Шоёнова Виктория
Семинар для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста основ ОБЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.
Что такое ОБЖ?
Публикация «Семинар для педагогов „Формирование у детей дошкольного возраста основ ОБЖ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. Увеличилось количество детей, по-падающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Поэтому главной целью и задачами является формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасности, вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в различных ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью.
Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:
1) предупреждение опасности;
2) уклонение от опасности;
3) преодоление опасности.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности :
-знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
-умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
-отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома
Программа по ОБЖ включает 6 основных направлений :
1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.
Безопасность в детском саду -это не только обучение детей основам ЗОЖ, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, но и безопасные условия пребывания детей в детском саду. Это:
- безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи, отсутствие ядовитых и колючих растений, безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)
-правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы,
иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют
требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в
недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в
недоступном для детей месте)
-мебель, подобранная по росту детей, маркировка мебели;
-маркировка постельного белья и полотенец;
-правильное освещение;
-безопасность образовательного процесса.
Как уберечь ребёнка от опасностей в этом сложном мире? Как избежать тяжёлых последствий?
Для этого выработаны принципы и формы работы с детьми по данному направлению:
не заучивать с детьми ПДД, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах.
чаще использовать наблюдение в реальной обстановке.
викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность, применение методов проекта, моделирование.
А также использование разнообразных методических приё мов:
беседа, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, рисование на различные темы.
игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами, обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи, использование художественной литературы, применение видеоматериалов, экскурсии, беседы, игровые ситуации, игры на макете, загадки, пословицы и поговорки)
метод на развитие первичных умений давать определения понятий (что такое опасность, дорога, жезл и т. д)
Также работа должна проводиться во взаимодействии с семьёй, используя формы работы : родительское собрание, консультации, семинары, развлечения, выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых, анкетирование, проектная деятельность, сюжетно-ролевые игры.
ПРАКТИЧЕКАЯ ЧАСТЬ
Большое значение в образовательной деятельности отводим чтению художественных произведений. А именно сказкам. В содержаниях сказки познаём, те самые уроки безопасности, которые должны освоить дети.
1 задание «Сказка ложь, да в ней намёк»
- какую ошибку совершила бабушка Красной шапочки? (открыла дверь незнакомцу)
- какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать дом незнакомых (волк и семеро козлят)
- какое правило безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» (не брать угощение у незнакомых людей)
- какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома? (гуси лебеди)
2 задание Угадай ребусы
3 задание «Сформулируй правила»
Вам необходимо на стихотворные строчки сформулировать правила.
1. Не открывай чужому дверь,
Любым словам его не верь.
Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.
2. Если дядя незнакомый,
Хочет прокатить,
Или дать тебе конфет,
Ты ответить должен: «Нет»
Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.
3. Если тётя подошла,
Тебя за руку взяла,
Говорит: «Пойдём в кино», -
Не ходи с ней всё равно.
Если незнакомый взрослый пытается тебя пригласить в кино или дать красивую игрушку, нельзя идти с ним.
4. Нельзя доверчивым быть,
Незнакомым секреты говорить
Они обманут ребёнка легко
И деньги его унесут далеко.
Нельзя рассказывать незнакомому человеку, что есть в доме.
4 задание «вопрос- ответ»
1. Номер телефона службы спасения? (112)
2. Кто самый внимательный на пляже? (спасатель)
3. Что нужно делать, если в воде свело ногу? (уколоть острым
предметом или ущипнуть как можно сильнее)
4. Если в квартире начался пожар, что следует предпринять? (вызвать
пожарных – попытаться тушить пожар с помощью воды, если не удается
за короткое время это сделать, необходимо покинуть помещение - ждать
приезда пожарных на улице)
5. Первое средство пожаротушения (огнетушитель)
6. К чему приводит несоблюдение правил пожарной безопасности? (к
пожару)
7. Как далеко можно заплывать в организованных местах купания? (до
буйков)
8. Что должен обязательно на себя надеть человек, выходящий в лодке
на водоем? (спасательный жилет)
9. Какие причины пожара вы знаете и как их избежать? (не баловаться со
спичками, выключать электроприборы, не включать газ без взрослых
10. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нужно
подождать, когда он уедет и дорога будет просматриваться лучше в обе
стороны)
11. Чем тушат огонь? (вода, песок, пена)
12. Установите порядок действий: что надо делать сначала: тушить, звонить, спасать (звонить, спасать, тушить)
13. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования? (с 14 лет)
Вывод: Таким образом, систематическая работа по обучению правилам ОБЖ сформирует у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах, дорогах, дома, в социуме и способствует формированию правил личной гигиены.