Екатерина Ячикова
Семинар-деловая игра для педагогов ДОУ «Магнитогорск — наш город на Урале»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;
вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Ход семинара:
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Публикация «Семинар-деловая игра для педагогов ДОУ „Магнитогорск — наш город на Урале“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Магнитогорск. Мой город
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Урал - наш край родной
- Темочки
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
2. Деловая игра для педагогов.
Приветствие:
- участники приветствуют друг друга кивком головы;
- приветствие, положа руку на плечо;
- затем приветствие сопровождается рукопожатием;
- представить, что вас обидели, выразить свои чувства обидчику;
- изобразить своё реальное настроение.
Для того чтобы педагогам разделиться на две команды, им предлагается составить из напечатанных слов две фразы, относящиеся к нашему Городу и краеведению.
1 фраза: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места…» Д. С. Лихачё в 2 фраза: «Магнитогорск –второй по площади город Челябинской области»
Жюри оценивает каждый ответ 1 баллом.
Раунд 1 блиц – опрос
1 команда
1. Земля, где ты родился? (Родина.)
2. “Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм.)
3. Древнее название России? (Русь.)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
6. Что всегда остается важным для патриотическою воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)
7. Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)
8. Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)
9. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)
2 команда
10. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
11. Официальная эмблема государства? (герб)
12. Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
13. Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился по всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)
14. Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
15. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)
16. Назовите столицу России? (Москва.)
17. Самое глубокое озеро в России и мире? (оз. Байкал)
18. Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)
Раунд 2 «Сообразилия»
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
2. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что это? (Предметно-пространственная развивающая среда.)
3. Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)
4. Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)
5. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
6. Обрядовая еда на празднике проводов зимы. (Блины.)
7. Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)
8. Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)
9. Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
10. Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
Раунд 3 «Путешествие по Магнитогорску»
1. Назовите год основания города Магнитогорска. (1929)
2. название каких гор,есть в составе магнитной горы? (Узянка, Ежовка, Атач, Дальняя, Березовая)
3. Как раньше называлась река Урал? (Яик)
4. На гербе города изображен, треугольник что он означает? (гору Магнитную)
5. Какое еще существуют название Магнитной горы? (Атач)
6. Назовите знаменитого поэта чьи, стихи написаны на памятнике «Палатка» (Борис Ручьев)
7. В каком году был перенес памятник «Металлург» на Привокзальную площадь (в 1970)
9. Сколько мостов построено в Магнитогорске, назовите их? (4 Южный, Северный, Центральный, Казачьи)
10. Кто был первый директор ММК? (Зеленцов в 1929)
11. кто был Военный директор ММК (Носов Григорий Иванович)с 1940-1951г.
12. Как называется самая первая улица города на левом берегу? (пионерская)
13. Как называется самая первая улица на правом берегу? (уральская)
14. Назовите улицы в честь первостроителей? (Ручьев, Галиуллин, Калмыков)
15. Кто был самый успешный директор ММК? (Завенягин)
16. В каком году был запуск 1 домны? (2 февраля 1932 г)
17. В каком году было принято решения Горкома партий о строительстве правого берега? (в 1945 1 мая)
18. В каком горду произошло разделение Ленинского и правобережного района? (1972)
19. Назовите первое название Орджоникидзеского района? (Кировский затем Сталинский, потом Левобережный а через 50 лет стал)
20. В какой году образовалась станица «Магнитная» и кем? (1743 Неплюевым Иван Ивановичем первым губернатором Оренбургской губерни)
Раунд 4 «Народная мудрость»
Скажите иначе иностранную пословицу, поговорку, найдите русский аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). «Не все то золото, что блестит».
«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»
Раунд 5. «Знатоки флоры и фауны нашего края»
1 часть «Лесные Айболиты»
- какие растения нашего края богаты витамином С? (шиповник, черная смородина, красная рябина)
-какое растение лечит ссадины и раны? (подорожник)
- какие дикие лекарственные растения из предложенных вы можете назвать? (крапива, иван-чай, пижма, медуница, зверобой, мать-и-мачеха, мята, лопух)
- какие лекарственные растения могут определить даже слепые? (крапива, мята)
- в каком растении есть слово БОЙ? (зверобой)
- назовите растение, которое связывают со звоном (колокольчик)
«Исчезающие виды фауны Челябинской области»
2 часть - назвать по картинкам исчезающие виды фауны Челябинской области, занесённые в Красную книгу Челябинской области.
3 часть «Животные нашего края»
1. Зачем зайцу большие уши?
А) чтобы лучше слышать;
Б) чтобы не перегреваться;
В) для торможения на поворотах.
Ответ Б. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.
2. Зачем звери зализывают раны?
А) от боли;
Б) чтобы быстрее заживали;
В) с гигиенической целью.
Ответ Б. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.
3. У кого уши на ногах?
А) у бабочек и жуков;
Б) у мух и комаров;
В) у кузнечиков и сверчков.
Ответ В. У комаров, муравьёв, бабочек «уши» на усах, у саранчи – на животе. У волосатых гусениц «ушами» являются волоски, а на ногах «уши» - у кузнечиков и сверчков.
4. Чем может быть полезен комар?
А) служит пищей рыбам и птицам;
Б) опылением растений;
В) приносит только вред.
Ответ А.
Раунд 6 «Вспомним детство золотое» (разрезные картинки)
Разрезные картинки. Каждой команде нужно собрать по две достопримечательности нашего города и правильно сказать их название.
Предлагаются картинки – «Палатка» Площадь имени Свердлова, «Тыл Фронт», «Паровоз» на привокзальной площади.
Рефлексия
На листе бумаги предлагается участникам обвести свою ладошку.
Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой – для меня это важно и интересно.
Указательный – я получила интересные знания.
Средний – мне не понравилось.
Безымянный – игра прошла с пользой для меня.
Мизинец – для меня было недостаточно