Наталья Некрасова
Семейные традиции как эффективное средство социального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семейные традиции как эффективное средство социального
и эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Проблемы семейного воспитания в настоящее время особенно актуальны, что обусловлено глобальными социально-экономическими изменениями, произошедшими за последние тридцать лет. Значимость семьи для человека и общества, многообразие её функций, наличие проблем её развития и функционирования обусловило многообразие научных исследований, обращённых к разным аспектам этого глобального явления.
Публикация «Семейные традиции как эффективное средство социального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Семья является уникальным и специфическим институтом, посредником между личностью и государством, транслятором функциональных ценностей от поколения к поколению, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия человека (А. Г. Харчев, З. А. Янкова, М. С. Мацковский и др.). Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений и являет собой персональную среду жизни и развития детей. Воспитание ребёнка в семье органично вплетается в целостную канву проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых значимых и близких людей (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).
Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, эстетической личности через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.
Л. В. Трубайчук рассматривает современные семьи по следующим категориям:
- типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения семьи с «интеллектуальным», т. е. высоким уровнем расходов на духовную жизнь;
- характеру проведения досуга: открытые (ориентированные на общение) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).
Научно-технический прогресс и развитие общественных отношений привели к распаду многопоколенной семьи и образованию нуклеарной (супружеская пара с детьми). Современная семья существенно отличается от семьи прошлых эпох, когда большое количество семей однодетны или состоят из двух поколений, а дедушки, бабушки и другие родственники проживают отдельно. Как отмечает Н. А. Каратаева, процесс нуклеаризации влечёт за собой разрушение преемственных культурных связей между поколениями. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, остается невостребованным. Однако, отношения родителей и детей в современном обществе существенно изменились и стали более эмоционально-психологическими. Среди многих задач, которые ставит перед собой каждый родитель, желающий вырастить своих детей содержательными, любящими, творящими свою жизнь на основе Добра, Гармонии и Красоты, стоит немаловажная задача – привить детям чувство прекрасного, эстетического, творческого.
Первые шаги в мир искусства, культуры и эстетики ребёнок дошкольного возраста делает в семье, поэтому столь важны личностные и ценностные ориентиры родителей. Это особенно необходимо помнить в связи с усилением деструктивных явлений в современной культуре, преодолеть которые можно, оперевшись на наиболее значимое культурное достояние современного общества, обеспечивающее дальнейшее развитие цивилизации.
Развивать художественный вкус, творческие способности ребёнка, побуждать его с живым интересом всматриваться в окружающую жизнь, чувствовать и понимать её помогут семейные традиции. «Традиция» (от лат. «tradition» – передача) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение правила поведения, порядки, обычаи. Семейные традиции оказывают серьезное влияние на особенности домашнего воспитания, коррекцию детско-родительских отношений, морально-психологический климат семьи, на фоне которого создаются основы для развития и становления личности ребёнка, обеспечивая её дальнейшую жизнедеятельность. В каждой семье воспроизводятся свои традиции, основу которых составляют образцы духовной, эстетической, национальной и материальной деятельностей всех членов семьи. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз и навсегда данными. Их назначение в человеческом обществе остаётся неизменным – они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, функционирующих в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека как доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. Передача семейных традиций обеспечивает в современном обществе социальную преемственность.
В каждой семье на основе обыденных простых привычек, обычаев, этических норм и правил поведения могут формироваться собственные семейные традиции. Исследования учёных (Д. С. Лихачев, И. В. Бестужев-Лада, А. В. Мудрик, И. В. Суханов и др.) указывают на неравнозначность влияния традиций и обычаев на детей. Обычаи стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений, но в новых меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания бывают недостаточно эффективны. Традиции и обычаи, являясь «каналами» социализации ребёнка в семье, многофункциональны, специфичны и эмоционально насыщены: в них отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. Разнообразие ценностей, норм, опыта конкретной семьи способствуют «рождению» семейных традиций, которые впоследствии будут ориентировать поведение ребёнка в обществе в виде конкретных действий и поступков (положительных или отрицательных).
В настоящий период в педагогической литературе рассматриваются вопросы формирования семейных традиций (Т. Е. Березина, Т. М. Баринова, Г. Н. Гришина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева и др.). Педагоги-практики рекомендуют родителям разнообразные формы взаимодействия взрослых и детей в условиях семейного воспитания : традиции семейного рукоделия; чтение; коллекционирование семейных реликвий; воскресный семейный абонемент; создание домашнего мини-музея и семейной медиатеки; изготовление семейных поделок к праздникам; создание семейного фотоальбома и др.
