Ирина Мочалова
Проект «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Основание для разработки:
Проблема: после муниципального конкурса «Как я провел лето», Ваня Зеленин рассказал о своем отдыхе с семьей. Дети стали интересоваться, как они отдыхали, куда ездили, что видели. Оказалось, что они очень много путешествовали, побывали в разных местах, часто выезжают отдыхать всей семьей. У них это стало традицией. Увидев, что дети заинтересовались этой темой, отсюда возникла тема проекта «Семейные традиции».
Актуальность:
Публикация «Проект „Семейные традиции“» размещена в разделах
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношение к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
Цель: Формирование представлений о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Задачи:
Образовательные:
• Повышать престиж семьи;
• Развивать интерес к семейным традициям, реликвиям;
Развивающие:
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь, творческие способности;
Воспитательные:
• Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
Определение цели и задач проекта. Изучение методической литературы, оценка уровня знаний детей по теме, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, составление плана работы с родителями.
Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе.
Изучить историю составления родословной.
2. Основной (реализация проекта) :
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта : беседы, НОД, рассматривание картин, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, сюжетно- ролевые игры, экскурсии, проведение праздников, вечеров, посиделок с родителями. Привнесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности.
3. Заключительный:
Подведение итогов, диагностирование детей, проведение праздников.
Ожидаемые результаты:
Методические результаты:
• Разработка проекта, конспектов НОД, трансляция проекта.
Образовательные результаты
• вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
Продуктивные результаты
• Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
• Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.
Данные до проекта
План реализации проекта с 1 октября 2017 г. по 31 декабря 2017
Формы работы Задачи
Ответственные
Сроки
Социально-коммуникативное развитие
1. Инсценировка «Три мамы». Стимулировать интерес к театральному искусству, воспитывать артистические качества, развивать связную речь. Воспитатели, родители 1 неделя
октября
2. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья», «Ярмарка», «Военные», «Парикмахерская», «Водители» Научить детей умению обращаться к продавцу, воспитывать культуру общения, развивать диалогическую речь. воспитатели ежедневно
3. Беседа с детьми:
• «Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка» Познакомить детей с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН. воспитатели 2 неделя октября
4. Беседа на тему: «Права и обязанности в семье». Показать основные права и обязанности членов семьи; формировать понимание семейных обязанностей и ролей;
формирование навыков, толерантного поведения в семье. воспитатели 2 неделя октября
5. Составление альбома «Профессиональные праздники» Познакомить учащихся с термином «профессиональный праздник» и выяснить значение профессиональных праздников в жизни людей воспитатели 3 неделя октября
6. Просмотр семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций Формировать представления о родственных отношениях, о понятиях «семья», «родные», «близкие», закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек воспитатели, родители 4 неделя октября
7. Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. дети, родители в течение реализации проекта
8. НОД по познанию «Традиции нашей семьи» Формировать представления о семейных праздниках, традициях воспитатели, родители 1 неделя ноября
9. Знакомство с семейными реликвиями. Познакомить детей с понятием «семейные реликвии» воспитатели, родители 1 неделя ноября
10. Рассказы детей на тему: «Путешествие в другую страну» или «В каких странах вы побывали с родителями». Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта. воспитатели 2 неделя ноября
11. Экскурсия по городу: «Что я знаю о своём родном городе Кунгуре». Закреплять знания о своем городе воспитатели 3 неделя ноября
12. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы»,
«Назови праздник по картинке», «Что лишнее», «Да и нет не говорите, черный с белым не берите», «Покажи и назови профессиональные праздники», «Назови профессии» Способствовать развитию умственной способности, закреплять у детей знания праздниках, семейных традициях воспитатели ежедневно
Художественно-эстетическое развитие
13. НОД по рисованию «Мой дедушка (бабушка)» Вызвать интерес к жанру живописи портрет. Уважение и любовь к дедушкам и бабушкам. Развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица. Вызвать у детей желание выразить в рисунке свое отношение к бабушке (дедушке).
Подведение детей к передаче индивидуальных особенностей предметов рисования.
воспитатели 1 неделя октября
14. Рисование «Моя любимая семья» Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.
Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании красками. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. воспитатели 1 неделя ноября
15. Рисование «Мамин портрет» Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком. воспитатели 4 неделя ноября
16. Конструирование «Дома на нашей улице». Учить детей изготавливать “блоки” для постройки дома из бросового материала (коробок, оформлять поделку необходимыми деталями. воспитатели 2 неделя ноября
17. Рисование в раскрасках на тему «Семья». Закреплять умение детей рисовать в раскрасках, не выходя за контур, подбирая нужные оттенки. воспитатели дети еженедельно
18. НОД по рисованию «Картина для мамы» (крупой). Совершенствовать приемы нетрадиционной техники изобразительного искусства «рисование крупами». воспитатели дети 4 неделя ноября
19. Изготовление открыток к празднику День матери. Познакомить с многообразием хризантем и с некоторыми поверьями и ритуалами, связанными с хризантемами. Познакомить детей с технологией изделия хризантемы из квадратиков бумаги. Научить изготавливать хризантему из бумаги. воспитатели, дети 4 неделя ноября
20. Коллективная аппликация «Незабудка – символ праздника День матери» Познакомить детей с технологией изготовления искусственных цветов из ткани воспитатели дети 4 неделя ноября
21. Рисование Коллективная работа «Плюшевый мишка – символ праздника День матери» Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). воспитатели дети 4 неделя ноября
Познавательно-речевое развитие
• 22. Составление творческих рассказов на тему «Моя семья самая хорошая», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха». Продолжать учить детей составлять связные рассказы. воспитатели 3 неделя ноября
23. Беседы на тему «Профессии моих родителей», «Что есть в нашем городе для детей». воспитатели 1 неделя декабря
24. Речевые игры «Назови родственные слова», «Подбери словечко», «Назови ласково» Учить детей подбирать однокоренные слова. воспитатели ежедневно
25. Фотовыставка «Семейные увлечения». Формировать представления о семейных традициях воспитатели 4 неделя ноября
26. Знакомство с «Семейным бюджетом» или «Откуда берутся деньги в нашей семье?» Формирование представления о структуре семейного бюджета. воспитатели 2 неделя декабря
27. Составление альбома «Значение имени» Познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека воспитатели 3 неделя декабря
28. Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Толстой «Косточка». Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка». Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, усидчивость, внимание, умение слушать взрослого. воспитатели ежедневно
29. Знакомство с пословицами и поговорками о семье. Учить детей запоминать пословицы и поговорки о семье воспитатели еженедельно
30. Игра-драматизация по сказке «Самый маленький гном». Стимулировать интерес к театральному искусству, воспитывать артистические качества, развивать связную речь. воспитатели 2 неделя ноября
31. Изготовление генеалогического древа семьи. Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», расширить знания о своих близких родственниках. воспитатели 2 неделя декабря
32. Беседа «Символы праздника «День матери» – плюшевый медведь и цветок незабудка. Познакомить детей с символами праздника «День матери» воспитатели 3 неделя ноября
33. Составление видеофильма «Что значит для меня мама» Воспитывать заботливое и бережное отношение к матери, распространение семейных ценностей и традиций. воспитатели 3 неделя ноября
34. Презентация «Наша семья» Обобщать знания детей о своей семье родители 3 неделя декабря
Физическое развитие
35. Пальчиковые игры «этот пальчик дедушка…» Развивать крупную и мелкую моторику рук, совершенствовать речь воспитатели ежедневно
36. Рассказы детей о семейных походах в бассейн, катаниях на лыжах, коньках, санках. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта воспитатели 4 неделя декабря
37. Подвижные игры «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем» Развивать двигательные навыки, умение изображать движениями без слов действия воспитатели в течение всего времени
Взаимодействие с родителями
• Оформление родительского стенда на тему: «Во что играли наши бабушки».
• Вечер встречи с бабушками и дедушками (посвященный Дню пожилого человека)
• Чаепитие с родителями в праздник «День матери»
• Оформление родительского стенда к празднику «День Матери»
• Проведение новогоднего праздника
• Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
• Институциональный конкурс «Осенние фантазии»
• Выставка «Бабушкин сундучок», игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек.
• Встречи с интересными людьми – родителями воспитанников: рассказы родителей о своей профессии.
• Консультация «Как провести с ребенком выходной».
• Фотовыставка «Семейное хобби, увлечение, традиция».
Условия реализации проекта.
• Материально-технические: мультимедиа, проектор, принтер, краска для принтера, интернет-ресурсы, канцтовары (ксероксная бумага, картон, клей, скотч, цветная бумага, файлы со скоросшивателями, гуашь, краски, маркеры, ватман)
• Кадровые:
Воспитатели и помощники воспитателей: составление и написание проекта, проведение диагностики, разработка НОД, викторин, составление презентаций, оформление стенгазет и стендового материала, альбомов, изготовление дидактических игр и пособий, подбор методической и художественной литературы, оформление выставки семейных работ.
Инструктор по физической культуре: проведение праздника.
Родители: подбор информации, организация встреч с интересными людьми, помощь в проведении экскурсий, развлечений, помощь в изготовлении пособий
• Методическая:
1. Астахов П. А., Я и семья. – М. : Эксмо, 2009. – 96с. : ил. – (Детям о праве).
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.-207 с.
3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
4. Гуров В. Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М. : Педагогическое общество России, 2003.–160с.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
6. Источники интернет – сайтов.
7. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Сборник статей под ред. Венковой З. Л., Казанцевой Н., Пермь, 2007, ПКИПКРО
8. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 143с., ил.
9. Краснощекова Н. В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
10. Материалы с курсов Венковой З. Л. «Педагогическое проектирование»
11. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
12. Оберемок С. М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.
13. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 – 7 лет в условиях детского сада. (Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон) – М. : Просвещение, 2010
Данные после проекта
Обогащена развивающая среда:
• Оформлены дидактические игры «Кому что нужно для работы»,
«Назови праздник по картинке», «Что лишнее»
• Сделаны альбомы «Профессии», «Профессиональные праздники», «Моя семья»
• Подобрана картотека книг, стихов, поговорок, пословиц о семье.
• Подобран иллюстративный материал по теме.
• Создана коллекция предметов – реликвий.
• Созданы презентации «Моя семья»
Разработаны методические пособия:
• НОД по рисованию «Мой дедушка», «Моя любимая семья», «Картина для мамы» (крупой, «Мамин портрет»
• НОД по ручному труду и конструированию: коллективная работа «Плюшевый мишка – символ праздника День матери», «Открытка ко Дню матери», «Дома на нашей улице», аппликация «Незабудка – символ праздника День матери»
• Разработан стендовый материал для родителей «Как провести с ребенком выходной».
• Разработано положение выставки по теме «Бабушкин сундучок», «Во что играли наши бабушки».
Перспективы проекта :
Дети:
• Познакомились с семейными традициями
• Познакомились с профессиями: бухгалтер, инженер, инкассатор
• Обогатился словарный запас детей
• Расширились знания детей о том, какие традиции существуют в семье
• Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
• Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей
Родители:
• Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
• Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
•
Педагог:
• Осуществляет инновационную деятельность.
• Повышает профессиональный уровень.
• Диссимиляция педагогического опыта.