ирина кузнецова
Семинар для родителей «Логопедия на кухне»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей.
Составитель: Кузнецова И. Б.
Воспитатель I кв. категории
г. Аша,2020 г.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы с Вами будем говорить о логопедических играх, которые можно проводить на кухне.
Публикация «Семинар для родителей „Логопедия на кухне“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Часто мы слышим от родителей вопрос : «Когда позаниматься с ребенком?». Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Сегодня мы будем учиться играть с детьми (вами). на кухне.
«Вот уж неподходящее место для игр!»- скажете вы. Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом, совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать?
Сегодня мы поучимся не разделять эти процессы во времени и пространстве. Мы найдем способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне.
В ходе мастер класса хотелось бы показать применение некоторых обычных предметов и домашнего окружения для организации игр по речевому развитию, а так же как обыденные действия можно превратить в обучающие игры для ребёнка.
Все игры можно разделить на группы:
· игры для развития речевого дыхания,
· игры на развитие мелкой моторики,
· игры на развитие звукового восприятия,
· игры на обогащение словарного запаса,
· игры на развитие грамматического строя речи.
Для начала мы рассмотрим игры на развитие речевого дыхания.
Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Это считается одним из необходимых и значимых условий в постановке звуков. Ведь все звуки мы произносим на выдохе.
· Для развития речевого выдоха и вдоха, можно попробовать подуть на воду, налитой в стакан через коктейльную палочку в стакане, изобразить бурлящую воду. (маму попросим).
· Тарелка с водой. В ней плавают кораблики. Подуть. (маму просим)
· Для задержки дыхания попробуем перекладывать макароны с помощью трубочки на другую тарелку. (показать)
Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами.
Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой на пластилине или клее, искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т. д. Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков.
II. Практическая деятельность
Предлагаю Вам сейчас побыть в роли детей и поиграть в некоторые игры.
«Перебрать фасоль и горох»
«Бусы» Нанизать макароны на шнурочек.
«Колодец» Сделать из спичек колодец.
«Порисовать пальчиками на манке»
. И пока мы заняты делом, предлагаю поиграть в игру
«Доскажи словечко» - взрослый предлагает ребё нку закончить предложения в стихотворении:
Я захотел устроит бал,
И я гостей к себе…. (позвал).
Я взял муку и взял творог,
Испёк рассыпчатый (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не…. (идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек (откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту… (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек… (не нашли).
И так, можно использовать любое стихотворение, которое ребенок может продолжить. А можно составлять предложения самим, например:
Мама принесла из магазина хлеб…
Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите на терке сырую морковку, прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т. д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.
Давайте поиграем.
У меня 3 баночки. Какой баночкой я буду греметь? (объяснить) Молодцы.
Я сейчас дам Вам послушать звуки, которые встречаются у нас на кухне, а Вы отгадайте, что может издавать эти звуки? (запись)
Если ребенок знаком с буквами, попробуйте придумать названия блюд на определенный звук. Например на звук «С» : салат, сырники, морс, суп.
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Развитие артикуляционной моторики.
Сегодня поиграем в некоторые, на мой взгляд, интересные и полезные игры. И вы убедитесь, что различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.
Что я принесла?
- Кар-р-р-тофель или капусту?
- Ар-р-р-буз или дыню?
- Пер-р-р-сики или бананы?
- Лук или огур-р-р-цы?
- Помидор-р-ры или баклажаны?
Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа…
Игры на развитие грамматического строя
Поиграем в игры на развитие грамматического строя
Вспомните побольше слов, описывающих (напр.) апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический…
А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая…
Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся
Игра «Назови ласково»
Апельсин - апельсинчик
Булка - булочка
Игра «Один-много»
Ребенку показывают сначала один фрукт, потом два и просят сказать, что это?
Лимон - лимоны
Апельсин - апельсины
Игра «Повар»
Показываю картофель. Что можно приготовить из картофеля? (пюре, а как будет называться? (картофельнОЕ, а начинка (картофельнАЯ, а суп- (картофельнЫЙ).
