Татьяна Богданова
Семинар для педагогов младших групп «Кризис 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и обогащение знаний педагогов о периоде «Кризиса 3-х лет».
Закрепление умений использовать психолого-педагогические знания на прак-тике при работе с родителями и детьми в кризисный период.
Применение презентаций при проведений собраний, семинаров-практикумов с родителями.
Публикация «Семинар для педагогов младших групп „Кризис 3-х лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреж-дениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоро-вых, всесторонне развитых людей.
Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень российских людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому воспитатели выполняют не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье, правильно воспитывать детей.
Сейчас Вашему вниманию предлагаю ответить на несколько простых вопросов, для оценки уровня коммуникабельности педагога с родителями (по В. Ф. Ряховскому).
Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для Родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум Усилий, чтобы избежать этого поручения?
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с Родителями с кол-легами, руководством?
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не Приемлите?
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится ис-пытуемый.
30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислу-шиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чув-ствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с боль-шинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь ак-тивно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, дос-таточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызы-вает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излиш-ней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспи-тывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете, грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей преду-сматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой ра-боты с детьми. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг во-просов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Сейчас вкратце остановимся на психологическом развитии детей 3-х лет.
На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие.
Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6—7 часов в сутки. Ребенок уже может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечений. Теперь ему трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос.
Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, например, пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.
На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Устойчивее становится внимание малыша. Одним делом он может заниматься до 30 минут, а при участии взрослых и дольше.
Быстро развивается речь ребенка — обогащается ее смысловое содержание, рас-ширяется словарь, грамматически она становится все более правильной.
Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 1200—1300 слов. Ре-бенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако воспитатели и родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.
Характерной особенностью детского мышления является то, что он не может еще отвлеченно мыслить, но в жизни, в конкретных условиях, он уже способен решать про-стейшие умственные задачи.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Ес-ли в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Резко изменяется и характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В зависимости от того, какие взаимоотношения существуют между членами семьи и как они относятся к ребенку, у него формируются разнообразные взаимоотношения с матерью, отцом, бабушкой, братьями и сестрами.
Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятель-ной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого - ведь взрос-лые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Тенден-ция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д. Б. Эльконин.
Говорят, что о кризисе 3-х лет много сказано и написано, но системы в подаче ин-формации для педагогов и родителей нет. Поэтому сегодня я хочу поговорить о «Кризисе 3-х лет».
Опираясь на ваши ответы в анкетах, я хочу расширить знания об этом периоде дет-ства детей.
На рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения человека возникают так называемые кризисы развития. Возрастные кризисы - это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
В отечественной психологии существуют три принципиальные позиции в понима-нии кризисов психического развития в детстве:
1. По Л. С. Выготскому, возрастной кризис - норма онтогенеза. Возрастной кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития, когда новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой.
2. Согласно Д. Б. Эльконину, кризис - норма онтогенеза, условие кризиса - расхож-дение между операционально-технической и мотивационно-потребностной сторонами деятельности ребенка.
3. По А. Н. Леонтьеву, кризис - свидетельство не совершившегося своевременно перехода ребенка в новую систему отношений, который состоит в смене ведущей деятельности. Такой подход трактовал кризис как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость, поддающийся педагогической коррекции.
В зарубежной психологии приняты иные подходы к пониманию возрастных кризисов. Так, по Э. Эриксону, кризис - потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития.
Итак, в рамках культурно-исторической теории возрастной кризис состоит в пре-образовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая.
Так чем же знаменателен этот возраст, и как педагогам и родителям быть готовым к изменениям характера ребенка?
Каждый ребенок уникален. И, сам по себе, возраст 3 года не является каким-то волшебным. У кого-то изменения в характере, специфические для "кризиса 3 лет" могут наступить в 2,5 года, а у кого-то в 4 года. Протекание кризиса также имеет индивидуаль-ную вариабельность по силе и продолжительности. Чей-то ребенок, в этот период време-ни, вообще станет не узнаваемым, "как будто его подменили", а кто-то из родителей не отметит ничего особенного в поведении своего ребенка. У всех по-разному, однако, это тот переходный период, когда начинается качественно новый этап в жизни каждого ре-бенка. Но также это трудное время и для родителей, которое требует коренного пересмот-ра их отношения к своим детям.
За первые три года своей жизни маленький человек осваивается в окружающем мире, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. Он выделяет свое "Я", и все хочет делать САМ.
В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всем быть похожими на них, чтобы с ними советовались и учитывали их мнение. Они добиваются от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Родители не всегда знают, как вести себя в ситуации, когда ребенок становиться неуправляемым в период «кризиса 3-х лет», поэтому часто обращаются за консультативной помощью к воспитателю и педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении. Их задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей.
Подобных кризисов в жизни ребенка несколько, и каждый из них может стать со-зидательной и прогрессивной ступенью роста. - Именно в три года важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости! Итак, малышу исполнилось два года: ждите кризис! Он будет нарастать постепенно, достигнет бурного пика - с теми са-мыми истериками и конфликтами, а потом сойдет на нет. Став для малыша великой шко-лой жизни.
Л. С. Выготский описал кризис 3 лет в следующих проявлениях:
Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.
1. Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.
- Машенька, пойдем гулять?
- Не-ет! Не пойдем!
- Ну хорошо, тогда дома поиграем!
- Не-ет! Не хочу дома!
- Пойдем тогда в гости сходим.
- Не-ет! Не пойдем в гости!
Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На са-мом деле малышу хочется гулять! Да и в гости ох как хочется, но ведь не он это предло-жил…
2. Упрямство. Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.
- Купи шарик!
Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.
- Купи машинку!
- Она тебе нужна?
- Да-а-а!
