Горячева Татьяна
Семейный клуб как форма организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей в рамках ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В данной работе представлен опыт работы по организации семейного клуба по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 лет в детском саду.
Введение.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Публикация «Семейный клуб как форма организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей в рамках ДОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей, ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Одной из задач ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»;
Актуальность.
Работая с детьми средней группы детского сада, наблюдая за ними и родителями, их общением,мы обратили внимание, что дети недостаточно внимательно относятся к близким людям, товарищам по группе, не испытывают сочувствия и сострадания к чужому горю, недостаточно владеют навыками культурного поведения. При этом мамы и папы зачастую поощряют такое поведение и продолжают детей воспитывать «слепой любовью».
Для изменения данной ситуации требуется поиск новых подходов как к детям, так и к родителям. Таким образом, систематизированная работа по данному вопросу с привлечением семей воспитанников будет способствовать формированию нравственных качеств детей.
Именно этим обуславливается необходимость использования семейного клуба в современном образовательном процессе, где участники объединены общими интересами и взглядами, в том числе в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Ориентируясь на запросы родителей (законных представителей) и в соответствии с нормативными документами был создан семейный клуб по духовно-нравственному воспитанию «Родничок» (далее Клуб, разработано положение Клуба, составленапрограмма семейного клуба «Родничок». (Далее Программа).
Программа создана с целью развития духовно-нравственных качеств личности у детей путем вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачами Программы являются:
1. Формирование у детей таких качеств личности, как доброта, честность, сочувствие, отзывчивость, дружеские взаимоотношения.
2. Воспитание у детей чувства принадлежности к своей семье, родному дому, уважение к окружающим путем вовлечения родителей (законных представителей).
3. Развитие умений у детей соотносить нравственные нормы с реальными жизненными ситуациями через работу семейного клуба.
4. Повышение компетенции семей воспитанников в вопросах развития духовно-нравственных качеств у дошкольников.
5. Укрепление семейных традиций и связи поколений;
6. Обогащение детско-родительских взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, уделяя особое внимание формированию духовно-нравственной личности ребёнка.
7. Создание положительной эмоциональной средыобщения между детьми, семьями воспитанников и педагогами.
Основные принципы Программы:
Принцип добровольности и открытости.
Принцип равенства.
Принцип общности.
Принцип уважения и понимания друг друга.
Принцип активности.
Принцип конфиденциальности.
Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.
Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
Этапы реализации Программы
Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе была проанализирована развивающая предметно-пространственная среда, имеющийся в группе материал и пособия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, и продуманы мероприятия по обогащению среды. На данном этапе наблюдализа детьми и сделали вывод,что не все ребята имеют представление о нормах поведения (быть честными, отзывчивыми, уважают только себя, пренебрежительно относятся к родным, радуются неудачам сверстников, не умеют объективно оценивать поступки, в деятельности руководствуются личными мотивами, а не нравственными нормами. Для выяснения заинтересованности родителей в данном вопросе было проведено анкетирование-опрос, который показал, что родители хотели бы работать в данном направлении.
На основном этапе реализовывали систему работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников, используя следующие формы работы.
Формы работы :
С детьми: • Организованная образовательная деятельность;
• Беседы;
• Игры;
• Праздники;
• Литературные вечера, досуги;
• Выставки;
• Чтение художественной литературы;
• Встречи с интересными людьми;
• Экскурсии.
С педагогами: • Педагогические советы;
• Консультации;
• Анкетирование;
• Обмен опытом;
• Самообразование;
• Мастер-классы;
• Участие в конкурсах.
С родителями (законными представителями) • Родительские собрания;
• Консультации;
• Совместные акции;
• Вечера отдыха;
• Выставки;
• Праздники;
• Экскурсии;
• Анкетирование.
Работа Клуба рассчитана на два года (старшая и подготовительная к школе группа, запланированы встречи - по одной в квартал. Руководители Клуба - воспитатели группы. Время мероприятий оговаривается родителями заранее.
Перспективное планирование работы
семейного клуба по духовно-нравственному воспитанию «Родничок»в старшей группе
Сроки Тема встречи Содержание
Ноябрь
«Я и моя семья»
1. Теоритическая часть: семинар «Семейные традиции — духовная атмосфера дома»
2. Совместная деятельность детей и родителей «Вместе с мамой»
Январь
«Рождественские посиделки»
Вечер отдыха «Вечер перед Рождеством»
Апрель
Экскурсия в Храм.
1. Экскурсия по Храму.
2. Знакомство с Воскресной школой.
Перспективное планирование работы
семейного клуба по духовно-нравственному воспитанию «Родничок» в подготовительной к школе группе
Сроки Тема встречи Содержание
Ноябрь
«Мы снимаем кино»
https://vk.com/videos55599127?z=video55599127_456239028%2Fpl_55599127_-2
1. Инсценировка детьми притчи «Правда и ложь»
2. Круглый стол для детей и родителей «Поговорим по душам» (Беседа со священнослужителем)
Январь
«Зимние забавы»
Спортивное мероприятие «Зимние забавы»
Март
«Пасхальные хлопоты»
Мастер-класс «Поделки к Пасхе»
Заключение.
В результате проведенной работы были отмечены следующие положительные моменты:
Дети оказывают друг другу помощь, договариваются, учитывают интересы других детей.
Дети проявляют заботу к своей семье, уважение к окружающим.
Дети разрешают проблемные ситуации на основе нравственных норм и дают элементарную нравственную оценку.
Дети применяют нравственные нормы и правила в самостоятельной деятельности.
Родители принимают активное участие в мероприятиях нравственного содержания.
Развивающая предметно-пространственная среда обогатилась материалами и пособиями, которые способствуют нравственному воспитанию дошкольников.
Методическое обеспечение Программы:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. - М: Мозаика-синтез, 2015.
4. Бородина А. В. Программа «Культура и творчество в детском саду». Основы православной культуры. Москва 2007 г.
5. Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников», М: Мозаика-синтез, 2015.
6. Есина Л. Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников», М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. Книголюб. Москва. 2007г.
8. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», М. : АРКТИ, 2004.
9. Прищепа С. С., Шатверян Т. С. «Партнерство дошкольной организации и семьи», М: Мозаика-синтез, 2015.
10. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2015.
11. Интернет- ресурсы.