Лучший педагог года

Семейные традиции как эффективное средство социального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Наталья Некрасова
Семейные традиции как эффективное средство социального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Семейные традиции как эффективное средство социального

и эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Проблемы семейного воспитания в настоящее время особенно актуальны, что обусловлено глобальными социально-экономическими изменениями, произошедшими за последние тридцать лет. Значимость семьи для человека и общества, многообразие её функций, наличие проблем её развития и функционирования обусловило многообразие научных исследований, обращённых к разным аспектам этого глобального явления.

Публикация «Семейные традиции как эффективное средство социального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Семья является уникальным и специфическим институтом, посредником между личностью и государством, транслятором функциональных ценностей от поколения к поколению, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия человека (А. Г. Харчев, З. А. Янкова, М. С. Мацковский и др.). Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений и являет собой персональную среду жизни и развития детей. Воспитание ребёнка в семье органично вплетается в целостную канву проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых значимых и близких людей (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).

Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, эстетической личности через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.

Л. В. Трубайчук рассматривает современные семьи по следующим категориям:

- типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения семьи с «интеллектуальным», т. е. высоким уровнем расходов на духовную жизнь;

- характеру проведения досуга: открытые (ориентированные на общение) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).

Научно-технический прогресс и развитие общественных отношений привели к распаду многопоколенной семьи и образованию нуклеарной (супружеская пара с детьми). Современная семья существенно отличается от семьи прошлых эпох, когда большое количество семей однодетны или состоят из двух поколений, а дедушки, бабушки и другие родственники проживают отдельно. Как отмечает Н. А. Каратаева, процесс нуклеаризации влечёт за собой разрушение преемственных культурных связей между поколениями. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, остается невостребованным. Однако, отношения родителей и детей в современном обществе существенно изменились и стали более эмоционально-психологическими. Среди многих задач, которые ставит перед собой каждый родитель, желающий вырастить своих детей содержательными, любящими, творящими свою жизнь на основе Добра, Гармонии и Красоты, стоит немаловажная задача – привить детям чувство прекрасного, эстетического, творческого.

Первые шаги в мир искусства, культуры и эстетики ребёнок дошкольного возраста делает в семье, поэтому столь важны личностные и ценностные ориентиры родителей. Это особенно необходимо помнить в связи с усилением деструктивных явлений в современной культуре, преодолеть которые можно, оперевшись на наиболее значимое культурное достояние современного общества, обеспечивающее дальнейшее развитие цивилизации.

Развивать художественный вкус, творческие способности ребёнка, побуждать его с живым интересом всматриваться в окружающую жизнь, чувствовать и понимать её помогут семейные традиции. «Традиция» (от лат. «tradition» – передача) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение правила поведения, порядки, обычаи. Семейные традиции оказывают серьезное влияние на особенности домашнего воспитания, коррекцию детско-родительских отношений, морально-психологический климат семьи, на фоне которого создаются основы для развития и становления личности ребёнка, обеспечивая её дальнейшую жизнедеятельность. В каждой семье воспроизводятся свои традиции, основу которых составляют образцы духовной, эстетической, национальной и материальной деятельностей всех членов семьи. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз и навсегда данными. Их назначение в человеческом обществе остаётся неизменным – они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, функционирующих в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека как доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. Передача семейных традиций обеспечивает в современном обществе социальную преемственность.

В каждой семье на основе обыденных простых привычек, обычаев, этических норм и правил поведения могут формироваться собственные семейные традиции. Исследования учёных (Д. С. Лихачев, И. В. Бестужев-Лада, А. В. Мудрик, И. В. Суханов и др.) указывают на неравнозначность влияния традиций и обычаев на детей. Обычаи стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений, но в новых меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания бывают недостаточно эффективны. Традиции и обычаи, являясь «каналами» социализации ребёнка в семье, многофункциональны, специфичны и эмоционально насыщены: в них отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. Разнообразие ценностей, норм, опыта конкретной семьи способствуют «рождению» семейных традиций, которые впоследствии будут ориентировать поведение ребёнка в обществе в виде конкретных действий и поступков (положительных или отрицательных).

В настоящий период в педагогической литературе рассматриваются вопросы формирования семейных традиций (Т. Е. Березина, Т. М. Баринова, Г. Н. Гришина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева и др.). Педагоги-практики рекомендуют родителям разнообразные формы взаимодействия взрослых и детей в условиях семейного воспитания : традиции семейного рукоделия; чтение; коллекционирование семейных реликвий; воскресный семейный абонемент; создание домашнего мини-музея и семейной медиатеки; изготовление семейных поделок к праздникам; создание семейного фотоальбома и др.