Дети вырастают такими, какими их делает семья. Благотворное влияние положительных семейных традиций сильнее всего отражаются на ребёнке, что выступает гарантией его хорошего воспитания. Включение ребёнка в процесс семейных праздников и досугов будет способствовать обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию художественно-эстетической и личностной культуры. Учитывая особое значение семейных праздников как основы зарождения семейных традиций, необходимо заботиться о том, чтобы каждый член семьи (взрослые и дети) испытывал чувство удовольствия и удовлетворения от них.
Многолетний педагогический опыт показывает, что организация семейных праздников зависит от желания, творческих способностей и личностной инициативы взрослых.
Семейный обед – час дружеского общения и отдыха. Поможет приучить ребёнка культурному общению и правилам поведения за столом, накрывать, сервировать и украшать праздничный стол, правильно пользоваться столовыми приборами, запоминать названия блюд.
Барбекю как современный вид семейного отдыха и общения может стать доброй традицией, так как современные молодые родители любят отдыхать на природе с приготовлением разнообразных блюд из мяса, рыбы и других продуктов питания.
Пребывание на свежем воздухе позволит разнообразить двигательную активность ребёнка, позволит внимательнее рассмотреть объекты природы и окружающего мира, а затем запечатлеть их в продуктах детской деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Детский праздник. Независимо от повода, по которому его устраивают, это праздник для родителей, детей, а также бабушек, дедушек и других родственников. Можно совместно со своим ребёнком придумать разные весёлые и необычные конкурсы, поиграть вместе с детьми. Все дети любят сладости, поэтому составление детского меню и приготовление забавных детских блюд будет развивать у ребёнка творческое воображение и художественный вкус, научит аккуратности.
Масленница в русском народе именуется как широкая и веселая. В глубокую старину она была у славянских племён новым годом и проводами зимы. Мама или бабушка может рассказать ребёнку о празднике, о рецепте блинов (каждая хозяйка имела свой рецепт и держала его в секрете от других хозяек). Дети любят помогать на кухне – поручите им несложную работу: размешать ингредиенты для блинов, смазать их, а во время приготовления можно вспомнить с ребёнком потешки и заклички про масленицу. Совместное чаепитие с блинами и душевное общение оставит неизгладимый след в душе вашего ребёнка.
Пасха – один из самых великих праздников на Руси. Готовясь к пасхе, расскажите ребёнку о народных приметах и традициях. Особый интерес у детей вызывает украшение пасхальных яиц. Использование современных пищевых красок, трафаретов и художественных материалов поможет развить у ребенка творчество, фантазию и «умелость» руки.
Творческие посиделки с бабушкой. В процессе общения и совместного художественного творчества (вязание, вышивка, плетение и т. д.) ребёнок знакомится с национальными традициями; осваивает общекультурные способы создания и украшения конкретных предметов быта; приобщается к ручному художественному труду.
Экскурсия выходного дня (в музей, на выставку, в театр, в музыкальный салон). Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник. Посещение массовых мероприятий способствует целенаправленному приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению эстетических и художественных впечатлений – (ребёнок становится вдумчивым, чувствующим зрителем и соучастником).
Семейное путешествие. Материальный достаток современных семей позволяет брать с собой в путешествия детей самого разного возраста. Незабываемые впечатления останутся у ребёнка при посещении разных стран и городов. Обращайте внимание детей на архитектурные сооружения, достопримечательности других стран и городов; научите ребёнка вглядываться и всматриваться в окружающий мир; начните собирать с ребёнком коллекцию разных предметов, ракушек, камней, листьев и пр. Познакомьте ребё нка с особенностями других культур: одеждой, украшениями, пищей и др.
Итак, обогащение содержания семейных традиций будет способствовать полноценной организации жизнедеятельности семьи, поможет совершенствовать процесс домашнего воспитания детей дошкольного возраста, обеспечит взаимопонимание между детьми, родителями и другими членами семьи. Возрождение семейных традиций как эффективный способ хранения и передачи культурных ценностей подрастающему поколению сформирует устойчивый каркас социокультурной среды современной семьи в обществе.