Якубенко Марина Николаевна
Секреты невидимки
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Секреты невидимки»
Экспериментальная деятельность в старшей группе
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха,
2. Обогатить словарь детей новыми словами;
3. Учить детей опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы
Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес
Публикация «Секреты невидимки» размещена в разделах
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации
Воспитательные:
1. воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
2. воспитывать любознательность, взаимопомощь, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
3. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними?
Раздается звонок телефона
Воспитатель: (по телефону) Хорошо, мы обязательно включим телевизор. Ребята, что-то случилось в Цветочном городе, кажется, нужна наша помощь. Давайте посмотрим (на экране изображение Знайки, звучит запись)
Знайка: «Ребята, это я – Знайка из Цветочного города. Со мной случилась неприятность: когда я пытался улучшить наш воздушный шар, веревка, которой он был привязан, оборвалась, и меня унесло в небо. А у меня остались незаконченными несколько опытов с воздухом. Я знаю, что вы любите экспериментировать, и очень прошу вас помочь мне завершить начатые опыты, пока я найду способ вернуться обратно»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Знайке? Но сначала вспомним, что мы уже знаем о воздухе? (прозрачный, невидимый, без цвета, без запаха, не имеет формы) Воздух – это вещество. Он может быть жидким, как вода, и даже твердым - как лед. Только вот увидеть такой необычный воздух нам с вами не удастся. А вот с самым обычным воздухом познакомиться поближе очень интересно.
Предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, и как настоящим ученым, провести опыты, незаконченные Знайкой, и, конечно же, узнать еще больше интересного о воздухе.
Воспитатель: Прежде, чем войти в лабораторию необходимо надеть специальную одежду, чтобы не запачкаться во время работы. (Надевают халаты) Вспомним правила работы в лаборатории: не шуметь, ничего не пробовать на вкус, не ломать….
Дети проходят в «лабораторию», занимают места за столами (на столах емкости с водой и воронки, на узкий конец которых надет напальчник)
Воспитатель: Посмотрите, что находится у вас на столах? Как вы думаете, какой опыт хотел провести Знайка с этими предметами? Попробуйте опустить воронку в воду широким концом вниз. Что произошло? (напальчник надулся) А почему? Да, потому, что туда попал воздух. Что показал этот опыт? (помог увидеть, «пощупать» воздух)
Молодцы, закончили первый опыт. Продолжим дальше.
Проходят к столам, на которых находятся стаканы с водой, почва, ложечки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, для следующего опыта Знайка приготовил воду и почву. Как же это может быть связано с воздухом? А вот подсказка (показывает иллюстрацию, где в стакан с водой насыпана почва) Давайте сделаем, как нарисовано. Добавьте в стакан несколько ложечек почвы. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха) Что же Знайка хотел доказать этим опытом? (что в почве есть воздух) Конечно, ведь воздух необходим и тем, кто живет под землей, чтобы дышать.
Молодцы, а мы переходим к следующему опыту.
Подходят к столу, на котором находится емкость с водой, два апельсина, лупы.
Воспитатель: Какой же Знайка выдумщик. Видимо он предположил, что и в апельсине есть воздух. Попробуем проверить:
Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? Рассмотрим через лупу кожуру. Она покрыта мелкими впадинками и точечками – в них и находятся маленькие пузырьки воздуха и поэтому апельсин без кожуры сразу утонул.
Так как в кожуре и между кожурой и апельсином есть воздух, а воздух легче воды, то кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не дает апельсину утонуть.
Воспитатель: Какой же интересный воздух. Он есть и вокруг нас, и в земле, и в окружающих предметах. А зачем человеку воздух? Конечно! Все люди дышат через нос. Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Как вы думаете, только человек не может жить без воздуха?
Давайте поиграем в игру «Кому нужен воздух?». Я показываю картинку, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – приседаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)
Кому же нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам).
Воспитатель: Да воздух необходим всем объектам живой природы, и не только чтобы дышать, но и чтобы существовать в определенной среде: птицам летать, а рыбам плавать. А убедиться в этом нам поможет следующий опыт, который хотел провести Знайка. Он даже схему этого опыта нарисовал.
Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.
Воспитатель: Вот оказывается, какой полезный воздух.
Ребята, а вы знаете, с помощью воздуха можно рисовать. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Этот способ называется кляксография. Для того, чтобы нарисовать наши кляксы нужно капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны (дети пробуют рисовать)
Какие замечательные кляксы у нас получились.
В группу влетает связка шаров с письмом
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам еще послание. Давайте его прочитаем (открывает письмо). Это письмо от Знайки:
«Дорогие ребята! Я только что вернулся в Цветочный город, и был очень рад, что вы смогли завершить мои опыты. Большое вам спасибо! А за вашу помощь отправляю вам воздушные шары с воздухом из Цветочного города. Надеюсь, они вам понравятся».
раздают шарики детям
Воспитатель: Понравился вам подарок от Знайки? Ну а нам пора возвращаться в группу.