Ольга Ситникова
Перспективный план работы по национально-региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.
Темочки:
В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Цель: обогащать социальные представления детей о жизни родного города, его истории, расширить представления об образе жизни людей, населяющих город Липецк; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре города Липецка.
Программные задачи:
- способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;
- формировать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
- повышать этнографическую грамотность детей;
- стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;
- развивать мышление, воображение ребенка.
Месяц Тема Содержание Цель Материал
Сентябрь «Я познаю» Ознакомление с краеведческим материалом, ознакомление с бытом, традициями, обычаями русского народа. Формировать у детей представления, знания краеведческого характера о родном городе. Познакомить с обычаями, традициями. Наглядный материал: герб, флаг, игрушки, посуда и т. д.
Сентябрь «Дом, открой свою тайну» Посещение музея. Продолжать формировать представления о родном крае. Воспитывать интерес к национальной культуре и чувства детей в процессе познания. Познакомить с крестьянской избой и ее утварью. Домашняя утварь: ухват, чугунок, кочерга и т. д.)
Сентябрь «Липа – символ нашего города» Знакомство с историей возникновения названия города. Познакомить детей с названием города, его отдельных улиц (Липовская) Флаг и герб города
Октябрь «Мы играем» Знакомство с русской народной игрой «Филя и Уля» (Князева – 70) Способствовать нравственному развитию детей. Учить придумывать ситуации, из которых нужно найти правильный выход.
Октябрь «У нас сегодня капустник» Знакомство с праздником - Покров Познакомить с народными обычаями, приметами октября
Октябрь «Хлеб - всему голова» Знакомство со старинными способами уборки хлеба в Липецкой области. Познакомить детей с историей родного края, традициями, связанными с окончанием уборки урожая.
Октябрь «Русский народный костюм» Знакомство с русским народным костюмом. Развивать интерес к прикладному искусству родного края, познакомить с элементами народного костюма Липецкой области. Иллюстрации костюмов и головных уборов народной одежды.
Ноябрь «О тебе, мой город, слово» Знакомство с предприятиями нашего города Продолжать расширять круг знаний детей о родном городе, труде взрослых
Ноябрь «Украшение русского сарафана» Использование народной культуры в аппликации. Учить не только воспроизводить показанное, но и комбинировать исходные материалы. Учить видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов на плоскости. Воспитывать интерес к народному искусству Готовая форма сарафана из картона, ножницы, цветная бумага, трафареты.
Ноябрь «Романовская игрушка» Знакомство с глиняными игрушками с. Ленино Познакомить детей с особенностями романовской игрушки, воспитывать чувство гордости за мастеров родного края. Романовские игрушки
Ноябрь «Чудеса из глины» Знакомство с технологией изготовления народной игрушки Учить лепить глиняные игрушки пластическим способом (из целого куска, воспитывать желание сохранять и познавать народное искусство. Глина, стеки.
Декабрь «Есть в Липецком крае такие места» Знакомство с растительным и животным миром липецкой области. Расширять знания детей о природе, познакомить с заповедными местами Липецкой области. Фотографии, иллюстрации
Декабрь «На печи лежим, сказку слушаем» Познакомить с бытом и традициями русского народа. Учить детей на примере русских народных сказок понимать нравы
, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Русские сказки.
Декабрь «Мы рисуем сказку» Рисование по мотивам народных сказок. Познакомить детей с народной сказкой. Развивать интерес к сказкам и рисованию. Вызвать эмоциональное отношение к сказкам. Воспитывать эмоциональное отношение к друг другу. Альбомные листы, краски, цв. карандаши, восковые мелки, фломастеры.
Декабрь «Новый год на Руси» Рассказ о традициях празднования Нового года. Формировать представление о семейных традициях, воспитывать любовь к своей семье. Фотографии, записи семейных праздников.
Январь «Рождественские святки» Развлечение «Зимние святки» Познакомить с традициями Рождественских праздников, святочных гаданий, разучить колядки, игры.
Январь «Зимние узоры» Знакомство с Елецкими кружевами. Формировать интерес детей к народно – прикладному искусству родного края, формировать интерес к красоте в искусстве, способствовать эстетическому воспитанию детей. Елецкие кружева.
Январь «Волшебная ниточка» Нетрадиционное рисование по мотивам Елецких кружев. Развивать у детей умение передавать узоры в рисунках. Учить выразительности при рисовании. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность. Белая гуашь, нитки, цветной картон.
Февраль «Люби и береги родную природу» Знакомство с Красной книгой. Познакомить детей с Красной книгой, с животным и растительным миром Воронежского заповедника, продолжать знакомить с правилами поведения в природе. Иллюстрации, фотографии Воронежского заповедника.
Февраль Путешествие в прошлое России. Знакомство с былинами. Показать на примере легенд, былин мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича. Русские былины, картина Васнецова «Богатыри».
Февраль «Герои - липчане» Знакомство с выдающимися людьми Липецкой области Знакомить детей с историей родного края, героями, уроженцами Липецкой области (Водопьянов, Флеров и др.) Воспитывать чувство гордости за родной край. Фотографии, исторические данные.
Февраль «Ждем весну, готовимся к Масленице» Развлечение «Прощай, Масленица» Познакомить детей с русскими традициями, с тем, как на Руси праздновали и празднуют этот день. Заклички, масленичные приговоры.
Март «Нет лучше дружка, чем родная матушка» Беседа о маме. Воспитывать любовь к своей семье, формировать знания о семейных и родственных связях, ценностях семейных отнтшений.
Март «Липецкие узоры» Готовим подарок маме. Приобщать детей к трудовым традициям нашего города, с особенностями Липецкой росписи. Выставка «Липецкие узоры»
Март «Государственная символика» Знакомство с государственной символикой. Формировать представление о мире, родной стране, символике России (гимн, герб, флаг, о том, что у каждого человека есть документы: паспорт, свидетельство о рождении. Гимн, герб, флаг, паспорт, свидетельство о рождении.
Март «Прилетайте, жаворонки, к нам…» Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Познакомить детей с весенним праздником «Сороки», традициями этого праздника.
Апрель «Шутку шутить – людей смешить» Знакомство с потешным фольклором. Познакомить детей с особенностями потешного фольклора, Скороговорки, потешки, небылицы.
Апрель «Дорога в космос» Экскурсия по городу. Расширять знания о родном городе, познакомить с космонавтами, в честь которых названы улицы города.
Апрель «Христос воскрес, воистину воскрес» Бе5седа об обычаях и обрядах на Пасху. Познакомить с праздником Пасха, традициями этого праздника в Липецкой одласти. Крашенки,куличи.
Апрель «Красная горка» Развлечение «Красная горка». Познакомить с традициями народных гуляний на пасхальной неделе.
Май «День Победы» Знакомство с героями – липчанами. Познакомить детей с героями – земляками, в честь которых названы улицы города. Фотографии, книга «Дорогой славы и бессмертия»
Май «Угадай мелодию» Знакомство детей с русскими народными мелодиями. Учить детей узнавать русские мелодии. Развивать интерес к мелодиям. Запоминать мелодии Диск «Народная музыка»
Май «Я, ты, он, она - вместе целая страна» Подготовка детей к развлечению. Обобщить знания детей о родном крае. Вызвать желание участвовать в развлечении.
Май «Я, ты, он, она - вместе целая страна» Развлечение (итоговое занятие). Формировать патриотические и гражданские чувства детей, создавать условия для проявления самостоятельности, активности и творчества Атрибуты для развлечения.