Через минуту интерес к машинке иссяк, и она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй ма-ма не купи - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.
3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой.
4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…
5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:
- Подними! - командует он маме.
- Нет уж, сам подними.
- Не могу-у! Ты подними! - и истерика.
6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».
7. Деспотизм и ревность.
- Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!
Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к себе. Психологическое отделение от близких людей. Слайд 12. Успеш-ное прохождение этого периода очень важно, т. к. закладывается фундамент отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста). Также в этом возрасте заклады-вается базовая характерологическая характеристика: независимость, самостоятельность в случае успешного прохождения кризиса и стыд, и постоянные сомнения в противном случае.
Ситуации из жизни
***
Маленький Ярослав садится завтракать, мама предлагает кашу и яблоко, разрезанное на части. Вдруг Ярослав спохватывается:
- Не хочу разрезанное, хочу целое!
Мама:
- Я не знала, что его не надо разрезать. Но яблок больше нет.
- Склеива-ай! Сшива-ай! Не буду такое! - и истерика.
Неправильная реакция: начать ругаться и кричать. Еще хуже - в порыве гнева шлепнуть - тем самым дать официальный повод плакать.
Правильная реакция: во-первых, игнорирование. Мама спокойно придвигает к себе тарелку с яблоком и как ни в чем не бывало ест. Тут малыш невольно задумается - может, лучше прекратить капризы, а то и без яблока можно остаться. Можно и так: «Ну ладно, не хочешь разрезанное - придется его мышке отдать!» - и поставить куда-нибудь за холодильник. Во-вторых, проявить уважение и признать право на самоопределение, пред-ложив: хочешь склеить? Хорошо, давай трудись - тебе скотч дать или клей? А может, ме-дом склеится?
***
Маленький Андрей – 3 года, в семье родился младший брат. Дома и в детском саду начались проявления истерики, агрессивного поведение к детям и взрослым. В беседе мама, говорит, что дома такого нет, а папа отвечает, что и дома постоянно такие проявле-ния.
Неправильная реакция: начать ругаться и кричать. Еще хуже - в порыве гнева шлепнуть - тем самым дать официальный повод плакать. Незнание родителями проявле-ний кризиса 3-х лет, не желание принятия помощи со стороны педагога.
Правильная реакция: терпение и только терпение. В момент появления второго ребенка в семье нужно морально подготовить старшего, и вовлекать его помогать маме в заботе над малышом. Уделять внимание старшему ребенку, показать, что так же любим, как и раньше.
***
«Я тоже хочу варить кашу», - говорит 3-х летняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», на-стаивает девочка.
Наконец мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».
Неправильная реакция: начать ругаться и кричать. Еще хуже - в порыве гнева шлепнуть - тем самым дать официальный повод плакать.
Правильная реакция: вовлечь ребенка в деятельность, найти посильную для нее работу, дать понять, что девочка уже взрослая (ну почти, и в дальнейшем родителям бу-дет гораздо проще воспитать такое чувство как взаимопомощь.
Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то по-сле долгих усилий колготы почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам, сам! Сам!». Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»
Вопросы:
• Правильно ли поступила мама?
• Каковы последствия поведения мамы?
• Бывают ли подобные ситуации у вас?
• Как вы выходите из них?
• Что бы вы посоветовали маме?
Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятель-ности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
***
Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно высказывает бабушке своё недовольство тем, что суп тёплый, «в нём пенки» и др. Бабушка идёт у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказ-ку и т. д. всё бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.
Вопросы:
• Определите: в данной ситуации в большей степени проявляется упрямство или ка-приз? Ответ обоснуйте.
• В чём причины такого поведения ребёнка?
• Были ли у вас подобные ситуации?
• Как вы из них выходили?
Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребёнка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.
По результатам анкетирования в первую очередь педагоги рекомендуют родителям наиболее реальный и действенный выход детей из данного кризиса :
• Предоставить ребенку свободу выбора, самостоятельно предоставлять воз-можность делать все самому, при этом помогать ему так чтобы он думал, что делает все сам.
• Быть с ребенком на равных. «Давай сделаем вместе…»
К этому хочется добавить такие рекомендации:
1. Признать право ребенка на самостоятельность;
2. Предъявлять единые требования к ребенку всеми членами семьи;
3. Оценивать не ребенка, а его поступки;
4. По возможности купировать острые формы негативного поведения;
5. Родители должны быть терпеливее, внимательнее, с пониманием относиться к детям;
6. Главное – любить ребенка, быть другом, а не строгим родителем;
7. Больше уделять времени на совместную деятельность.
По предотвращению негативных черт характера ребенка 3-х лет можно проводить работу в традиционной форме: консультации, беседы, собрания, папки-передвижки, лек-ции, подбор литературы по теме. Так же нужно использовать в работе с родителями не-традиционные формы: семинары-практикумы, диспуты, «круглые столы», решение педа-гогических ситуаций, а так же предлагать обращаться родителям к специалисту по этому вопросу, т. е. к педагогу-психологу.
Проблемы в развитии маленького ребенка важно и нужно разрешать различными способами: это как непосредственная работа воспитателя с ребенком, так и работа с его окружением – родителями, которые предъявляют данную проблему.
Для этого я систематизировала материал по кризису 3-х лет, который предлагаю Вам.
Таким образом, чтобы оказать родителям конкретную помощь в преодолении кризиса 3-х лет, педагогу следует хорошо знать психологические особенности детей, трудности воспитания, которые возникают в этот период. Проведение индивидуальных бесед, консультаций и т. п. помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми даст возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитатель-ных действий.
Все это подводит нас к выводу: “ Какими бы прекрасными не были наши до-школьные учреждения и педагоги, самыми главными “мастерами”, формирующими ра-зум, мысли малышей являются мать и отец”.