Елена Ковалева
Секреты психологического здоровья дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Секреты психологического здоровья»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Я начинаю нашу встречу этим обычным приветствием. Однако в нем, в обычном для каждого слове «здравствуйте» заложен глубокий, мудрый, позитивный смысл: быть благополучным, счастливым, а главное здоровым.
Действительно, здоровье необходимо всем и всегда. От него зависит наше настроение, успехи, достижения, победы.
Публикация «Секреты психологического здоровья дошкольника» размещена в разделах
Именно в нем, в психологическом здоровье заложен глубокий смысл успешной жизни вашего ребенка на всех ее этапах.
Сам термин «Психологическое здоровье» неоднозначен. Он связывает две науки, две области практики медицинскую и психологическую.
Психически здоровый – это, прежде всего жизнерадостный, веселый, смышленый и общительный ребенок. И каждому из нас хочется, чтобы в будущем он вырос самостоятельным, активным, успешным, уверенным в себе человеком.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются все более подготовлены интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.
Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу в школе.
Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.
Как сохранить психическое здоровье дошкольника
Прежде всего, нам нужно знать границы психоэмоциональных возможностей ребенка и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной системы.
Опасность развития неврозов часто заключается в том, что взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение затормозить свои желания применяют метод запретов. Но в силу возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремиться познать окружающий мир, проявить самостоятельность. И эти активные действия наталкиваются на жесткий запрет: «Нельзя», «Не делай», «Не ерзай».
Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью неврозов, периодом упрямства. Потому, что ребенок бурно протестует против многочисленных запретов, которые ставят взрослые на пути его познавательной и двигательной активности.
А если это сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием запрет приобретает характер психотравмы. Возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает истеричность, плач, крики или замкнутость и агрессивность. Правильная самооценка очень важна для психического здоровья всех людей. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.
Самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостаточного самоуважения. Например, ребенок, не чувствующий уверенности в себе, может вести себя агрессивно и высокомерно, чтобы защититься от того, что он сам воспринимает как агрессию или превосходство других. Ребенок с сильным чувством самоуважения доброжелательно относится к окружающим, и терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям.
Мы, взрослые, по-разному можем помочь детям обрести уверенность в себе. Чрезвычайно эффективный способ - помочь ребенку обнаружить и развить свои сильные стороны. Все дети, даже казалось бы крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, талант менее заметен, однако он точно есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других - невероятное воображение, помогающее им находить новые решения задач. У третьих просто милый, добродушный характер.
Всем детям, независимо от их достоинств необходимо знать, что МЫ РОДИТЕЛИ ЛЮБИМ ИХ И ГОРДИМСЯ ИМИ. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить.
Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него – это естественное состояние. Играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.
Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят. Пусть это будут настольные игры, игры со строительным материалом, сюжетно - ролевые, музыкальные и театрализованные. Все они служат развитию всех познавательных процессов, находчивости, умению управлять собой и подчиняться правилам.
Мой призыв на сегодняшнем собрании к вам «Играйте с детьми – это замечательно оздоравливает отношения».