Смирнова Яна Анатольевна
Роль педагога-психолога в сохранении и укреплении психологического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Поэтому важная роль в системе образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья.
Публикация «Роль педагога-психолога в сохранении и укреплении психологического здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
А. Маслоу о психологическом здоровье : «Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее. Оно не только правильно и истинно, но и более правдиво, ибо здоровый человек способен узреть больше правды, и более высокой правды. Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности. Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению»
Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: учиться владеть собственным телом и собственным поведением, учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье дошкольников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем достижения ими современного качества образования. По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста. Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации.
2. Термин «психологическое здоровье».
Сохранение и укрепление психологического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы дошкольного психолога. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Психическое здоровье – баланс различных психических свойств и процессов. Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, важность и того и другого для полноценной жизни и развития.
3. Уровни психологического здоровья.
1. Высший (креативный, для которого характерны устойчивая адаптация, активное творческое отношение к действительности и наличие резервных сил, расходуемых в стрессовых ситуациях;
2. Средний (адаптивный, предполагающий адаптацию к социуму в целом при наличии повышенной тревожности и единичных признаков дезадаптации;
3. Дезадаптивный, отличительная особенность которого нашла отражение в нарушении баланса «ребенок-общество» за счет присутствия сбоев в регулятивных процессах
Дети, чье психологическое здоровье пребывает на высшем (креативном) уровне, не испытывают нужды в оказании психологической помощи. Работа с ними может быть ограничена развивающими направлениями.
С относительно «благополучными» дошкольниками, составляющими вторую группу, целесообразно систематически проводить групповые занятия, ориентированные на профилактику, развитие и укрепление психологического здоровья.
Отнесенные к третьей категории дети испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход. Этим детям присущи два типа поведения:
• Преобладание процессов аккомодации приводит к развитию приспособленческих черт. Таким дошкольникам свойственно ущемление собственных интересов и потребностей. Они ориентированы на удовлетворение требований внешнего мира. Прилежность и старания в учебном процессе, спокойное поведение — характерные черты склонных к молчанию малышей. «Удобные» практически во всех отношениях дети не только не доставляют проблем родителям, но и являются объектом их гордости.
• Аффективная капризность, обилие конфликтов со сверстниками и эпатажное поведение — наглядные признаки дезадаптации детей, для которых характерно преобладание процессов ассимиляции. Этих дошкольников обуревает желание изменения действительности. В то же время они не способны на изменение самих себя, предполагающее соответствие интересам окружающих и подчинение поступающим извне требованиям.
4. Модель психологически здорового ребенка.
1. Признание и восприятие окружающего мира.
• убежден, что мир гармоничен, целесообразен, туманен;
• уверен, что мир не опасен, не враждебен, его не надо опасаться;
• открыт к взаимодействию с миром;
• доброжелательный;
• способен видеть красивое и восхищаться, выражает свое отношение к красивому и безобразному.
2. Знание себя (могу, хочу, надо).
• знание своих возрастных и индивидуальных особенностей (реакций, поведения, способностей и чувств) : Кто я? Какой я?
3. Самоприятие (позитивный Я – образ).
• адекватно высокая самооценка;
• доволен собой;
• принимает себя таким, какой есть;
• эмоционально благополучен (преимущественно позитивный эмоциональный настрой);
• нацелен на успех.
4. Способность к рефлексии.
• умеет оценивать других на основе норм поведения;
• умеет оценивать себя (поступки, чувства, отношения).
5. Чувство собственного достоинства.
• позитивная оценка себя вне зависимости от особых достижений (гордиться собой, уважать себя);
уверенность в себе;
• умеет отстаивать себя, защищать себя и других.
6. Эмоциональная и интеллектуальная независимость.
• говорит, что думает;
• делает то, что считает важным и как считает нужным;
• искренне переживает то, что говорит и делает;
• отстаивает свое мнение;
• доверяет своим чувствам;
• имеет навыки управления чувствами;
• ценит свою непохожесть, индивидуальность;
• сравнивает достижения со своими, а не чужими;
• способен находить личный смысл в различных видах деятельности;
• планирует свою деятельность;
• адекватно реагирует на негативные оценки окружающих.
5. Методологические основы, ориентированные на поддержку психологического здоровья.
В основе психологического здоровья заложены три ключевые составляющие: устойчивость к стрессам, духовность и гармония. Улучшение состояния психологического здоровья малышей является приоритетной задачей и для родителей, и для сотрудников дошкольных учреждений. Степень успешности ее выполнения зависит от эффективности задействованных методологических основ. В числе последних можно выделить:
• Личностно-центрированный (личностно-ориентированный) подход, учитывающий субъективные, индивидуальные и личностные особенности ребенка. Он позволяет определить приоритетность целей, потребностей и ценностей развития личности малыша.
• Проектный подход, подразумевающий организацию психологического, социального и медицинского сопровождения. Этот подход нацелен на создание подходящих условий в образовательной среде, способствующих быстрому кооперированию разрозненных субъектов в случае возникновения проблемных ситуаций, затрагивающих образовательный процесс.
• Теория педагогической поддержки, акцентирующая внимание на жизненной важности процесса индивидуализации личности и расширении границ самосознания. При этом подчеркивается необходимость созданий условий, подталкивающих дошкольника к самоопределению, самоактуализации и самореализации посредством субъект-субъектных отношений. При таком подходе совместное творчество малыша и взрослого рассматривается как результат сотрудничества, базирующегося на выгодном для обоих участников обмене личностным опытом. Что интересно, доминирующая сторона выступает в качестве равноправного партнера.
6. Факторы, сказывающиеся на психологическом здоровье дошкольников.
