Тамара Прокопчук
Семейная педагогика
СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Прокопчук Тамара Андреевна
воспитатель
МБДОУ МО детский сад №107 г. Краснодар
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы влияния семьи на формирование нравственных основ и духовных ценностей личности ребенка посредством семейного чтения. Авторы статьи отмечают важность проведения семейного досуга родителей с ребенком за чтением книг, поскольку чтение формирует познавательные, развивающие навыки ребенка, способствует рекреационному и воспитательному процессу.
Публикация «Семейная педагогика» размещена в разделах
Ключевые слова: семья, дети, личность, воспитание, семейное чтение, семейные ценности, общение, традиции, поколения.
Вот я уже дорос до лета,
Я прожил дней – не сосчитать.
Теперь я знаю: счастье – это
Приткнуться к маме и читать!
Михаил Яснов
Если в детстве «заразить» детей чтением, передать им «книжный вирус», а это могут сделать родители, то и в старшем возрасте между родителями и детьми сохранится читательский контакт. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Среди основных причин, обусловливающих кризисные явления детского чтения – изменение структуры и содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения. Дети перестали видеть в семье образцы и примеры вдохновляющего читательского поведения. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.
Работа с семьей является главной заботой педагога, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения. Если в маленькой вселенной под названием семья будет взаимопонимание и взаимосвязь, то и в большой стране будет мир и покой.
Особое значение мы придаем сотрудничеству с семьей. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребенка. Воспитать увлеченного читателя трудно. Главное – организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Наличие в семье навыков разностороннего общения является одним из действенных средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания. Чтение способствует такому общению и реализует целый спектр разнообразных семейных функций : эмоциональное единение, обмен информацией, передача жизненного опыта от старших к младшим и ряд других функций.
В наше время дети и родители часто не находят общего языка, отдаляются друг от друга. В этой ситуации также следует признать: книга – идеальный посредник для диалога ребенка и взрослого, т. к. книга, чтение, а на основе этого – общие интересы способствуют объединению семьи. Все это реализует многообразные функции: социальные – мировоззренческие, информационные, куль-
2 Педагогический опыт : теория, методика, практика турно-просветительские, образовательные; психологические – ценностно-ориентационные, познавательно-коммуникативные, эмоционально- компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексивные; педагогические – воспитательные и самовоспитательные, обучающие и самообучающие, развивающие. Также практически все важнейшие функции чтения (такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная).
Чтение вслух – устная коммуникация – привносит в процесс чтения особую интимность, чувство близости, способствует формированию атмосферы доверия, общности интересов, понимания, вносит эмоциональный момент в процесс чтения и восприятие прочитанного. Модель «семейное чтение» обладает особым, более сильным, чем другие модели чтения эффектом воздействия на личность.
Семейное чтение предполагает совместное действие. Семейное чтение – это явление, вполне подчиненное условиям бытования семьи. Семейная общность предполагает известную психологическую и социальную близость, единство устремлений. Совместное чтение членов семьи, отражая их, способствует воспитанию сотрудничества, сотворчества, взаимопонимания между разными поколениями, неназойливой (опосредованной книгой, текстом) дидактике. Оно подразумевает его постоянный характер на протяжении длительного времени. Наиболее важно семейное чтение для членов семьи в детском, подростковом, отроческом возрасте, а также для престарелых и больных членов семьи; в этот случае роли «читающих» и «слушающих» могут меняться.
Совместное чтение есть не только индикатор семейной близости, но и предтеча семьи, способ любовного сближения людей. Оно тесно связано с понятием семейная (личная, частная, домашняя) библиотека как библиотеки особого вида. Слом такого социального института как частная, семейная, личная библиотека самым отрицательным образом сказался на формировании российского читателя, лишенного возможности пройти важнейшую ступень своего читательского развития – семейное чтение.
Также семейное чтение тесно связано с процессами, сопровождающими становление семьи, с ролью женщины в воспитании ребенка и становлении его как читателя. Семейное чтение нуждается в укреплении за счет возвращения женщине, как и мужчине, представлений о семейных ценностях, понимания важности семейного воспитания, в том числе и через семейное чтение.
Каждая модель чтения несет какую-либо основную функцию: в основе учебного чтения лежит познавательная функция; в основе развлекательного чтения – рекреационная; семейное чтение, в отличие от других моделей, практически все важнейшие функции чтения (такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, рекреационная, коммуникационная) реализуются одномоментно, что делает эту модель чтения чрезвычайно эффективной. Наиболее ярко проявляется воспитательная функция, лежащая в основе семейного бытия в целом.
Основной целью мы видим возрождение традиции семейного чтения. Мы предполагаем, что необходимо создание союза семьи, библиотеки, дошкольного учреждения, школы в поддержку интереса детей к книге, воспитание потребности в чтении, пропаганде книги, организации чтения таким образом, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития; помощь в нахождении пути для достижения взаимопонимания поколений.
Необходимо предусматривать решение ряда взаимосвязанных задач: оказание помощи в реализации совместных интересов членов семьи; предоставление возможностей для творческого самовыражения; содействие повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей; возрождение традиций совместного чтения, культуры общения; приобщение родителей к проблемам детского чтения; организацию совместного досуга родителей и детей. Наша задача – поработать добрыми волшебниками: дать возможность детям испытать это счастье.
Список литературы
1. Бородина, В. А. Воспроизводство культуры чтения в России: современное состояние и перспективы / В. А. Бородина. – М. : МЦБС, 2007. – С. 19-30.
2. Бутенко, И. А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты / И. А. Бутенко. – М. : Наука, 1997. – 132 с.
3. Воробьева, К. И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы / К. И. Воробьева. – СПб. : МП РИЦ «Культ – информпресс», 1996. – 312 с.
4. Гусева, А. С. Искусство общения – это и труд, и талант, и творчество / А. С. Гусева, Е. А. Яблокова. – М. : РГБ, 1998. – № 4. – С. 59-76.