лена лавриненко
Проект для детей 5–6 лет «Семейная копилка ценностей, традиций, любви и понимания»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№157 общеразвивающего вида г. Владивостока»
Методическая разработка. Долгосрочный проект.
Тема: Семейная копилка ценностей, традиций, любви и понимания.
Авторы: Воспитатели старшей группы
Другова Т. В., Константинова Е,К.
г. Владивосток 2023 г.
Аннотация
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Семейная копилка ценностей, традиций, любви и понимания“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей, а также воспитанию уважения к традиционным ценностям : любви к родителям, уважения к старшим, стремление в своих поступках следовать положительному примеру родителей.
Совместная исследовательская деятельность детей, родителей и педагогов по изучению семьи и рода способствует формированию культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
Содержание
1. Пояснительная записка….
2. Основная часть….
3. Заключение…
4. Список используемых источников….
Пояснительная записка
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
Семья-любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства,
Страны моей, моей России.
Наблюдая за детьми нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т. е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте.
Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.
Наблюдения и личные беседы привели нас к выводу, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным.
В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.
Возникает противоречие: с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Данное противоречие позволяет сформулировать гипотезу исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со своей фамилией, именем и отчеством родителей, своего рода и родословной, семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей среднего возраста.
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
2. Основная часть
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта : воспитанники старшей группы; воспитатели группы; родители воспитанников.
Возраст детей : дети 5 -6 лет.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Предполагаемый результат:
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
прошлое своей семьи;
профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
значение своей фамилии;
смогут полностью назвать свое имя и отчество;
смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
пополнят словарный запас (род, родословная, традиции).
Родители:
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
будет развито чувство гордости за свою семью;
будут уважительно относиться к своим предкам;
научатся организовывать семейные праздники.
Педагоги:
расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
пополнят атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.
Продукт проектной деятельности :
- выставка фотоальбомов «Моя семья» ;
- изготовление книжки – раскладушки «Как я помогаю близким»;
- выставка рисунков о семье;
- альбом «Клуб осознанного родительства»
Объект проекта : процесс формирования личности дошкольников.
Предмет проекта : семейные традиции как средство формирования личности дошкольников и осознанного родительства.
Цель проекта : формирование у детей понятие «семья». Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям;
Задачи:
1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «родные», «семья», «близкие».
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
6. Повысить качество отношений «семья - детский сад».
Содержание проекта.
1 этап: Подготовительный
Составить перспективный план проекта.
Опрос детей по данной теме.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности.
Подобрать дидактические игры.
Подобрать иллюстрированный материал.
Подобрать художественную литературу по теме «Семья».
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Совместное изготовление родителей и детей атрибутов для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
Анкетирование родителей на тему: «Семейные традиции, праздники, увлечения».
2 этап: Основной
Дата Содержание Участники
июль Беседы: «Для чего человеку семья?», «На кого хочу быть похожим?», Педагоги,дети ст. гр.
июль Проблемные ситуации: «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Больница»
Проведение выставки альбомов «Моя семья»
Проведение спортивного мероприятия «Мама, папа я -спортивная семья
Стенгазета «Наше лето» Родители, дети, педагоги
Октябрь Родительское собрание Консультации для родителей: «Семья и семейные ценности!», «Влияние семьи на развитие ребенка».
Беседы: «Выходной день в моей семье», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении).
Конструирование «Мой дом моя крепость».
Ярмарка в месте с родителями «Осенины»
Экскурсия в музей «Автомото-старины»
Родители, дети и педагоги ст. гр
ноябрь Беседа «За что я люблю маму»,
Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка»
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Найди свою маму»
Совместное мероприятие в виде квеста «День матери»
Родители дети, педагоги,ст. гр
декабрь Беседа «Семейные праздники» (Рождество)
Сюжетно – ролевые игры: Праздник в нашем доме
Просмотр мультфильма «Рождество-Христово».
Экскурсия в храм «Кирилла и Мефодия» Родители дети, педагоги,ст. гр
Февраль Родительское собрание Анкетирование «Самоисследование взаимоотношений в семье»
Рекомендации для родителей (буклет) «Традиции : создай и передай!», буклет «Как можно провести выходные»
Памятка для родителей «Чаще говорите детям…».
Беседа по теме:
-Навык, который необходимо развивать в каждом ребенке.
- Простой способ улучшить здоровье и благополучие ребенка
Консультация «Правила поведения с незнакомыми людьми на улице»(Проводит Родительница,которая служит в полиции)
Родители, дети
педагоги ст. гр.
март Подготовка и раздача:
Памятка «Роль матери в воспитании сына и дочери»
Консультация (в папку)
Знакомство родителей с методикой «Позиции в общении с ребенком».
(по материалам книги Олега Гадецкого «Лучшие психологические методики или Что делать, когда не везёт?»)
Чтение художественной литературы по теме «Семья» :
Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик - семицветик», С. Маршак «Сказка об умном мышонке».
Консультация «Домашние питомцы» (проводит родительница с своими собаками на участке)
Экскурсия в «Русскую избу».
Совместный праздник «Масленница»
Родители дети,педагоги,ст. гр
апрель Консультации для родителей по осознанному воспитанию детей.
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»,«Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
Художественно – эстетическая деятельность:
Рисование: «Поможем маме постирать платочки», «Мама милая моя»,
Родители, дети, педагоги ст. гр.
май Родительское собрание №3
Советы и рекомендации по осознанному воспитанию.
«Влияние семьи на развитие ребенка».
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Больница»,«Праздник в доме»,«Дочки - матери», «Семья», «День рожденья».
Совместные субботники с родителями.
Изготовление альбома «Клуб осознанного родительства».
Родители, дети ст. группы.
Заключение
Ожидаемые и полученные результаты:
Особенность нашего проекта, заключался в том, что вместе с семьей мы не только познавали, осваивали новое, трудились, но и работали в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становились активными участниками жизни детей в детском саду.
Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям.
При работе с детьми выявилась проблема. Наблюдения и беседы среди детей показали, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, и появилась идея создать проект «Моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщат и систематизируют свои знания о семье. За время реализации проекта «…» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Вся работа по проекту позволит привлечь внимание родителей к целенаправленному осознанному выбору методов воспитания, повысить осознание родителями своей социальной значимости и ответственности в воспитании детей, и повысить мотивацию родителей к самообразованию по вопросам осознанного воспитания и развития детей.