Дети вырастают такими, какими их делает семья. Благотворное влияние положительных семейных традиций сильнее всего отражаются на ребёнке, что выступает гарантией его хорошего воспитания. Включение ребёнка в процесс семейных праздников и досугов будет способствовать обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию художественно-эстетической и личностной культуры. Учитывая особое значение семейных праздников как основы зарождения семейных традиций, необходимо заботиться о том, чтобы каждый член семьи (взрослые и дети) испытывал чувство удовольствия и удовлетворения от них.

Многолетний педагогический опыт показывает, что организация семейных праздников зависит от желания, творческих способностей и личностной инициативы взрослых.

Семейный обед – час дружеского общения и отдыха. Поможет приучить ребёнка культурному общению и правилам поведения за столом, накрывать, сервировать и украшать праздничный стол, правильно пользоваться столовыми приборами, запоминать названия блюд.

Барбекю как современный вид семейного отдыха и общения может стать доброй традицией, так как современные молодые родители любят отдыхать на природе с приготовлением разнообразных блюд из мяса, рыбы и других продуктов питания.

Пребывание на свежем воздухе позволит разнообразить двигательную активность ребёнка, позволит внимательнее рассмотреть объекты природы и окружающего мира, а затем запечатлеть их в продуктах детской деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

Детский праздник. Независимо от повода, по которому его устраивают, это праздник для родителей, детей, а также бабушек, дедушек и других родственников. Можно совместно со своим ребёнком придумать разные весёлые и необычные конкурсы, поиграть вместе с детьми. Все дети любят сладости, поэтому составление детского меню и приготовление забавных детских блюд будет развивать у ребёнка творческое воображение и художественный вкус, научит аккуратности.

Масленница в русском народе именуется как широкая и веселая. В глубокую старину она была у славянских племён новым годом и проводами зимы. Мама или бабушка может рассказать ребёнку о празднике, о рецепте блинов (каждая хозяйка имела свой рецепт и держала его в секрете от других хозяек). Дети любят помогать на кухне – поручите им несложную работу: размешать ингредиенты для блинов, смазать их, а во время приготовления можно вспомнить с ребёнком потешки и заклички про масленицу. Совместное чаепитие с блинами и душевное общение оставит неизгладимый след в душе вашего ребёнка.

Пасха – один из самых великих праздников на Руси. Готовясь к пасхе, расскажите ребёнку о народных приметах и традициях. Особый интерес у детей вызывает украшение пасхальных яиц. Использование современных пищевых красок, трафаретов и художественных материалов поможет развить у ребенка творчество, фантазию и «умелость» руки.

Творческие посиделки с бабушкой. В процессе общения и совместного художественного творчества (вязание, вышивка, плетение и т. д.) ребёнок знакомится с национальными традициями; осваивает общекультурные способы создания и украшения конкретных предметов быта; приобщается к ручному художественному труду.

Экскурсия выходного дня (в музей, на выставку, в театр, в музыкальный салон). Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник. Посещение массовых мероприятий способствует целенаправленному приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению эстетических и художественных впечатлений – (ребёнок становится вдумчивым, чувствующим зрителем и соучастником).

Семейное путешествие. Материальный достаток современных семей позволяет брать с собой в путешествия детей самого разного возраста. Незабываемые впечатления останутся у ребёнка при посещении разных стран и городов. Обращайте внимание детей на архитектурные сооружения, достопримечательности других стран и городов; научите ребёнка вглядываться и всматриваться в окружающий мир; начните собирать с ребёнком коллекцию разных предметов, ракушек, камней, листьев и пр. Познакомьте ребё нка с особенностями других культур: одеждой, украшениями, пищей и др.

Итак, обогащение содержания семейных традиций будет способствовать полноценной организации жизнедеятельности семьи, поможет совершенствовать процесс домашнего воспитания детей дошкольного возраста, обеспечит взаимопонимание между детьми, родителями и другими членами семьи. Возрождение семейных традиций как эффективный способ хранения и передачи культурных ценностей подрастающему поколению сформирует устойчивый каркас социокультурной среды современной семьи в обществе.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейные традиции как эффективное средство социального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 января 2021 в 20:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейные традиции как эффективное средство социального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Некрасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД