мяч Ход игры: играющие становятся в круг, у одного игрока мяч, он–ведущий. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» игрок, поймавший мяч, быстро передаёт его соседу, тот – следующему и т. д., пока мяч не возвращается водящему. Правила: игрок, который ошибся, не передал мяч по команде «огонь!» или уронил мяч, выбывает из игры.
Игра «Найди главное»
Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы. Пример: лес - охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото. Дача – растения, садовник, собака, забор, земля. Озеро – берег, рыба, рыболов, тина, вода. Село – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед. Журнал – рисунки, приключения, бумага, закладка, текст. Поликлиника – палаты, врач, халаты, больные, укол, рентген.
Игра «Что с чем связано».
Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все взаимосвязано. Например: дерево - вода (без воды дерево жить не может). Пуговица - рубашка (пуговица нужна, чтобы застегнуть рубашку). Стол - ваза (вазу с цветами ставят на стол). Рыбка – рука (Рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).
Арома-игры. «Фрукт или овощ?».
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т. д.). Ход игры: определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
«Волшебные мешочки». (мята, хвоя, листья смородины, мелисы) Определить по запаху, часть какого растения находится в мешочке.
Приобщение детей к природе, прежде всего, начинается с ознакомления детей с названиями животных, насекомых, растений, кустарников, деревьев и т. д., с формирования целостной картины о них. Это осуществляется на формировании целостной картины мира. Во время прогулок подводим ребят к пониманию того, что нельзя без надобности рвать растения, топтать траву и цветы, ломать веточки деревьев. «Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы». Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит – как и я. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны беречь её и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку. Во время рассматривания растений на клумбах, на картинках, обращаем внимание детей на красоту листьев и распустившихся цветов. Показываем, как нужно правильно ухаживать за растениями. Если дети проявляют желание помочь, поручаем им прополоть, полить растения. Ведь каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, ходим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся: почему ребенок сломал березку во дворе, растоптал цветы на клумбе, обломал кустарники. Почему? Потому, что мы не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за ростом, ухаживать за ними. Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний. Воспитываю бережное отношение к природе во время труда в природе – подкормка птиц зимой, окучивание деревьев и кустарников снегом, уход за комнатными растениями и т. д. Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, но, к сожалению, не всех родителей это волнует. Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогут нам сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Например: можно предложить детям разобраться в ситуациях и ответить на вопрос: “Как бы вы поступили?”.
1. Серёжа и Игорь построили из песка “улицу” и решили ее озеленить. “Как это сделать?” — спросил Серёжа. “Нарвем веточек — вот и будут кусты и деревья”, — ответил Игорь. Предложений детей было много: не надо озеленять; придумать новую игру; просто представить, что озеленили. Но остановились на предложении Мани — собрать сухие веточки, а на них повесить “носики” клена и сухие листья — вот и будут деревья.
2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент “продуктов”, обрывая растения: листочки ивы — “кильки”, стручки желтой акации — “бобы”, головки ромашки пахучей — “конфетки” и т. д. В этой ситуации все дети единогласно сказали, что у нас таких девочек нет, а нужно для этого собрать семена клена, маленькие камушки, сережки тополя, семена липы.
Заключение. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Бережное отношение к природе, обогащение и расширение связи ребенка с миром природы через воспитание бережного отношения к окружающему миру состоит в заботливом отношении к природе, что несет в себе воспитательное значение, что соответствует целям всестороннего, целостного развития личности. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, взрослые способствуют активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут основой его нравственного поведения. Тогда можно быть спокойным за природу и бережное отношение к окружающему миру.