Ольга Киреева
Семинар «Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование благоприятного социально –психологического климата в ДОУ»
1. Составляющие имиджа старшего воспитателя
2. В чем заключается умение "работать с людьми" для старшего воспитателя?
3. Командообразование. Виды, формы, направления
4. Тренинг «Игры направленные на командообразование в коллективе»
5. Рефлексия
СЛАЙД 2
Публикация «Семинар „Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Введение. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.
Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.
Конфуций сказал: "Если хочешь изменить мир, начни с себя"
Махатма Ганди: "Ты должен сам стать теми изменениями, которые хочешь видеть в мире".
Сократ: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сначала сдвинет себя"
Как вы думаете, о чем я хочу предложить Вам порассуждать?
Конечно о нас любимых. Прежде чем начать работать с коллективом необходимо стать для них примером. Что же по-вашему мнению входит в имидж старшего воспитателя?
Я предлагаю Вам самим определить его составляющие
Составляющие имиджа старшего воспитателя
Компонент имиджа Содержание компонента
1 2
Культура поведения: речевой этикет, неречевой этикет Владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с руководителем, педагогами, детьми, родителями. Поступки, действия, демонстрирующие уважительное отношение к окружающим: стараться не ставить людей в неудобное положение, поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Внешний вид (цветовое сочетание деталей костюма и обуви, аксессуары, прическа и др.)
Уважение к нацио-нальным обычаям и традициям разных народов Толерантность, уважение разнообразия
Принцип педаго-гической этики: педагогическая
справедливость.
Профессиональный
педагогический долг Педагогическая справедливость, профессиональный долг, педагогическая честь и авторитет. Своеобразное мерило объективности деятельности старшего воспитателя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, прояв-ляющейся в оценках поступков коллег, общественно полезной деятельности и т. д. Творческое отношение к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению своих профессиональных знаний, повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к коллегам, другим субъектам образовательного процесса, умение разрешать конфликты.
Осознание своей значимости, общественное признание, уважение моральных заслуг и качеств
Профессиональная
честь.
Педагогический
авторитет Честь старшего воспитателя проявляется в процессе выполнения профессионального долга. Моральный статус старшего воспитателя среди коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый специалист регулирует деятельность педагогического коллектива.
Зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки старшего воспитателя и определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе
СЛАЙД 3
Итак, мы с вами определили составляющие имиджа старшего воспитателя. Теперь я предлагаю порассуждать что такое социально-психологический климат в коллективе
Что такое социально-психологический климат?
В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны".
Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Охарактеризуйте пожалуйста благоприятный психологический климат
Характеристики благоприятного социально-психологического климата. Отношения в коллективе строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.
Какие черты свойственны неблагоприятному климату в коллективе?
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата. Преобладают пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к друг другу; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
СЛАЙД 4
Как Вы думаете, с чего следует начинать работу с педагогическим коллективом?
Работа с педагогическим коллективом рекомендуется начинать с диагностики, которая включает в себя: диагностику психологического климата в коллективе, диагностику эмоционального выгорания, диагностика профессионального «выгорания», диагностику уровня тревожности и агрессивности педагогов, диагностику на стрессоустойчивость и конечно диагностику на выявление профессиональных дефицитов.
Исходя из результатов диагностик, Вы планируете работу с коллективом как в годовом плане, так и вносите коррективы в программу профессионального развития. К работе по созданию благоприятного психологического климата мы подключаем педагога -психолога.
Психологический климат в коллективе ДОУ должен быть всегда благоприятным, от этого зависит работа воспитателей, обучение и воспитание детей, отношения с родителями. Чтобы создать такой климат, надо знать, как тот или иной воспитатель чувствует себя в кругу коллег, как он оценивает свое отношение с ними. Сейчас я предлагаю Вам пройти мини-тест, который называется «Важней всего погода в доме»
СЛАЙД 5
Ситуация 1
Вы заходите в булочную и покупаете заварное с кремом. Но когда вы приходите домой, и надкусываете его, то обнаруживаете, что крема там нет. Ваша реакция на эту неудачу?
1. Относите бракованное пирожное назад в булочную и требуете взамен новое
2. Говорите себе: «Бывает»- и съедаете пустое пирожное
3. Съедает, что-то другое
4. Намазываете пирожное маслом или вареньем, чтобы был вкуснее и съедаете.
А теперь предлагаю послушать, что означает ваш выбор.
Ситуация 2
Вы восходящая звезда эстрады и только что закончили запись своего дебютного компакт-диска. Теперь Вам осталось лишь решить каким будет дизайн обложки Вашего диска. Какой дизайн Вы бы выбрали?
