Анастасия Бородич
Семейные проекты, как эффективная форма развития партнёрских отношений педагога и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, которые стоят перед коллективом нашего ДОУ. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, нам необходимо вовлечь их в жизнь детского сада Взаимодействуя с родителями, педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей. У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим детьми решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми.
Темочки:
В процессе совместного обучения детей возникает доверие к педагогам и другим сотрудникам нашего детского сада; родители обучаются видам детской деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в 17 различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, направленной на достижение поставленной цели и предусматривающая сотрудничество детей с взрослыми. Выделяют три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации: исследовательский, творческий и нормативный проект. Одной из форм сотрудничества с родителями в нашем ДОУ является проектная деятельность, в том числе исследовательские проекты, которые предполагают получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
-формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
-участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
- расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
- дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что педагоги строят свою работу в последовательности «Воспитатель – Ребёнок – Родитель». Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность помогает установить партнёрские отношения с семьёй ребёнка, а также объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем. Внедряя технологию проектной деятельности в нашем ДОУ, мы соблюдали следующие требования к ее использованию:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи;
-практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
-самостоятельная деятельность детей;
-структурирование содержательной части проекта;
-использование исследовательских методов (наблюдения и др.).
Задачи использования данной педагогической технологии:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.
Результатами нашего сотрудничества с родителями стало создание:
-детско-взрослого сообщества;
- накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьей в виде исследовательских проектов: «Почему люди любят рыбалку», «Большие и маленькие животные», «Пауки», «Мир динозавров», «Почему домашних животных называют «домашними», «Из чего состоят волосы», «Электрический ток», «Через какие материалы проходит электрический ток», Известный ученый А. Эйнштейн сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя клумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Таким образом, проектная деятельность – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, проектная деятельность в конечном итоге должна способствовать личностному развитию ребенка. Детско- родительские педагогические проекты будут способствовать установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, помогут в решении актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов. Изменится отношение родителей, как к педагогу, так и к дошкольной образовательной организации в целом, что в свою очередь обеспечит качественные результаты педагогической деятельности.