Наталья Кривулина
Конспект НОД «Секреты соленого Черного моря Феодосийского залива» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 11 «Сказка» г. Феодосии Республики Крым» (ул. Челнокова, дом 60)
Конспект
Непосредственно Организованной Образовательной Деятельности по ознакомлению с природой с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности в средней группе
Тема: «Секреты соленого Черного моря Феодосийского залива».
Составила воспитатель : Кривулина Н. Н.
2023г.
Публикация «Конспект НОД „Секреты соленого Черного моря Феодосийского залива“ в средней группе» размещена в разделах
Цель: Закрепить и углубить знания детей о разнообразных свойствах морской воды. Программное содержание: Уточнять свойства морской воды : содержит соль, удерживает предметы на плаву, при низкой температуре не замерзает, имеет вес. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитывать чувство коллективизма, аккуратности, бережное отношение к природе.
Оборудование: соль Черного моря, 2 банки с водой, по 2 одноразовых стаканчика на каждого ребенка, синяя гуашь, ложечки по количеству детей, весы, 2 бутылки с водой пресной и соленой по 0.33л., металлическая ложка, спички, свеча,2 очищенные картофелины. акварельные краски, широкие кисточки, стаканы –непроливайка с водой, альбомные листы по количеству детей, тарелочки с солью Черного моря, лупы по количеству детей.
Предварительная работа : - заморозить в морозильной камере два стаканчика с пресной и соленой водой ; -в банку насыпать морскую соль, добавить горячую воду к карандашу привязать веревку и опустить в банку.
Ход:
Дети сидят на стульях
Воспитатель: «Здравствуйте ребята, я волшебник – исследователь умею находить необычное, интересное в обычных объектах. Совсем недавно мне пришло письмо от моего маленького друга, он мне написал, что отдыхая в прошлом году летом в деревне и на море с родителями, во время купания ему стало интересно, что просто в речке купаться увлекательно, но тяжелее, чем на Черном море. Зато на речке вода не соленая, а на море она слишком соленая. Ему стало любопытно: вроде бы, просто вода, но у неё такой разный вкус! Почему такая разница он спросил у меня. И я пообещал ему помочь разобраться. Представим, что мы свами исследователи, много интересного можно узнать о морской воде Черного моря, но для этого нужно вооружиться вниманием и терпением, работать мы будем в лабораториях. Послушайте, как надо вести себя в лаборатории:
Правила поведения в лаборатории:
- не шуметь,
- аккуратно обращаться с приборами, -слушать, внимательно следить за результатами опыта, - делать выводы. А первый опыт проведу вам я, а вы внимательно смотрите».
Опыт№ 1 Как достать соль из морской воды? Воспитатель: «Вы конечно все пробовали на вкус морскую воду, кто- то случайно, а кто- то из любопытства. Сейчас я вам покажу, как можно достать соль из морской воды. И мы узнаем какая морская соль. Смотрите внимательно я набираю морскую воду в ложку и нагреваю над пламенем свечи. Что произошло? ответы детей (вода испарилась, на ложке остались крупинки). Что это за крупинки? (предполагаемые ответы детей). Да правильно это соль. Подойдите к столу, подвиньте тарелочки с солью к себе и попробуйте крупинки на вкус, ощупь, возьмите лупу и рассмотрите крупинки дети пробуют и рассматривают. .Какая соль, какой вывод можем сделать?»
Вывод: Соль твердое соленое вещество. Вот так добывают морскую соль. Приглашаю вас в лабораторию № 1.
Дети подходят к столам
Опыт №2. Научим картофелину плавать Воспитатель: «Проводим следующий опыт и научим картофелину плавать. Для опыта нам понадобится : 2 банки с водой, 2 очищенные картофелины и морская соль Черного моря. В первую банку с водой мы добавим соль. Дети по очереди добавляют соль столько, сколько может раствориться. Размешиваю и у нас получается очень соленый раствор. В банку с солевым раствором, опустим картофелину ребёнок опускает в банку. Во вторую банку с пресной водой опустим вторую очищенную картофелину ребё нок опускает в банку Воспитатель: «Что произошло с картофелиной в пресной воде? ответы детей (Она утонула, упала на дно банки). Правильно. Когда мы опустили картофелину в банку с пресной водой, она сразу опустилось на дно и не всплывала. А что случилось с картофелиной в солёной воде? ответы детей (Она не утонула, плавает на верху). Да, в банке с солевым раствором картофелина плавает на поверхности. Ее как бы выталкивает из соленого раствора, и небольшая часть картофелины выглядывает из воды. Какая-то странная картофелина: то ей плавать хочется, то на дне лежать. Но, может быть, дело не в картофелине? В чем же тогда? (Предположения детей.) Да. В этой банке – соленая вода, а в этой – пресная, несоленая. А в солёной воде предметы не тонут. Поэтому, плавать в морской воде намного легче, она как бы выталкивает тело. Какой можно сделать вывод?».
Вывод: В пресной воде предметы тонут, а в солёной - нет.
Опыт №3 Какая вода плотнее морская или пресная
Воспитатель: «А сейчас мы с вами попробуем смешать соленую и пресную воду. Перед вами два стаканчика с водой в один из них добавьте морскую соль и хорошо размешайте. Какая стала вода? ответы детей (соленая). Проверим можете попробовать, сделайте маленький глоток. А теперь в стаканчик с пресной водой добавьте синюю гуашь и тоже размешайте. Затем аккуратно в стаканчик с соленой водой вливайте несколько ложек подкрашенной синей пресной воды. Что произошло? ответы детей (синяя вода на поверхности стакана). Как вы думаете, почему? (Предположения детей.) Да, окрашенная вода осталась на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу банки. Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Пресная вода более легкая - поэтому она на поверхности.
Опыт №4 Какая вода тяжелее морская или пресная
Воспитатель: «Давайте все таки уточним какая вода тяжелее соленая или пресная, вот перед вами две пластиковые бутылки с морской водой и пресной водой, как это можно сделать?» (Предположения детей.) Правильно можно взвесить с помощью весов.
Приглашаю одного из детей, и вместе взвешиваем ёмкости с соленой водой Черного моря и пресной водой. Воспитатель : «Какой можно сделать вывод?
Вывод: Соленая вода тяжелее пресной.
Воспитатель : «Предлагаю немного отдохнуть и поиграть, вставайте и подходите ко мне» дети встают из-за столов и идут на ковер
Физкультминутка «Морское царство». Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону) Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола) Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка») А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи) А над морем чайки кружат. Полетим за ними дружно. (машут руками). Дети возвращаются за столы
Опыт № 5 Замёрзнет ли солёная вода?
Воспитатель: «Продолжим изучать особенности соленой воды Черного моря. В среду мы с вами налили в два пластмассовых стаканчика, пресную и соленую воду и чтобы их не перепутать обозначили их смайликами и поставили их в морозильную камеру. Как вы думаете вода замерзла в двух стаканчиках? (предположения детей) Посмотрим, что произошло? ответы детей (пресная вода превратилась в лёд, а вода из Черного моря солёная стала очень холодной, но не замерзла).Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Солёная вода при низких температурах не превращается в лёд, а пресная замерзает и превращается в лед.
Воспитатель: «Молодцы, предлагаю вам перейти в лабораторию №2»
Дети проходят в лабораторию №2 и садятся.
Дети садятся на стульчики на ковёр
Воспитатель: «Люди всегда хотели узнать почему же вода в море соленая и придумывали разные истории, послушайте крымскую легенду «Почему в море вода соленая» В давние времена в сети коварного Нептуна во время купания часто попадали молодые девушки. И навсегда они оставались в плену подводного царства. Трудились девушки в слезах плетя кружева для волн, грустно напевая о своей родимой сторонушке. А чтобы пленницы не сбежали домой на землю, Нептун превращал их в русалок. И плакали русалочки от горя, не переставая солеными слезами. А вода в море становилась все соленее и соленее от этих слез. И наконец однажды все море стало соленым. А сейчас мы с вами будем не только исследователями, но и волшебниками, а поможет нам морская соль Черного моря. Продолжаем исследования»
Опыт № 6 Из морской соли можно сделать ожерелье.
Воспитатель: «В понедельник мы с вами в банку насыпали морскую соль, добавили горячую воду. Размешивали, пока соль не растворилась. Затем, что мы сделали? ответы детей (взяли карандаш и к нему привязали веревку и опустили ее в соляной раствор так, чтобы веревка не касалась стенок и дна банки) Сейчас поднимем карандаш с веревкой и увидим, что получилось. Что вы видите? ответы детей (блестящие маленькие камушки)Как вы думаете, что это за камушки? ответы детей (соль).Да это кристаллы соли. предлагаю ребенку взять в руки веревку с кристаллами. На какое украшение похоже -O- ответы детей (бусы. ожерелье) Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Из соли Черного моря можно сделать ожерелье.
Опыт №7 Морская соль художница.
Воспитатель: «Побудем еще немного волшебниками. Подходите к столам и присаживайтесь. дети садятся за столы Акварельными красками быстро наносим фон картины голубой краской «Черное море нашего Феодосийского залива». И пока краска еще не высохла, посыпаем по фону солью солевую "дорожку". Что случилось, откуда появились на листе морские звезды? ответы детей (это соль собрала вокруг себя воду). Вот так соль из моря превратилась в «небесную» соль. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Соль впитывает в себя воду.
Воспитатель: Вот и закончились наши исследования. Молодцы.