Мария Константинова
Совместная встреча с родителями и детьми «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная встреча с родителями и детьми
Цель: Воспитание желания к соблюдению имеющихся семейных традиций, обмен опытом семейного воспитания, повышение педагогической культуры родителей, поиск новых форм взаимодействия педагога – детей — родителей.
Публикация «Совместная встреча с родителями и детьми „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Место проведения: МБДОУ "Тихоновский детский сад"
Форма проведения: круглый стол.
Возрастная группа: подготовительная.
Предварительная работа:
Родители вместе с детьми готовят мини-фото газеты на разные темы: «Наша дружная семья», «Творческая семья», «Спортивная семья», «Любящая животных», «Знающая правила дорожного движения».
.
План проведения
I часть. Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель. Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка дошкольника.
Воспитатель. Перед началом нашего разговора я предлагаю вам разминку (предлагается ребенку взять и рассказать что-нибудь об этом предмете, а затем это же делает родитель ребенка).
Игра «предмет моего детства»
(на столе различные предметы детства)
Игра «Интересный вопрос»
(дети – родители совместно рассказывают про семью по плану)
1. Какой Вы бы хотели видеть семью? 2. Что Вы можете делать совместно? 3. Какое у вас настроение? 4. Как вы выглядите?
Обсуждение своих впечатлений (открытия что-то нового для себя).
II часть. Соревновательная.
o Воспитатель. «Как вы думаете, что означает слово «семья»? По определению В. И. Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». С давних пор о доме, семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте поиграем и попробуем их вспомнить. Делимся на 2 команды, кто больше наберет фишек. Я начинаю, а вы заканчиваете по очереди: В гостях хорошо, а (дома лучше);
o Не красит изба углями, а (красит пирогами);
o Каков на дому, таково и (самому);
o Дети не в тягость, а (в радость);
o Когда семья вместе и (сердце на месте);
o Всякой матери свое (дитя мило); На свете все найдешь кроме (отца и матери);
o Мать кормит детей, как (земля людей);
o Нет для человека добрее (отца с матерью);
o Нет дороже (отца с матерью);
Семья это (семь я).
А теперь домашнее задание для вас: предложите детям самим объяснить смысл этих пословиц и поговорок
Воспитатель. Философ И. А. Ильин говорил: «Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок учится любить и, верить и Воспитатель. Дом для ребенка место, где жить хочется. Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От вашего терпения, также, умения, зависит характер отношений с сыном или дочерью.
Вопрос на засыпку:
— Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? Семье или детскому саду?
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (закон РФ «об образовании»).
Исследования показали, что на развитие ребенка влияют 15% — наследственность, 57% — родители, 25%-окружающая среда, 3% -образовательные учреждения.
Вы – первый и самые главные учителя своего ребенка. Первая его школа –ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Семья дает человеку главное – то, что не может дать ни один другой социальный институт; личностную связь и единство с родными.
Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери – родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. Если мера всех вещей – человек, то мера родителей – ребенок. характер эмоционального благополучия и неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение с родителями это одно из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
III часть. Литературная страничка.
Воспитатель. Давайте сегодня поговорим о семейных традициях : стихотворение «Семья» О. Высотской, (запись стихотворения на магнитофон М. Глушкова).
IV часть. Беседа «Семейные традиции» — что это такое?
Воспитатель. Это в первую очередь, праздники, которые отмечаются в семьях (день рождения, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные походы, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи.
Традиция 1. Семейные праздники
Воспитатель. Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы)
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник это событие в детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого. «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/.
— Как вы устраиваете детские праздники в семье? (ответы) Праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.
Не следует заставлять ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, станцевать, если ему это выпадет при игре или по фанту.
— Как вы думаете нужно оформлять квартиру к празднику? Что это дает ребенку? (ответы родителей)
— Важно принимать участие всем и детям и взрослым?
Все любят подарки, особенно дети.
— Какие вы дарите подарки детям? (ответы родителей).
Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать физически: мячи, скакалки. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Продумать программу развлечений, приобрести для игр — аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.
Традиция 2
Воспитатель. А сейчас разминка. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
«Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка.
Сестра, невестки, дочки
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушки и дедушка)
С помощью шуточной загадки мы коснулись интересной темы — родственных отношений.
Каждый из нас продолжатель рода своего. И корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет.
В качестве примера вот родословная семьи. Попробуйте составить родословную своей семьи начните с себя (5мин. задание). Кто придумал Ваше имя? Откуда родом ваши родители? Дедушки? бабушки? Кто придумал имя Вашему ребенку?
Познакомьтесь с материалом исследований по инициалам (прочесть, родители сравнивают со своими инициалами характеристику человека по инициалам).
Будет очень хорошо, если вы начнете собирать историю своего рода.
Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография, просто и доходчиво рассказанная детям
Традиция 3 Семейные архивы
Воспитатель. Это не прошлое, это всегда завтрашнее.
Семья должна иметь свой архив: почетные грамоты, медали отцов, дедов, историю рода и фамилии.
Скажите, а что еще поможет нам сохранить историю семейного рода (семейный альбом).
Традиция 4 Семейный альбом
Воспитатель. Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.
Когда вы его листали в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.
Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Традиция 5 Семейный отпуск на природе
Воспитатель. Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город, на дачу вместе с ребенком? Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.
Традиция 6 Семейное посещение театров, музеев, выставок
Воспитатель. Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки?
Человеку всегда свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Традиция 7 Коллекционирование
Воспитатель. Очень хорошо что есть в семье традиция, если же нет то можно предложить собирать какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки).в результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.
Традиция 8 Игры с ребенком
Воспитатель. — Скажите, в какие игры и как вы играете с ребенком?
— Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?
Мы с уверенностью можем сказать Детство – игра, игра – это детство.
Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополнился эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Ирга – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.
Хороши игры типа лото, домино, шашки, шахматы. Советуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «угадай с какого растения семена?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на яблоко».
В ваших руках вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
Стихотворение: «Берегите друг друга»
Мой мир! Он маленький, но всё же мой!
Такой красивый и такой волшебный…
Мир, где сбываются мои мечты.
Мир, где не иссякнет свет Надежды.
Я в этом Мире маленький росток
Росток Любви, который расцветает
Я облако, Я дымка, Я цветок…
Я бабочка, которая пархает
Мой Мир…Он хрупкий…Он живой
И каждый миг в нём я живу, сражаясь
Со злобой, ненавистью, пустотой
И на Судьбу свою не обижаясь.
Я в этот мир зову своих друзей
Своих любимых, дорогих и близких
Хочу, чтоб в мире этом были все равны
Желаний подарить хочу им самых чистых.
Воспитатель. В заключение собрания предлагаются использовать прием «Чудесная копилка». Участникам собрания предлагается ответить, что они хотели бы положить в копилку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний.
Далее решаются текущие вопросы группы, родители задают интересующие их вопросы, воспитатель отвечает.
Решение родительского собрания :
1. Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.
2. Включится в работу дошкольного учреждения по совместному посещению театров, музеев, выставок.
3. Принести в группу семейную родословную, составленную в семейном кругу.