МААМ-картинки

Семейное воспитание как фактор риска и профилактики суицидального поведения в детском возрасте

Елена Распутина
Семейное воспитание как фактор риска и профилактики суицидального поведения в детском возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Когда мы теряем ребенка из-за болезни

или несчастного случая – это огромное горе, но когда ребенок сам прерывает

свой жизненный путь – это непоправимая трагедия.

Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество различных дорог и возможностей.

Детская смерть — это самое трагичное событие, которое можно себе представить. Если со смертью от тяжелого заболевания приходиться мириться, то смерть ребенка в результате суицида – как гром среди ясного неба. Разум окружающих людей отказывается воспринимать эту страшную реальность, как добровольный уход из жизни ребенка.

Публикация «Семейное воспитание как фактор риска и профилактики суицидального поведения в детском возрасте» размещена в разделах

Детский суицид, практически всегда можно предотвратить. Главное вовремя заметить тревожные сигналы, которые посылает ребенок. Ведь решение уйти из жизни зреет в течение какого-то времени и в этот самый момент ребенок посылает сигналы о помощи взрослым, показывает, что ему плохо. Внимательные родители не пропустят ключевые изменения в поведении ребенка.

Из всех дефектов социализации личности – наиболее опасными являются семейные дефекты. Семья подготавливает ребенка к жизни, закладывает основы его поведения, Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов и социальных идеалов ребенка.

Отношения в семье являются важнейшим фактором социальной ситуации развития ребенка. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».

Таким образом, семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.

Потенцирующим фактором формирования суицидального поведения в детском возрасте является неблагоприятная обстановка внутри семьи, а именно:

• Негармоничный тип семейных отношений (длительные конфликтные ситуации в семье или развода родителей. Утрата значимой привязанности (смерть мамы или папы). Отсутствие значимого взрослого в жизни ребенка (социально-психологическая изолированность ребенка).

• Нарушения внутрисемейного воспитания (наличие факторов психического, физического или сексуально насилия в отношении ребенка; высокие моральные требования и притязания).

Семейная дисгармония, неправильный стиль воспитания приводит к нарушению полноценного функционирования семьи.

Соответственно дисфункциональная семья не может обеспечить личностного роста и развития ее членам.

В связи с тем, что дисфункциональная семья является значительным фактором суицидального риска и других эмоциональных и поведенческих нарушений в детском возрасте, целесообразно обратиться к классификации дисфункциональной семьи. С целью их своевременного выявления и профилактики нарушений внутрисемейных отношений.

Классификация дисфункциональных семей, требующих внимания специалистов:

1. Неполная семья (где мать одна воспитывает ребенка с рождения);

2. Распавшаяся семья (с приходящим отцом);

3. Распадающаяся (семья, находящаяся в ситуации развода);

4. Ригидная (семья с холодными, деспотичными отношениями друг к другу и детям);

5. Деструктивная семья (характеризующаяся нравственной изолированностью членов семьи друг от друга, атмосферой напряженности и конфликтности).

Важным увеличивающим риск суицидального поведения в детском возрасте являются также нарушения формы внутрисемейного воспитания. 90% суицидентов имели патологические формы воспитания в семье.

Далее приведем классификацию типов нарушения семейного воспитания.

1. Доминирующая гиперпротекция подразумевает жесткую регламентацию деятельности ребенка. Ребенок под воздействием системы запретов и ограничений лишается самостоятельности. Доминирующая гиперпротекция распространяется от желания соучастия во всех проявлениях внутренней жизни ребенка до семейной тирании.

2. Потворствующая гиперпротекция (ситуация создающая «кумира семьи», где ребенок является центром семьи, удовлетворяются все его потребности, но при этом ограничивается возможность индивидуального развития, самостоятельного принятия решений и совершения собственных ошибок. Данный тип воспитания позже отрицательно скажется при овладении ребенком новой социальной ролью школьника.

3. Эмоциональное отвержение, гипоопека – игнорирование потребностей ребенка, жестокое обращение с ним, невнимание к его проблемам в развитии, наказание за малейший проступок.

4. Безнадзорность – ребенок предоставлен сам себе, родители им не интересуются, вообще не контролируют его.

5. Повышенная моральная ответственность, к ребенку предъявляют завышенные требования, несоответствующие его реальным возможностям. Что сочетается с невниманием и недостатком заботы о ребенке со стороны родителей.

Вся деятельность по предупреждению самоубийств в детском возрасте должна быть направлена на создание такого психологического климата в семье, в котором дети не чувствовали бы себя одинокими, непризнанными и неполноценными. Это касается и семьи, и образовательных учреждений. Необходима чуткость и внимание не только родителей, но и всех тех, кто по роду своей деятельности соприкасается с детьми. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель – не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

Основной задачей семьи является формирование навыков стрессоустойчивости и современных адаптивных стратегий поведения, ведущих ребенка к успешной самореализации.

Психологическое образование и профилактика суицидального поведения у детей должна включать в себя работу с семьей. Профилактическая деятельность должна выстраиваться в целостной взаимосвязанной системе родитель-ребенок-педагог.

Приоритетным направлением в работе с родителями по профилактике суицида в детском возрасте является систематическое разностороннее педагогическое и психологическое просвещение родителей, т. е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой семейного воспитания.

Способы психолого – педагогической поддержки семьи:

• Индивидуальное консультирование родителей, семейные консультации;

• Проведение мотивационной работы с семьей для обращения за помощью к специалистам;

• Групповые консультации, тренинги для родителей детей зоны риска и в целом для родителей, ориентированных на формирование доверительных отношений с ребенком;

• Образовательные лекции для родителей;

• Различные виды собраний; родительские конференции.

Психологам и педагогам важно обучать родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, установлению доверительных, доброжелательных отношений; созданию атмосферы понимания и принятия ребенка как самостоятельной личности.

Необходимо развивать способности родителей к поддержанию психического благополучия в личностном плане и во взаимоотношениях между членами семьи, формировать данную способность и у ребенка. Помогать родителям, а соответственно и детям в осознании своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования.

Обучать приёмам и способам выхода из критических ситуаций, техникам, позволяющим минимизировать отрицательные последствия стресса. Способствовать развитию качеств, позволяющие строить успешные отношения с другими.

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Консультация для родителей «Роль игр с пазлами в детском возрасте»Консультация для родителей «Роль игр с пазлами в детском возрасте» Консультация для родителей «Роль игр с пазлами в детском возрасте». Пазлы представляют собой развивающую игру – головоломку, направленную.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Памятка для родителей «Семейное воспитание» Дорогие родители! Хотим предложить вам сотрудничество по воспитанию ваших детей. Дети – самое дорогое, что мы имеем. Дети - наше будущее.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейное воспитание как фактор риска и профилактики суицидального поведения в детском возрасте
Опубликовано: 15 января 2020 в 10:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейное воспитание как фактор риска и профилактики суицидального поведения в детском возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Елена Распутина (УИ 2142782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД