Ломакина Евгения
Семинар для педагогов ДОУ «Функциональная грамотность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогов ДОУ «Функциональная грамотность дошкольников».
Притча «Тайная церемония»
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. — Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Функциональная грамотность дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач.
В соответствии с ФГОС ДО работа педагога должна строится таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научиться адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.
Функционально грамотная личность
— это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
Добывать знания
Применять знания и умения
Оценивать знания и умения.
Осуществлять саморазвитие
Термин «функциональная грамотность»
Был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО
В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель - повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.
Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов. Непосредственно дошкольников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего».
Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач.
Функциональная грамотность на уровне дошкольного образования
Читательская грамотность
способность понимать и использовать письменные тексты, схемы, условные знаки,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни со взрослыми и сверстниками
Естественнонаучная грамотность
способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека и для принятия соответствующих решений в соответствии с биологическим возрастом ребенка.
Математическая грамотность
способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Глобальные компетенции или Социально-коммуникативная
грамотность
Осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;
Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Финансовая грамотность
Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у дошкольников.
Креативное мышление
- способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и / или нового знания, и / или эффективного выражения воображения.
Педагогические технологии
Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
Технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
Технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
Информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
Что нужно поменять педагогам?
• Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.
• Использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).
• В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).
• Знакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.
• Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).
Как это сделать?
• Изучать практики поддержки детской инициативы. Подготовка с детьми различных плакатов.
• Планировать и проводить образовательные мероприятия в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.
• К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов. /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации».
• В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.
• Познакомиться с опытом организации среды в других образовательных организациях/ Не бояться пробовать.
Математическая грамотность
В условиях ДОУ мы используем
- дидактические и строительные игры;
- проблемные ситуации;
- логические задачи;
- графические диктанты;
- конструирование и моделирование;
- знакомим детей с геометрическими фигурами, составом числа, количественным и порядковым счетом, пространственными представлениями, временными отрезками, величиной и т. д.
Естественно-научная грамотность
в условиях ДОУ мы используем:
Оформление предметно-развивающей среды в группах:
- Мини-лаборатория (природные, бросовые и другие материалы);
- игры-эксперименты;
- картотека опытов и дидактических игр:
- Приборы-помощники (весы, магниты, лупы, песочные часы, микроскопы, глобус и т. д.);
- наблюдения и беседы.
Социально-коммуникативная грамотность
в условиях ДОУ мы используем:
- сюжетно-ролевые игры (дочки – матери, школа, магазин и прочие);
- режиссерские игры:
- театрализованную деятельность;
- беседы:
- игры-путешествия;
- квест-игры.
Социально-коммуникативная грамотность
в условиях ДОУ мы используем:
- сюжетно-ролевые игры (дочки – матери, школа, магазин и прочие);
- режиссерские игры:
- театрализованную деятельность;
- беседы:
- игры-путешествия;
- квест-игры.
Читательская грамотность
в условиях ДОУ мы используем:
- словесные игры;
- художественное слово;
- упражнения на развитие речевой активности;
- рассказы по картинкам;
- ежедневное чтение произведений разных жанров: сказок, стихов, рассказов, былин;
- малые фольклорные формы (частушки, считалки, мирилки, прибаутки);
- знакомим с произведениями разных жанров, беседуем и обсуждаем иллюстрации к прочитанному.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
Иоганн Генрих Песталоцци