В отнесенных к психологической литературе материалах определены факторы, воздействующие на психологическое здоровье детей. Преобладающей их части присущи социально-психологические, социально-экономические и социально-культурные черты.
К факторам социально-культурного аспекта причисляют факторы нехватки времени, ускорения темпа жизни и отсутствия условий, способствующих расслаблению и снятию эмоционального напряжения. Сверх меры загруженные родители, пребывающие в нервном напряжении, обрастают личностными проблемами, решение которых невозможно без наличия соответствующих знаний. В ходе проведенных исследований выяснилось, что многие взрослые не в состоянии справиться с внутриличностными конфликтами самостоятельно. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что большинству из них неведомы возможности психотерапевтической и психологической помощи. Пребывающие в состоянии личностной дисгармонии родители негативно влияют на неокрепшую детскую психику.
Из факторов социально-экономической направленности следует выделить те из них, которые ухудшают эмоциональный климат в семье и угнетают психику домочадцев. Помимо занятости родителей и неподходящих жилищно-бытовых условий малыши могут страдать и из-за раннего выхода мамы на работу, сопровождающегося определением ребенка в ясли или передачей крохи на попечение няни. Для не достигших трехлетнего возраста детей разлука с матерью выступает в качестве психотравмирующего события, влияние которого может ощущаться на протяжении нескольких лет.
Группа социально-психических факторов освещает нарушения в сфере отношений родителей и детей, изучает противоречия в семейных отношениях и несоответствия, фиксируемые в рамках семейного воспитания. Детальное рассмотрение возникающих внутри семьи разногласий позволяет определить причины и суть конфликтов, после чего можно приступать к поиску наиболее подходящего в данной ситуации коррекционного решения.
7. Направления и результаты работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития дошкольников.
Основные виды работы по данному направлению:
- адаптация вновь поступивших детей в ДОУ;
- развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;
- подготовка к школе и профилактика дезадаптации.
В детском саду педагог-психолог организует и проводит цикл занятий для родителей и групповые занятия по адаптации детей в детском коллективе, что облегчает прохождение адаптационного периода, помогает детям преодолевать стрессовые состояния, снижает импульсивность, тревожность, агрессию, создает положительный эмоциональный фон в группе.
Проведенные мероприятия помогают детям со средней и тяжелой степенью адаптации легче перенести разлуку с родителями, быстрее привыкнуть к условиям и режиму детского сада, научиться общению со сверстниками.
Анализ адаптации
Поступивших детей – 43 (группы № 9, 10)
Прогноз адаптации
Готовы к поступлению – 20 детей (47%)
Условно готовы - 13 детей (30%)
Не готовы – 10 детей (23%)
Течение адаптации
Легкая степень адаптация – 25 детей (58%)
Средняя степень адаптация – 13 детей (31%)
Тяжелая степень адаптация – 5 детей (11%)
Диаграмма 1
Для выявления эмоционально-личностных проблем и поведенческих нарушений педагог-психолог изучает :
• эмоциональное самочувствие ребенка в группе;
• наличие благоприятной психологической среды в детском
коллективе;
• наличие факторов риска,
• положение ребенка в группе (социометрический статус);
• межличностные отношения детей.
Для диагностики используются следующие методики: «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. А. Амен; «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; «Проективные рассказы»; «Разложи картинки»; «Метод вербальных методов» и т. д. (Приложение 1).
На сновании полученных результатов обследования детей, организуются и проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы.
Уровень развития эмоционально-личностной сферы у детей до и после коррекции
Диаграмма 2
Для детей старших и подготовительных групп по программе «Скоро в школу» проводятся групповые занятия. Цель программы: развитие необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.
В результате проведенного диагностического исследования выявляется уровень развития готовности детей подготовительных групп (Диаграмма 3).
Уровень развития готовности детей к школе
Диаграмма 3
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что проведенная работа содействует сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
На дошкольный возраст приходится весомая доля детей, страдающих от разнообразных психологических заболеваний. Нуждающиеся в психопрофилактике дошкольники испытывают потребность в налаживании отношений с родителями. Взрослые должны стремиться понять ребенка, уметь заглянуть в его внутренний мир, знать о его переживаниях и проблемах.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога дошкольного учреждения связана с просвещением родителей по вопросам возрастных психологических особенностей ребенка, индивидуальным консультированием, диагностикой, гармонизацией детско-родительских отношений. Это позволяет добиться взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в вопросах воспитания и развития ребенка, его физического и психологического благополучия.
Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является профессионализм и эмоциональное благополучие педагогов. Роль педагога-психолога заключается в проведении психопрофилактических мероприятий, направленных на гармонизацию личности педагогов.
Итак, можно сделать вывод, что педагог-психолог ДОУ играет огромную роль в развитии и укреплении психологического здоровья детей. Он выполняет следующие задачи:
• психологическая профилактика и коррекция негативных проблем;
• создает условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия;
• корректирует действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития психологического здоровья детей;
• своевременно выявляет проблему и оказывает своевременную помощь ребенку;
• обеспечивает выпуск ребенка в школу.
Литература:
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2006. – 224 с.
2. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков. – М. : Академия, 2000. – 256 с.
3. Лосева, И. И. Сохранение психосоматического здоровья детей в ДОУ. Воспитатель, 2012. № 3. – с. 20-26.
4. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.
5. Смирнова, Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – Москва. «Владос», 2003. – 158 с.
6. Филимонова, Н. Ю. Укрепление психологического здоровья детей подготовительной группы. / Н. Ю. Филимонова // Справочник педагога-психолога. 2013. № 2. – С. 62-73.
7. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов-на Дону: Феникс, 2005. – 298 с.