Татьяна Ефимова
Семенар-практикум «Познавательное развитие дошколников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Семенар-практикум «Познавательное развитие дошколников посредством дидактических игр»
Речь выступления:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья
Прошу отвечать громко «нет» или «да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Публикация «Семенар-практикум „Познавательное развитие дошколников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Но на семинар все равно вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей же вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что –то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Вы скучные лекции слушали? (нет)
Чтоб дух игры нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда вас прошу мне во всем помогать!
Приветствие кончилось. Можно начать.
Тема моего семинара-практикума «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»
«Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»М. Горький (остальное читай по слайдам)
Структура дидактической игры
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры нужно знать ярус подготовленности воспитанников, так как в играх они обязаны оперировать теснее имеющимися умениями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, нужно, раньше каждого, иметь в виду, какие познания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о общественных явлениях) обязаны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим обязаны прогрессировать, какие качества фигуры в связи с этим дозволено формировать средствами данной игры (добросовестность, скромность, внимательность, настойчивость и др.).
Скажем, в знаменитой каждому игре "Магазин игрушек" дидактическую задачу дозволено сформулировать так: "Закрепить познания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, знание определять значительные знаки предметов; воспитывать внимательность, вежливость, активность". Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, различные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать пример изложения игрушки, почтительного обращения к продавцу и т. д.
ИГРОВАЯ ЗАДАЧА осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое основное: дидактическая задача в игре умышленно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового плана (задачи).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — основа игры. Чем многообразнее игровые действия, тем увлекательнее для детей сама игра и тем удачнее решаются познавательные и игровые задачи. В различных играх игровые действия разны по их направленности и по отношению к играющим. Это, скажем, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные реформирования и т. д. Они связаны с игровым планом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового плана, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
ПРАВИЛА ИГРЫ. Их оглавление и целенаправленность обусловлены всеобщими задачами образования фигуры ребенка, познавательным оглавлением, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат моральные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими нора поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С поддержкой правил учитель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — неприметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение определенной задачи учебного предмета.
ПОДВЕДЕНИЕ Результатов (Итог) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков; обнаружение детей, которые отличнее исполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т. д. Нужно при этом подметить достижения всякого ребенка, подчеркнуть триумфы отстающих детей, достижения всякого ребенка.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена область «Познавательное развитие». Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
ФГОС ДО трактует познавательное становление как образовательную область, сущность которой раскрывает дальнейшим образом: становление любознательности и познавательной мотивации; образование познавательных действий, становление сознания; становление воображения и творческой активности; образование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, темпе, темпе, числе, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как всеобщем доме людей, об особенностях её природы, разнообразии стран и народов мира. Познавательное становление включает в себя такие направления как: – становление фэмп, образование отношения ребёнка к миру природы, ознакомление с общественным миром, проектирование, и поисково-экспериментальная действие. Применение дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Следственно мной были изготавлены своими руками дидактические игры из подручных материалов, вторсырья и т. п.
В работе использую дидактические игры по ФЭМП, игры с экологическим содержанием….
Вывод: ….
-Систематическое использование дидактических игр имеет большое значение для развития познавательных способностей детей и помогает формировать дружеские взаимоотношения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают. Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями,на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается. Этого нельзя допускать!
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
При планировании д/игр в воспитательно- образовательном процессе нужно, дабы новые игры, взятые на занятии, после этого проходили в блоке совместной деятельности с детьми и применялись детьми в их независимой деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью.