елена матушкина
Семинар «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, актуализация знаний педагогов в данном направлении
План:
Публикация «Семинар „Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
1. Блиц – опрос «Я горжусь своей страной, потому что…»
2. Актуальность проблемы
3. Работа в «Мировом кафе»
4. Игра «Педагогический брейн-ринг»
5. Рефлексия
Педагоги берут по одной карточке, соединяют карточки в одну пословицу и объединяются в команду.
.Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я рада приветствовать вас в мировом кафе «Патриот». Перед его открытием я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».
1. Актуальность проблемы.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу.
2. Работа педагогов в мировом кафе.
Для работы нашего кафе необходимо выбрать за столом одного человека - «хозяина» стола, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и фломастеры, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, 7 минут, дается сигнал и «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого.
Проблемы, вынесенные на обсуждение:
- «+» и «-» проектного метода в патриотическом воспитании;
- структура проекта;
- формы организации детей по патриотическому воспитанию;
- средства патриотического воспитания.
Таким образом, современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной эвристической среды, специализированная направленность занятий и т. д. Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции, устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том, чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием, сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-патриотического воспитания.
6. Игра «Педагогический брейн-ринг»
1 раунд. «Мозговая разминка».
(Кто первый даст правильный ответ, получает 1 балл.)
1. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ).
2. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).
3. Земля, где ты родился? (Родина).
4. Древнее название России? (Русь).
5. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин).
6. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
7. Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).
8. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
9. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
10. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг)
11. .Официальная эмблема государства? (Герб).
12. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция)
2 раунд. «Педагогическая эрудиция».
Игра «Внимательные глазки». А сейчас мы проверим вашу наблюдательность. 1 балл команде давшей верный ответ. Время на обсуждение – 2 минуты.
• Сколько корон у орлов на гербе России?
• Что держит орел в правой лапе?
• Что держит орел в левой лапе?
• А что еще изображено на гербе?
• А что он держит в руке?
• Форму какого предмета имеют гербы?
3 раунд. «Мозговая атака». Время на обсуждение – 2 минуты. (1 балл команде давшей верный ответ)
Решение ребусов.
4 раунд. «Мозголомы».
Кроссворд «Нравственно – патриотическое воспитание»
1. Качество человека, выражающееся в его активном взаимодействии с государством. (гражданственность) 2. Населенный пункт. (город)
3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. (гражданин)
4. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. (право)
5. Страна, в которой мы живем. (Россия)
6. Качество человека, выраженное в принятии другого, в желании понять и услышать его. (толерантность)
7. Ячейка общества. (семья) 8. Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь. (Родина) 9. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (нравственность)
Результаты кроссворда сдают членам жюри, сравниваем с правильными ответами.
5 раунд. «Черный ящик».
Каждой команде дается черный ящик. О предмете в двух этапах. Отгадаете в первый этап - 3 очка, в конце второго этапа - 1 очко
Ваша задача: по описанию определить, какой предмет находится в черном ящике. Время на обсуждение – 2 мин.
Внимание! Вопрос! 1 команда. Сама идея создания такой необычной вещицы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части истины.
Вторая часть вопроса:
хранительница русской культуры стала драгоценным объектом коллекционирования, такой памятный сувенир для туристов может стоить не одну сотню долларов. (матрешка)
2 команда.
Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало.
Вторая часть вопроса:
Он является символом споров, горечи, печали, зла, раздора… Этот предмет
встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде.
Итак, это… (яблоко)
3 команда.
Внимание! Вопрос!
Здесь находится предмет обыденного и ритуального назначения, который наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах он выступает в качестве дара, оберега, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию, широко используется в разнообразных обрядах на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах.
Вторая часть вопроса:
Он изготавливается из льняного, также из конопляного полотна.
7. Рефлексия «Всё в наших руках»
У вас на столах лежит куб. Предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!
Спасибо за участие! Всего доброго!
Примеры пословиц:
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без Родины, что земля без семени.
За морем теплее, а у нас светлее.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.