Елена Резина
Семейный уклад для развития социально-эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в детском доме
▼ Скачать + Заказать документы
Практика: Развитие социально-эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста проживающих в детском доме, посредством использования семейного уклада.
Негативный социальный опыт, полученный в своей семье, накладывает серьезный отпечаток на психофизическое здоровье ребенка. Дети, которые сталкивались с агрессией и неадекватным поведением, не умеют распознавать эмоции окружающих людей, реагировать на них адекватно, тем более осознавать свои. ДЦП, эпилепсия, гидроцефалия головного мозга, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, задержка психического развития, задержка развития — речи-вот небольшой перечень заболеваний, с которыми дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поступают в детский дом.
Публикация «Семейный уклад для развития социально-эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в детском доме» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Негативный опыт полученный в кровной семье, состояние здоровья, низкий социально-эмоциональный интеллект. Как следствие, мы наблюдаем когнитивные расстройства, агрессивное поведение, раздражительность, возбудимость детей, непонимание просьб и требований, дети стараются добиться желаемого возможными для них способами - криком и манипуляциями.
В постановлении Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" ст. 2 и ст. 32, описаны требования к благоприятным материально-техническим условиям, условиям пребывания, приближенным к семейным, но механизм достижения такого результата, никак не обозначен. Так же не уточняется, собственно за счёт чего в семье (семейных условиях) происходит развитие психики, формирование личности ребёнка, ведь воспитание, это не абстрактный процесс, это ежедневный и активный процесс психосоциального взаимодействия между взрослым и ребёнком.
Как бы не был устроен быт детей, прекрасно понятно, что не созданием бытовых условий, а содержанием воспитательной работы, взаимоотношениями, самой атмосферой можно максимально приблизить условия к благополучной семье. Детский дом должен воспроизвести систему благополучных отношений, вовлечь ребенка в них и сделать частью этих отношений.
Как же создать систему благополучных отношений?
Самый важный фактор – это формирование семейного уклада.
Следующая модель семейного уклада, как показывает моя практика, помогла многим детям, пережившим негативный опыт проживания в неблагополучной семье, успешно пройти реабилитацию и адаптироваться к новым условиям в короткие сроки.
Паспорт семьи-размещены фотографии всех воспитанников и воспитателей семьи. (Создает у ребенка чувство единства, принадлежности к этому месту).
Традиции: подготовка к новому году, отношение к личным праздникам воспитателей и воспитанников, отношение к труду в природе, дают возможность ребенку ощутить чувство гордости за свою семью и за себя. Накапливает опыт, который он получил во время общения со сверстниками и близкими людьми. Дни рождения, Новый год, День семьи-позволяет ребенку прожить новый спектр положительных эмоций и чувств. В ходе подготовки к этим праздникам ребята учатся проводить вместе досуг, взаимодействовать друг с другом, сервировать праздничный стол. Учатся выражать свои чувства и эмоции. Ребенок вовлекается в совместную деятельность, исчезает позиция иждивенца, появляется чувство значимости, уважения к себе, причастности к общему делу, важности выполняемых поручений. Одобрение побуждает ребенка гордиться собственными успехами.
Благоприятный психологический климат: тон общения, проявление интереса к эмоциям собеседника, отсутствие фамильярности и другое. (формирует ощущение безопасной среды)
Выработанные нормы и правила, в том числе включение младшего воспитателя в работу непосредственно с воспитанниками (уроки, труд в природе, подготовка к праздникам).
Младший воспитатель помогает в следующих ситуациях:
1. Помощь в заучивании стихотворений.
2. Совместная деятельность с детьми на клумбах (прополка, поливка цветов).
3. Прогулка с детьми (наблюдение, подвижные игры).
4. Отношение к проблемным жизненным ситуациям: сопереживание, поддержка и помощь друг другу.
5. Отношение к воспитанию, развитию, реабилитации детей в группе-семье.
Если окружающие уважительно относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, заботятся о нем, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Тогда у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, развитию у него доброго отношения к людям. Большое значение уделяется системе позитивных установок, которые способствовали развитию глобального «Я» у ребенка, что помогло им осознавать возможности своей самостоятельности.
Придерживаясь следующих принципов всем коллективом группы-семьи, добились положительных результатов в соблюдении норм и правил проживания в детском доме и
1. Уважение и принятие любого ребенка (инвалида, ОВЗ и т. д.).
2. Установление теплых взаимоотношений
3. Поощрение ребенка за выполнение любого задания.
4. Дополнительные занятия с детьми (считаю, читаю книги).
5. Просмотр фильмов, мультфильмы, телепередачи (обсуждаем с детьми).
6. Объяснение ребенку (хорошо, плохо)
7. Не разговариваем на повышенных тонах.
8. Интересуемся здоровьем, настроением каждого члена семьи.
9. Поддерживаем каждого ребенка в его начинаниях.
10. Обращение другу к другу по имени (дети) и имени отчеству (взрослый). Никакой фамильярности!
11. Проявление заботы и внимания друг к другу.
Как нормы взаимодействия влияют на развитие социально-эмоционального интеллекта?
Сколько бы ты не добивался воспитанности от детей, невозможно сделать это в одиночку! Разработка системы правил внутрисемейного взаимодействия взрослых с детьми (единство требований к каждому правилу семьи, огромный положительный фактор для развития социально-эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста проживающих в детском доме.
Создавая традиции группы-семьи, мы выбрали семейные праздники, которые имеют общую важность в наших семьях, поэтому их легко соблюдать и поддерживать. “Без праздников не бывает детства!” Одной из важных частей семейного уклада являются совместные праздники. Именно здесь дети получают огромный эмоциональный опыт, так как, во время подготовки и проведения праздников можно легко создать ситуации, которые расширят его знания об окружающем мире, помогут объединить и побудить к творчеству. Занимаясь его подготовкой, мы ориентируемся на ребенка, для которого и готовится этот праздник. Главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость. Чем больше позитивных эмоций, тем лучше! Каждый из праздников, позволяет детям испытать разные оттенки чувств и эмоций. Они учатся выражать свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждается интерес к творчеству.
Стиль воспитания для реабилитации дошкольников, коррекции прошлого негативного опыта.
Создание условий, приближенных к семейным, потенциально позволяет рядовому сотруднику придерживаться любого стиля, со всеми вытекающими из этого последствиями. Понимая, что несогласованность в стиле воспитания, приводит к несогласованности и непоследовательности во взаимоотношениях с ребенком и как следствие, не формируется понятия единства требований, понятия порицаний и последствий поступков. Мы пришли к выводу о необходимости выработки единого стиля воспитания. Из моей практики, из опыта работы, использование авторитетного и демократического стилей воспитания и его вариации, создают благоприятный психологический климат в группе семье, безопасную среду для детей и комфортную среду для работы сотрудников. Стиль воспитания, является секретным ингредиентом, семейного уклада нашей семьи, который создает что-то определенно особенное.
Авторитетный стиль воспитания, наряду с демократическим, сочетают в себе поддержку и внимание к нуждам ребенка, а также четкие правила поведения и дисциплину. Авторитетные «значимые взрослые» открыто объясняют детям, почему установлено то или иное правило и какие последствия будут за его нарушение. При этом взрослые поощряют определенную степень самостоятельности и прислушиваются к мнению ребенка, поэтому их требования могут быть гибкими.
Принципы, которых мы придерживаемся:
• Выслушивание мнения-учит проявлять внимание к чувствам собеседника, позволяет почувствовать ценность диалога.
• Внимательное отношение к чувствам-злиться-это нормально (позволяет ребенку не стыдиться своих чувств).
• Поощрение за правильные поступки-ситуация успеха, чувство уверенности в себе.
• Не винить, а объяснить - поступок плохой, ребенок всегда хороший.
• Если правило, то почему.
• Обсуждаем правила, допускаем изменения.
• Эмоциональная поддержка (проговариваем чувство гордости за ребенка).
• Сотрудничество
• Учи своим примером. Дети - наше зеркало, и они берут пример именно с нас, ведь другого примера у них пред глазами нет.
• Ежедневно стараться увидеть хороший поступок, отметить вслух каждого ребенка.
Семейный уклад является не только механизмом передачи детям законов внутрисемейного взаимодействия, но несомненно способствует развитию личностных качеств детей: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние. Пристальное внимание взрослого к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений, укрепляет в сознании детей их социальную значимость.
Места закрепления у воспитанников дошкольного возраста позитивных социально-эмоциональных изменений.
1. Созданные естественным путем. (зарядка, прогулки, труд в природе, чтение книг, игры).
2. Созданные искусственным путем. (открытые мероприятия, экскурсии, выезд в кинотеатр, встреча с кандидатами в замещающие семьи)
Изменения можно увидеть на примере незапланированных ситуаций, которые время от времени возникают в детских группах: кто-то кого-то ударил (что можно было сказать, чтобы тебя услышали и не пришлось драться); кто-то обижен тем, что его не приняли в игру (как можно было попроситься в игру, не доводя до обиды); как сказать «нет», когда тебя втягивают в неприятную историю; как вести себя, когда тебя незаслуженно обвиняют, и так далее. Здесь от педагога требуются чуткость и тактичность, ведь он должен увидеть истинную причину такого поведения ребенка, исходя из презумпции невиновности. Ребенок так ведет себя не потому, что он «плохой», а потому, что он не умеет, не обучен по-другому.
К концу первого месяца пребывания в группе-семье:
• Дети адекватно реагируют на приход значимого взрослого. (Незнакомого и знакомого)
• Расстраиваются, когда долго не видят. (спрашивают, когда придет Валентина Николаевна, проговаривают, что соскучились).
• Ребенок понимает настроение взрослого и интересуется о его причинах (Елена Александровна почему вы сегодня грустная, кто вас обидел).
• Ребенок выражает желание помочь взрослому. (Давайте я вам помогу со стола убрать, дверь открыть, подмету под столом и т. д.)
• Самостоятельно помогают младшим в группе. (Проговаривают - давай я тебе помогу застегнуть сапоги, помогу заправить кровать, завязать шарф, шапку)
• Успокаивают, жалеют друг друга (если ударил нечаянно, просит прощения, дует на ушиб, обнимают, проявляют внимание (тебе больно)
• Отсутствует состояние тревожности, страха.
• Дети выражают собственное мнение (я хочу покататься на улице на самокате, я хочу надеть шапку с помпоном)
• Самостоятельно выбирают друзей (давай с тобой поиграем, игрушки, виды деятельности.
• Могут находить выход из конфликтной ситуации путем переговоров (давай играть по очереди, это моя игрушка, попроси разрешения взять, можно с вами поиграть, давайте я буду и т. д.).
• Знают правила поведения и стараются им следовать (дети поправляют того, кто правила нарушает).
• (Ежедневно во время «Вечернего круга», ребята рассказывают и повторяют для забывчивых правила и обсуждают у кого получилось их выполнить, а кому еще нужно постараться)
• Детский коллектив стал более сплоченным, дружным (во время коллективных выходов, дети не разбегаются, слушают). Стало меньше конфликтных ситуаций
Таким образом, практика показывает, что соблюдение требований к благоприятным материально-техническим условиям, условиям пребывания, приближенным к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей (ст. 2, ст. 32) согласно постановлению Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.04.2022, не могут оптимально способствовать развитию социально-эмоционального интеллекта без наличия семейного уклада!
Использованная литература:
1. Изотова Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения. // Психолог в детском саду, 2007, -N 1. (С. 57-74).
2. Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007,- N 5. (С. 80-87).
3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М. : Педагогика, 1986.
4.. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. – М. : АСТ: АСТ Москва: Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.
5. Данилина Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ, – М. : Айрис-пресс, 2004.