Елена Чунюкина
Конспект занятия с детьми подготовительной группы для развития интереса к культурным ценностям «Гости из страны Мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему :
«Гости из страны мастеров».
Цель: развитие у детей интереса к культурным ценностям и традициям русского народа.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о тряпичной кукле.
2. Познакомить детей с куклами – оберегами.
3. Обогащать речь детей с помощью пословиц, прибауток, песенок.
Темочки:
4. Развивать творческие способности, фантазию и индивидуальное самовыражение при изготовлении куклы.
5. Совершенствовать мелкую моторику рук.
6. Дать возможность детям ощутить удовольствие и гордость от результата труда.
7. Воспитывать доброту, заботу и любовь к семье, Родине и ее традициям.
Оборудование: куклы-обереги (Пеленашка, Кубышка-травница, Крупяничка, сундучок, материал для изготовления кукол.
Ход мероприятия.
Под музыку входит в народном костюме.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Искусница. Я к вам пришла из волшебной страны Мастеров. Я пришла не одна, а со своей помощницей. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте загадку.
Платье носит,
есть, не просит,
всегда послушна,
но с ней не скучно.
Правильно, ребята, моя помощница - это кукла. Давайте достанем ее из моего сундука. Воспитатель достает куклу. Ее зовут Аленка. Она мастерица, помогает мне в работе и сегодня она пришла вместе со мной, чтобы посмотреть, как вы умеете рукодельничать. Давайте мою куклу внимательно рассмотрим.
- Аленка – обычная кукла или нет?
-Чем она необычна? (Сделана она из ткани).
- Во что она одета?
- Может, кто-то может сказать, как такие куклы называются?
Такие куклы называются ТРЯПИЧНЫЕ. Давно, когда наши бабушки были маленькими девочками, куклы делали своими руками из лоскутков ткани. Поэтому они так и называются – тряпичные куклы. Чтобы поближе познакомиться с ними, мы посмотрим на экран. Пройдемте на стульчики.
Слайды. Фото кукол с объяснением:
Кукла «Бабочка» – самая простая тряпичная кукла, напоминает бабочку, и, кажется, она сейчас вспорхнет и полетит.
Кукла «Колокольчик» – озорная куколка, своим веселым звоном забавляла ребенка.
Кукла «Желанница» – самая красивая и нарядно украшенная кукла. Она исполняла заветные желания девочек.
Кукла «Веснянка» - название куклы происходит от слова весна. Веснянка - символ красоты и молодости. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц.
Куклы «Неразлучники» – таких кукол дарили жениху и невесте на свадьбу, чтобы они жили мирно и никогда не разлучались.
Тряпичных кукол было много. Одними куклами дети просто играли, другие изготавливались специально к празднику. Но были еще и волшебные куклы-обереги, которые служили людям защитой от болезней и несчастий. Оберег – это предмет, который оберегает. Вы хотите познакомиться поближе с куклами-оберегами?
Пеленашка – эта кукла-оберег. Ребята, как вы думаете, почему ее так называли? В старину, если ребенок начинал плакать, то мать сворачивала из лоскутков куклу и приговаривала:
Сонница-бессоница,
Не играй с малюткой,
а играй с куколкой.
Пеленашка приготовила задание: заучить песенку-прибаутку.
А теперь мы познакомимся с куклой, которая называется Травяничка. В ее основе мешочек, наполненный лекарственными травами, которые лечили от болезней, оберегали всю семью от простуд. Ощутите запах этой куколки. Она наполняет дом приятным ароматом трав.
А вот Травяничка приготовила следующее задание. Воспитатель говорит первую часть пословицы, а дети должны ее продолжить.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Объяснение детьми пословиц. Как вы понимаете смысл пословиц? Молодцы, ребята, справились и с этим заданием!
Сейчас мы познакомимся с куклой-оберегом, в основе которой мешочек, наполненный крупой. Как вы думаете, как она называется? Крупеничка была оберегом семьи на сытость, достаток, богатство. Когда крестьяне собирали урожай, они отбирали самые лучшие зерна и засыпали в мешочек. Затем наряжали мешочек в красивый наряд и бережно хранили в красном углу, где находились иконы в доме. Была еще и кукла- мальчик, называлась Богач.
А вот кукла Крупеничка хочет с вами поиграть. Игра «Долгая Арина». Становитесь в кружок. Для этой игры нам нужно выбрать водящего с помощью считалки.
Ребята, я надеюсь, вы все друг друга хорошо знаете. Водящему необходимо после произнесенных слов с завязанными глазами узнать на ощупь своего товарища.
Игра «Долгая Арина».
В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
- Долгая Арина,
Встань выше овина.
Рученьки сложи,
Чье имя – укажи.
Ребята, в этой песне есть неизвестное для вас слово: Овин – высокая хозяйственная постройка, сарай, которой раньше сушили колоски пшеницы, льна или соломы перед тем, как отправить их на мельницу.
Дети останавливаются, Арина подходит к ребенку и угадывает его имя.
- Хорошо, дети, вы справились со всеми заданиями. Ребята, а вы знаете, что Крупеничку дарили своим родным и близким людям с пожеланиями счастья, здоровья. Вы бы хотели сделать такой подарок для своих близких? Тогда пройдем за столы.
Далее идет объяснение этапов изготовления куклы. Перед вами лежит мешочек, его нужно заполнить любым зерном, которое вам нравится. Затягиваем веревочкой мешочек и берем еще одну веревочку и обвязываем посередине поясок, тем самым отделяя голову от туловища. Далее выбираем своей куколке юбку и одеваем ее на нижнюю часть туловища по линии пояска. На голову одеваем куколке украшение, а затем завязываем платочек. Вот такая у нас получилась куколка Крупеничка. Давайте ее возьмем в руки, какая она теплая. Запомнили последовательность? Вы, ребята, можете делать на выбор: Богача или Крупеничку. Богач – кукла, которая тоже представляет собой мешочек, наполненный крупой, но одежда у него отличается. Он носит рубашку, которая одевается через голову и подвязывается пояском. На голове у Богача красивая шапочка.
Но перед тем, как приступить к изготовлению куклы, давайте сделаем гимнастику для пальчиков:
Наша куколка гуляла
И играла, и плясала
До чего ж она устала
Забралась под одеяло
Дети изготавливают куклы.
Какие красивые у вас получились куколки! Возьмите их в руки.
Что вы чувствуете, когда держите в руках свою куколку? (Тепло, любовь). Подумайте, кому вы подарите куклу-оберег и что пожелаете этому человеку?
Игра «Пирамида добра»
Давайте возьмем в руки свои куклы и снова встанем в круг.
Что доброго, хорошего вы пожелаете человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь. Воспитатель первый произносит пожелание: «Я хочу вам всем мира и добра!» Потом говорят дети.
Воспитатель тихонько раскачивает пирамиду со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» Рассыпалась пирамида, а значит, наши добрые пожелания разлетятся по всей земле! Молодцы, ребята!
Ребята. вам понравилось сегодняшнее занятие? Что сегодня нового вы узнали? Чему научились? Что вам больше всего запомнилось на занятии? Понравилась ли вам ваша куколка, которую вы сегодня сделали?
Ребята, вы нам тоже вы очень понравились. Вы хорошо трудились, старались, спасибо вам большое, а нам с Аленкой пора в другой детский сад.