1. Успокаивающий пейзаж с использованием фотографий экзотических мест
2. Веселый рисунок из комиксов или забавную картинку
3. Абстрактный рисунок, без какого-либо очевидного смысла, но такой, что заставляет людей задуматься
4. Свое собственное фото
Ну а теперь позвольте озвучить результаты
Подобные тесты Вы можете найти на просторах интернета или в специализированной литературе в книжных лавках
СЛАЙД 6
Ну вот мы диагностировали своих педагогов, разработали план профессионального развития. Но работать нужно уже сейчас. Общение это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Я думаю, у Вас есть опыт общения с коллегами, родителями, который поможет Вам подготовить комментарии к цитатам об общении, которые представлены у Вас на столах.
1. «Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение»
2. «Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего»
3. Настраивайтесь на человека, а не на сообщение»
4. Чем больше вы принимаете во внимание потребности Вашего собеседника, тем больше он будет удовлетворять Ваши собственные потребности»
5. «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо»
6. «Если увидишь лицо без улыбки- улыбнись сам»
Для того чтобы научиться бесконфликтно общаться с людьми (педагогами, родителями и т. д.) необходимо знать и соблюдать несколько правил «Основные правила «слушания» собеседника», «рекомендации по ведению деловых бесед», Советы желающим овладеть культурой общения. Очень часто только из-за несоблюдения этих правил у нас происходит недопонимание и конфликты. Дэвида Льюиса «Язык эффективного общения», «Научитесь общаться», М. Кипнис «Тренинг коммуникации».
Консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками
Я предлагаю Вам несколько советов, в которых Вы, в силу своего опыта и профессионализма, можете заметить какие-то ошибки. Я предлагаю остановить меня и поправить, если Вам кажется, что я неправа.
1. Если Вы уверены в своей правоте, то не стоит выслушивать оппонента, нужно сообщить ему, что он неправ, выслушивать его необязательно.
2. Если нужно быть непреклонным, то любыми способами докажите человеку, что он будет делать, то что ему скажут.
3. Всегда добивайтесь своего в разговоре. Никогда не уступайте оппоненту даже в мелочах. Иначе вас будут воспринимать как слабохарактерного и начнут Вами манипулировать
4. Во время беседы с оппонентом, нужно начинать разговор сразу с разногласий, а не ходить вокруг да около
5. Если человек Вас неправильно понял, это его проблема, а не ваша. Вашей вины в этом нет
6. Успех деловой беседы зависит от вашего авторитета и умения настоять на своем
7. Если человек много говорит, старайтесь не слушать его, а отвлечься, а потом все -же настоять на своем
СЛАЙД 7
Я рада, что Вы увидели все ошибки в моих советах, это говорит о Вашей коммуникативной компетентности. И на следующем слайде представлены основные советы и рекомендации, для желающих овладеть культурой общения и ведения деловых бесед.
Важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Профессия педагога относится к духовно опасной. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию. Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.
Поэтому все формы и методы работы с коллективом должны быть нацелены на создание благоприятной обстановки и позитивному взаимодействию.
СЛАЙД 8
На сегодняшний день, одним из наиболее востребованных личностных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста работать и взаимодействовать в команде. Эффективная работа команды -это способность каждого ее члена «работать на результат».
Под командообразованием принято считать, процесс целенаправленного формирования способа взаимодействия людей в организационной группе позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям организации
Повысить работоспособность и сплотить коллектив помогут корпоративные мероприятия по активному тимбилдингу для сотрудников. Разработана масса примеров командообразования с подробными сценариями событий в виде соревнований, психологической разгрузки, творческих проявлений личности.
Тимбилдинг – это целое направление действий и мероприятий, нацеленное на укрепление внутри коллективных взаимосвязей для построения эффективной команды. Дословный перевод указанной категории с английского означает «построение команды».
СЛАЙД 9
Среди целей, которые преследует концепция тимбилдинга, можно выделить следующие:
1. Установка положительного контакта между всеми сотрудниками, вне зависимости от занимаемой должности;
2. Создание чувства сплоченности (единства, поднятие командного духа;
3. Обучение способам продуктивного профессионального взаимодействия;
4. Более глубокое познание личности каждого из подчиненных;
5. Выявление новых лидеров;
6. Повышение авторитета руководителя;
7. Создание неформальной обстановки для обеспечения физической, психологической разгрузки;
8. Расширение кругозора и поднятие уровня коммуникации подчиненных, выработка взаимодоверия и поддержки в коллективе;
9. Снижение чувства конкурентности или разрешение конфликта;
10. Введение новых сотрудников в устоявшийся коллектив;
11. Поощрение за качественно проведенную работу, мотивация других сотрудников равняться на лидеров;
12. Снижение текучки кадров и зарождение чувства преданности делу, компании.
Проводя мероприятия по командообразованию, руководитель должен понимать, каков может быть результат:
• выявление сотрудников, которые являются прирожденными лидерами;
• развитие навыков, позволяющих решать сложные задачи в нестандартных условиях;
• развитие важных личностных качеств: стрессоустойчивость, взаимовыручка, активность, другие;
• повышение уверенности каждого участника;
• развитие умения бороться с личными страхами и зажатостью.
СЛАЙД 10
Какие формы работы с коллективом по командообразованию вы знаете?
Классификация тимбилдинга принимает один из нижеприведенных вариантов:
1. Творческий ( основан на выражении сотрудниками своих творческих начал: музыка, актерское мастерство, художественные проявления);
2. Нестандартный (экзотический) тимбилдинг;
3. Спортивный тимбилдинг (актуален для проведения как в помещении, так и на природе);
4. Исторический (в основу заложены исторические события или известные люди);
5. Психологический (познание мыслей работников и их социальные ориентиры).
Сегодня можно выделить следующие виды командопостроения:
• Упражнения;
• Игры и квесты;
• Тренинги.
Спортивный тимбилдинг – хороший толчок к командной работе и усилению внутренней коммуникации. Соревнования могут быть проведены на базе арендованного комплекса или центра, занимающегося организацией корпоративных игр
Интеллектуальные мероприятия
Проведение интеллектуальных мероприятий следует за спортивными состязаниями. Главная цель – раскрытие эрудированности, повышение скорости мышления и командная работа.
Существует большой набор корпоративных интеллектуальных игр:
• «Что? Где? Когда»;
• «Форт Боярд»;
• квесты в закрытой комнате, иные.
Персонал будет разгадывать загадки, искать выход из бункера или играть в классическую «Мафию» – выбор решений неограничен. Интеллектуальные мероприятия и игры помогают решить целый комплекс задач:
• определение эрудированности и типа мышления каждого сотрудника;
• развитие навыков, позволяющих мыслить быстро и нестандартно;
• установление взаимных дружеских отношений;
• тренировка памяти.
можно рассмотреть следующие варианты игр:
• стандартный «Крокодил». Во время игры участникам нужно будет показать персонажа, явление природы или предмет, но беззвучно;
• «Узнаем друг друга». Все участники получают лист бумаги и ручки, а потом пишут короткий факт о себе. Листы складываются в корзинку или ящик, после чего факты зачитываются и нужно угадать человека, о котором идет речь. Участники могут писать не только факты, но и рассказать о любимых блюдах, фильмах или других моментах, раскрывающих их личность;
• «Элаис». Участники разделяются на две команды, каждая получает карточки со словами. Ведущий, выбранный командой, должен использовать синонимы, антонимы, вопросы и другие виды разъяснений, которые помогут быстро отгадать слово. Победу одержит та команда, которая угадает большее количество слов в течение отведенного времени, например, 120 секунд.
проводят турниры по шашкам и шахматам, а также используют настольные игры в стиле «Испорченный телефон», «Уно», «Кто я?» и другие.
Творческие мероприятия
Во время творческих мероприятий персонал отдыхает и получает возможность раскрыть свой потенциал. Можно организовать следующие виды мероприятий:
• мастер-класс по лепке из полимерной глины;
• занятия по кулинарии или визажу;
• уроки по живописи, во время которых участники научатся рисовать и смогут создать картину по заданной тематике;
• создание изделий с помощью техники декупаж;
• арт-терапия, которая поможет выявить проблемы, накопившиеся в коллективе, с помощью рисования красками, карандашами, песком и применения других творческих инструментов;
• организация совместной костюмированной фотосессии, иные.
Творческие мероприятия являются основной формирования сплоченного коллектива, ведь в них отсутствует дух соперничества и азарт. При выборе тематики нужно учитывать возраст сотрудников, в противном случае мероприятие не заинтересует персонал и кроме ощущения скуки ничего после себя не оставит.
В заключение
Тимбилдинг – универсальный инструмент, который помогает предупредить высокую текучесть кадров: люди не захотят уходить из слаженного коллектива, все члены которого относятся к друг другу с уважением и всегда готовы прийти на помощь.
Основная особенность тимбилдинга – развлекательный характер, который дает возможность расслабиться и покинуть пределы детского сада на психологическом уровне.
СЛАЙД 12
Как правильно организовать мероприятие в рамках тимбилдинга?