Сок из апельсина- апельсиновый
Салат из моркови- морковный и т. д.
Варенье из яблок- яблочное
Компот из груш- грушевый и т. д. (картинки показать)
Предлагаю вам подборку игр на обогащение словарного запаса.
Игра «Четвертый лишний»
Положить перед ребенком 3 овоща и один фрукт. Ребенок должен определить, какой предмет лишний.
Игра «Посуда»
Ребенку показывают половник, сковородку, кастрюлю и т. п., и закрепляют слова-действия: половником Что делают?- мешают, на сковородке жарят, в кастрюле варят и т. д.
Игра «Где что спряталось?».
Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: сахар, хлеб, конфеты. Оказывается, сахар «прячется» в сахарнице, хлеб «прячется» в хлебнице, конфеты- в конфетнице, суп в супнице, овощи - в салатнице.
«Сложные слова» Указать ребенку на то, что на кухне есть слова, которые подружились навсегда:
мясо рубит - мясорубка
кофе варит - кофеварка
сок выжимает - соковыжималка
кофе мелит – кофемолка
Игра «Неизменяемые слова» Есть слова, которые никогда не меняются.
Угостите меня кофе. Сделайте мне кофе.
Сварите мне какао. Я люблю какао.
Послушайте радио. По радио передавали песенку.
Игры на обогащение словаря ребенка.
Сейчас поиграем в игры на обогащение словаря ребенка.
Игра «Достаем слова»
Внимание на экран, вы сварили борщ, ребенок видел, что вы в него кладёте.
- Какие слова можно достать из борща?
Называйте, пожалуйста? (Картошка, укроп, свекла и мясо)
Можно, доставать слова из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т. д.
.
Игра «один_ много»
Игра «Учим предлоги» после похода в магазин раскладываем продукты сообща.
- Конфеты положи в конфетницу.
- Салфетки сложи в салфетницу.
- Коробку с соком поставь около микроволновой печи.
-Фрукты положи на нижнюю полку в холодильник.
Так, ребёнок выполняет поручения, а вы спрашиваете,что и куда он положил.
Игры, развивающие умения делить слова на слоги
Теперь поиграем в игры, которые закрепляют умения детей делить слова на слоги.
Игра «Подбери слова»
Вот одна фасолинка.
- Назовите продукты или любые слова, в которых один слог, два, три слога.
-Возьми столько макарон (горошин, фасоли и т. п.) сколько в этом слове слогов.
-Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.
Развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.
Далее остановимся на играх, способствующих развитию фонематического слуха.
Игра «Покупки»
Вы, показываете ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «С». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Перец или соль?
Сок или хлеб?
Колбаса или бананы?
Свекла или баклажаны?
Игра «Необычное меню»
- Попробуем составить необычное меню. Название продуктов или приготовленных блюд должно начинаться с названия дня недели.
- С какого звука будут начинаться названия блюд или продуктов в понедельник?
- Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки!
- Пожалуйста, предлагайте, что приготовите в понедельник?
- Плов, плюшки, паштет, пончики.
- Что приготовите во вторник?
- Ватрушки, вареники, варенье.
- А в среду?
- Суп, салат, сырники, сыр.
- А в четверг?
- Чай, чернослив.
- В пятницу?
- Пирог, печенье, печень, пельмени.
Ш. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Обмен мнениями.
Я уверена, вы уловили смысл речевых игр на кухне и в любом другом месте. Играйте вместе, наслаждайтесь совместными делами, ведь время так быстро бежит.
В заключение, я предлагаю пододвинуть к себе подносы с манной крупой,
подумать и нарисовать впечатления о сегодняшней нашей встрече. Это примеры игр на развитие мелкой моторики рук.
Пожалуйста, выскажите свои впечатления и назовите игру, которая вам больше всего понравилась.
(Родители рисуют на манке, звучит спокойная музыка.)
Этот прием, рисование на манке, вы тоже можете использовать на кухне дома
Спасибо за внимание. Я готова выслушать ваши вопросы и предложения.