Анна Морозова
Кинетический песок для сохранения психологического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОУ.
Тема: Кинетический песок как инновационный материал для сохранения психологического здоровья детей.
Безусловно, проблема сохранения и укрепления психологического здоровья детей в настоящее время становится все более актуальной. Общая невротизация жизни, в том числе жизни детей и их родителей, падение качества жизни многих семей, а также зафиксированный уровень повышения количества детей с проблемами в физическом и психическом здоровье стимулирует педагогическое сообщество искать все новые пути и технологии восстановления и сохранения благополучного психологического статуса ребенка. В связи с этим хотелось бы представить такой новый пока еще материал, как кинетический песок.
Публикация «Кинетический песок для сохранения психологического здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Технологии работы с кинетическим песком относятся инновационным здоровьесберегающим технологиям, как одно из направлений песочной терапии.
Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей (силиконовый полимер – пищевая добавка Е 900, которая связывает его частицы между собой.
(слайд 2).
Этот материал в настоящее время вполне доступен, стоит поискать его в детских отделах игрушек или можно заказать его через Интернет-магазины. Когда он только появился на российском рынке, он стоил, конечно, достаточно дорого, и не каждая семья, а уж тем более государственный детский сад мог его приобрести. Но сейчас, в связи с увеличением предложения, цена на него вполне демократична.
Этот необычный материал изобретен в 2013 году в Швеции – ему всего 4 года!
Кинетический песок — это интересный и перспективный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества, игры и коррекции негативных психических проявлений.
На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но если взять его в руки — проявляются его необычные свойства (слайд 3)
Свойства кинетического песка:
- рыхлость
- текучесть
- мягкость
- пластичность
Санитарно-гигиенические характеристики (слайд 4):
- Кинетический песок не липнет к рукам и одежде;
- Силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь», не имеет срока годности;
- Просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
- Кинетическим песком практически невозможно засорить глаза;
- Песок не поддерживает развитие микроорганизмов, нетоксичен, не вызывает аллергии
- Продукт не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства.
- В случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорта.
- Не требует специальных условий хранения, компактен.
Именно поэтому в своей работе с детьми я использую кинетический песок как одно из универсальных средств развития ребенка и поддержания его психологического здоровья. Преимущество кинетического песка еще и в том, что его можно использовать для работы с разными детьми, в том числе с ОВЗ, РАС, с гиперактивностью.
Работа с кинетическим песком способствует (слайд 5):
- развитию познавательной и речевой сферы ребенка
- развитию творческих способностей
- снятию психологического напряжения, стресса
- тренировке мелкой моторики руки
- отработке негативных чувств (страха, агрессии, тревожности)
Некоторые рекомендации по работе с песком:
- Хотя в настоящее время существует множество фирм, выпускающих песок самого разного цвета, обращайте внимание на фирму-производителя (нежелательно брать песок китайских фирм, есть негативные отзывы, они часто не сертифицируют песок).
- Желательно также приобрести песок естественного, светло-коричневого цвета, такой песок будет больше гармонизировать психику ребенка, чем песок ярких, кричащих оттенков.
- Не забывайте все-таки прикрывать ёмкость с песком крышкой во избежание попадания пыли, мелкого мусора.
- Дети младшего дошкольного возраста должны играть с песком под присмотром взрослого.
Игры и упражнения с песком достаточно просты и не требуют специального дорогостоящего оборудования, что чрезвычайно актуально для сельских садов. (слайд 6)
Желательно использование емкостей с низкими бортиками для работы с песком (они более удобны для детей, если нет специального оборудования, возможно использование разносов – больших и маленьких. Емкость должна быть однотонной, не отвлекать на себя внимание пестрой расцветкой.
(слайд 7) Остальной материал подбирается, исходя из ваших возможностей. Это могут быть различные формочки для песка (маленького и среднего размера); мелкие фигурки предметов окружающего мира; детали конструкторов; камешки марблс; природный материал – веточки, шишки, камни, ракушки и пр. ; яйца и игрушки от киндер – сюрпризов; предметы для штампования и рисования на песке – палочки от кисточек, мороженого, трубочки для коктейлей и многое, многое другое – на что хватит вашей фантазии.
Остановимся подробнее на возможных вариантах игры с песком.
Игры для детей с ОВЗ, младших и средних дошкольников (слайд 8- 13):
- «Дорожки», «Пирожки и булочки», «Кнопки», «Формочки», «Пряталки», «Следы».
Игры для детей старшего дошкольного возраста (слайд 14 - 18):
- «Волшебный круг», «Ладошки», «Острова», «Рисунок из песка».
Безусловно, данное разделение достаточно условно – вы будете исходить от возможностей детей или ребенка, которому вы предлагаете песок. Эти игры можно предлагать детям на начальном этапе знакомства с кинетическим песком, чтобы показать варианты взаимодействия с ним.
Ну и конечно, приветствуется свободная творческая игра детей с песком (слайд 19-20).
Спасибо за внимание!