Оксана Косинова
Статья о духовно-нравственном воспитании дошкольников «Экология души»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире космических скоростей, всеобщей компьютеризации и практицизма нравственное воспитание утрачивает свою ценность. Наши дети усваивают нормы поведения, глядя на куда-то постоянно спешащих родителей, просматривая бесконечные боевики и телесериалы, рекламные ролики, в которых красивая жизнь даётся легко, без особых физических и моральных усилий.
Вы заметили, что дети почти перестали верить в чудеса? Предел их мечтаний-Барби и Бэтмен, а не добрый крокодил Гена и милый наивный Чебурашка. Почему же мы, взрослея, удивляемся, глядя на бездушное отношение детей к природе, жестокое-к животным и птицам, равнодушное-к нам? Ведь прообраз будущего наших детей-мы сами. Они, дети, лишь зеркальное отражение окружающего их мира. Куда же придёт наше «племя молодое, незнакомое» через пару десятков лет, если мы сейчас не поймём масштабность данной проблемы?
Публикация «Статья о духовно-нравственном воспитании дошкольников „Экология души“» размещена в разделах
В МБ ДОУ детский сад №26 п. Венцы проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников-одна из наиболее значимых. Поэтому и пути её решения выбрали не формальные, сводящиеся лишь к прочтению той или иной художественной литературы, а избрали путь поиска новых эффективных методов формирования моральных ценностей дошкольников. Так, в подготовительной группе детского сада уже на протяжении двух лет ребята становятся участниками увлекательных коррекционно-развивающих занятий из цикла «Уроки добра». Их друзья-сказочные герои, не поучающие, а помогающие найти выход из проблемной ситуации. Психогимнастика и релаксация под музыку помогают снизить психологическую нагрузку, улучшить эмоциональный фон. А социометрические тесты позволяют педагогу в игровой форме выявить эффективность таких занятий. Так, на заключительном занятии к ребятам в гости пришли герои из сказки О. Уальда «Мальчик-звезда». Перед детьми встал нелё гкий выбор: кто из персонажей ему симпатичнее-нищинка (добрая и кроткая) или её сын, Мальчик-звезда (красивый, но жестокий). При устном опросе все дети ответили, что симпатизируют нищенке. Но когда предложили взять угощение с тарелки понравившегося персонажа результат был иным, т. к. соблазн был велик: на тарелке нищенки были кусочки хлеба, а на блюде Мальчика-звезды-всевозможные сласти (печенье, пастила, зефир). Только несколько кусочков хлеба оказались у ребят, при том что блюдо отвергнутого Мальчика-звезды было пустым. На вопрос педагога, почему дети не взяли угощение у мальчика, одна из девочек тихо ответила : «Я тоже хотела взять печенье, но он злой и плохо относится к маме. А нищенка добрая и хорошая». Как радостно было слышать эти слова! Значит, зёрна добра попали в благодатную почву и обязательно дадут свои всходы.
Одной из форм работы стала театрализация сказок старшими дошкольниками для своих младших друзей. Через сказку дети обогащали свой эмоциональный мир, ощущали моральное удовлетворение от совершённого доброго поступка. Обстановка доброжелательности всегда сопровождала такие театральные постановки. Старшие дети ощущали себя «артистами» и заботливо усаживали малышей на стульчики, а малыши с почтением смотрели на «звёзд» и мечтали стать такими же через несколько лет. Малышей уже не обижали, а, скорее, опекали. Ведь не будешь колотить того, который несколько минут назад с благоговейным трепетом заглядывал тебе в глаза.
Природа также является неотъемлемым звеном на этапе формирования нравственности, тем более, что детский сад носит экологический профиль. Экологические игры, экскурсии в сквер, парк, на луг, многочисленные наблюдения с обязательным включением поэзии, фольклора помогают воспитывать чутких, добрых ребят, любящих и охраняющих природу. Мы уверенны: наши дети не будут разорять птичьи гнёзда, если они участвовали в спасении птенцов; не станут браконьерами, если сами выкармливали «золотую рыбку»; не сломят ветку дерева, если сами с любовью высаживали растение. «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце»-эти слова о любви не только к природе, но и ко всему окружающему. Любить и познавать мир, при этом оставаясь добрыми, дети стремятся в любой сфере деятельности, в том числе и в художественно-творческой. Свои эмоции они переносят на бумагу. Любимый ребёнком герой будет преукрашен, дополнен деталями, если не преобладают отрицательные эмоции-лицо в этом случае заштриховано, в рисунке преобладают тёмные, мрачные тона. Но мрачные рисунки в нашем детском саду-большая редкость. Чаще всего дети рисуют сказочных принцесс, любимых животных, прекрасные цветы…Сюжеты просты и чисты, как мечты ребёнка. И, с большой радостью, можно отметить стремление подарить свою «картину» другу, маме, воспитателю…
Как мы видим, лишь в совокупности всех методов воспитания, можно добиться того, чтобы ребёнок был нравственно воспитан, совершал добрые поступки не потому, что «так надо», а по велению сердца. И настанут времена, когда сбываются детские мечты, прилетает Синяя птица, приносящая с собой радость, добро и счастье.