В этом случае нужно решить следующие вопросы:
• выбрать формат мероприятия и составить сценарий, в противном случае участникам будет скучно и все пойдет не по плану;
• подготовить площадку для проведения. Это может быть веревочный парк, футбольное поле или творческая студия, что зависит от формата и тематики;
• позаботиться об обеспечении. Средняя длительность мероприятия составляет 3-5 часов, поэтому нужно заранее заказать холодные и горячие напитки, а также легкие закуски в индивидуальной упаковке или контейнерах.
Каким образом проводятся подобные мероприятия?
Основная суть таких тренингов сводится к командному соревнованию. И это принципиально важный момент — должно быть именно командное соревнование, а не борьба участников одного и того же коллектива между собой (согласитесь, им этого и на работе достаточно). То есть идеальный вариант — это проведение соревнования между командами от двух разных ДОУ или ДОУ и СОШ. Таким образом, формируется четкое визуальное разделение на подсознательном уровне на своих и чужих — весьма результативна методика, позволяющая сплотить коллектив еще во время игры и перенести эти чувства в рабочую обстановку.
СЛАЙД 13
Примеры тренингов по командообразованию
Задача любой игры для тренинга командообразования состоит в преодолении препятствий, разгадывании загадок, открытии новых горизонтов, проявлении творческих талантов, обучении работников доверию к своим коллегам.
Все деловые игры на командообразование строятся таким образом, что справиться с задачей можно лишь при участии всех членов команды. Благодаря этому сотрудники могут эффективно взаимодействовать друг с другом. В процессе игры позиции участников могут меняться. Роль лидера попеременно переходит разным людям. Один из наиважнейших моментов развлечения – развитие у персонала лидерских навыков.
Игровые тренинги на командообразование позволяют достигнуть следующих целей:
• Увидеть каждого работника таким, какой он есть. Узнать о его взаимодействии с другими сотрудниками, умении работать в команде. Определить его решения и действия в различных ситуациях;
• Помочь персоналу лучше узнать друг друга в относительно деловой обстановке;
• Выявить у сотрудников лидерские или исполнительские качества. Благодаря этим знаниям можно понять, в какой области тот или иной работник может оказаться наиболее полезным, как раскрыть его потенциал.
Игровые тренинги необходимо выбирать с учетом поставленных целей и того, для какого именно персонала вы будете их проводить. Например, игры на командообразование для продавцов могут быть направлены на то, чтобы узнать, как тот или иной сотрудник активен и коммуникабелен.
Если вы решили провести игры на командообразование, вам необходимо выбрать те варианты, которые принесут вашим сотрудникам только положительные эмоции. Позволят им отдохнуть и создать атмосферу ненормального общения и доверия. Сплотить коллектив вы можете лично.
Я предлагаю нам с вами в них поиграть
1. Меняемся местами. Сотрудники встают в круг. Ведущий игры оглашает какой-либо общий признак, который относится и к нему. Допустим, говорит о том, что поменяться местами должны те, у кого дома есть собака. Сам ведущий, владелец собаки, также занимает чье-либо место. Тот, кто не успел занять место, становится ведущим;
(кто мечтает ходить на фитнес, кто посещает бассейн, кто занимается туризмом, кто любит путешествовать, кто умеет готовить вкусную выпечку, кто выращивает цветы, кто умеет шить одежду, кто вяжет)
2. «Квадрат» (5-10 мин.) Упражнение «Квадрат»
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения
Станьте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не открывать глаза.
Вопросы: Все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры. Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
3. Упражнение «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда». Размер группы: 8– 15человек Время: 10– 15 минут Инструкция: Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову: Если команда — это постройка, то она… Если команда — это цвет, то она… Если команда — это музыка, то она… Если команда — это геометрическая фигура, то она… Если команда — это название фильма, то она… Если команда — это настроение, то она… 3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали… Итоги упражнения: Что вам понравилось в этом упражнении? Какие ответы были для вас самыми интересными? Какие ответы удивили вас? О чем нам говорит это упражнение?
Упражнение «Идеальный мир»
Материалы: 2 листа ватмана; маркеры разных цветов. Место проведения и исходное положение участников: педагоги делятся на 2 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу. Задание: первой команде нарисовать картину «Идеальный коллектив»; второй команде нарисовать картину «Идеальный коллега», и представить картины всему коллективу. Время: на выполнение задания у группы есть 10 минут. Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут
Наблюдая за тем, как ваш персонал играет в командообразующие игры, стоит вести записи. В ходе таких наблюдений вам необходимо записывать данные о каждом сотруднике в отдельности. Если вы не уверены в том, что сможете справиться с такой задачей самостоятельно, возьмите себе помощника.
Последним заданием я предлагаю Вам составить заповеди сплоченного коллектива (заповеди на слайде)