Пинкевич Нафиса Камалтдиновна
Педагогический образовательный проект по нравственному воспитанию «Секреты дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический образовательный проект по нравственному воспитанию
«Секреты дружбы»
для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети. Мы, воспитатели, относим их к группе риска, т. к. общение с такими детьми чревато возникновением конфликтов. Иногда возникающие конфликты мы предотвратить не успеваем, поэтому возникает необходимость их урегулировать и разрешать. Как показывает практика, воспитатели придерживаются авторитарного типа поведения. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость. неумение вести себя на занятиях.
Публикация «Педагогический образовательный проект по нравственному воспитанию „Секреты дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В ходе реализации проекта взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации.
Секреты дружбы.
Вид проекта : познавательно-игровой
Тип проекта : краткосрочный
Участники: вся группа, родители, воспитатели.
Цель: сплочение группы.
Задачи: Учить детей анализировать свои поступки, находить причины конфликтов, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Познакомить с конструктивными способами решения конфликтов, способствовать их усвоению и использованию в поведении.
1 этап. Игровая мотивация.
В группу приходит письмо от Незнайки.
«Здравствуйте. Ребята! Я очень несчастный. У меня нет ни одного друга. Никто не хочет со мной дружить. А я не знаю, почему. Помогите мне найти друзей, пожалуйста».
Воспитатель :
Ребята, как вы думаете, почему у Незнайки нет друзей?
Умеет ли она дружить?
Как мы можем ему помочь?
А вы сами дружить умеете? И никогда не ссоритесь?
Какая в нашей группе Дружба?
Мы можем ее нарисовать?
Всем нравится такая дружба?
Мы можем все изменить, когда научимся дружить сами.
2 этап. Подготовительный.
Чтение художественной литературы: «Поссорились» А. Кузнецова; рассказы Драгунского, Н. Носова, В. Осеевой.
Слушание и пение песен: «Большой хоровод», «Дружба», «Если с другом вышел в путь», «Мир похож на цветной луг», «Доброта».
3 этап. Практическая деятельность.
Коллективные работы детей.
«Дружат дети всей земли»
С родителями дома найти пословицы и поговорки о дружбе, считалки, главные слова.
Настольные игры, в которых по правилам должны участвовать несколько человек.
Разыгрывание конфликтов и ссор воспитателем с помощью настольного театра. Обсуждение.
Игры: «Паровозик», Дракон кусает свой хвост» - на сплочение группы.
«Хороший друг» - развитие навыка налаживать дружеские взаимоотношения.
«Сладкая проблема» - решение небольших проблем путем переговоров, принятие совместных решений.
«Черепаха», «Змея», «Большой мешок», «Мы туристы» - желание и умение действовать сообща, сплоченно.
Традиционное утреннее приветствие.
Игровые образовательные ситуации :
«Как научиться дружить или Секреты дружбы»
Беседа «Зачем нужен друг?»
Изготовление «коврика мира» для одноименной игры и для разрешения конфликтов.
Привлечение родителей.
4 этап. Подведение итогов.
Презентация «Дружные ребята».
Приложения1.
Конспект игровой образовательной ситуации - «Как научится дружить»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с правилами дружеских отношений.
2. Учить понимать и оценивать поступки других.
3. Совершенствовать умение участвовать в совместной игре.
4. Повторить пословицы о добре и дружбе.
Методические приё мы:
Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Наглядный – перевоплощение, показ, видео - слайды.
Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Игровой - динамическая пауза «Если есть хороший друг», игра с препятствиями «Дружные ребята».
Материалы и оборудование:
Музыкальный центр, видеопроектор, остров с пальмами и попугаем, капилочка, ручеёк, муляжи камней, мостик (лавочки, мягкие модули, макет острова, пальмы, картинки – бананов, бескозыкки, подзорная труба, шляпа, костюм Попугая.
Музыкальное сопровождение: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Если добрый ты»; музыка В. Шаинского сл. М. Пляцковского «Улыбка»; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг».
Мультимедийное сопровождение: записи со звуками моря, птиц; гимнастика для глаз «Дильфины».
Ход образовательной деятельности
Дети приглашаются в музыкальный зал под музыку.
(звучит музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг»).
Воспитатель : Ребята, о чем песня?
Дети: О дружбе.
Воспитатель : Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба. (Совместное озвучивание слова).
Воспитатель : А как вы понимаете, что такое дружба?
Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т. д.
Воспитатель : Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди с которыми нам интересно играть. Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу. Дружба – это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т. е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.
Ребята, а нам в детский сад для нашей группы пришло письмо с «острова Дружбы». На этом острове живёт Попугай, она написала нам письмо. Слушайте внимательно, о чём это письмо.
Содержание письма.
Здравствуйте, дети старшей группы, детского сада «Весёлый улей»! Пишет вам, Попугай. Я живу далеко на «Острове Дружба». Хочу вас попросить, чтоб вы приплыли ко мне на остров, рассказали мне, что такое дружба и научили меня дружить. Со мной на острове ни кто не играет и не дружит. Помогите мне!
Обезьянка.
Воспитатель : Поможем обезьянке стать доброй и научим её со всеми дружить.
Дети: Научим!
Воспитатель : На чём будем добираться до острова? (Версии детей).
На корабле. Построим корабль из мягких модулей, но строить нужно всем вместе, не ссориться, помогать друг другу, для того чтоб корабль получился крепким и мы смогли на нём доплыть до острова.
(Дети из мягких модулей строят корабль и звучит музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг»)
Воспитатель : Посмотрите, какой корабль получился? (Версии детей).
А как вы думаете, почему у нас получился красивый и крепкий корабль?
Потому что мы с вами друг другу помогали, работали сообща, не ссорились. Но корабль не поплывёт без капитана и команды.
Давайте посчитаемся и выберем капитана, который будет управлять кораблём.
Считалочка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Воспитатель : Капитана выбрали, а остальные ребята будут помощники - матросы.
(Дети надевают костюмы).
Дружно садимся в корабль и отправляемся в морское путешествие к «острову Дружбы». Ребята мы уже плывём, послушайте шум моря и внимательно смотрите вдаль, не поворачивая голову в стороны, а если нам повезёт, то мы с вами увидим дельфинов, наблюдать за ними нужно глазками.
Звучит мелодия шум моря, видео - клип «Дельфины».
Воспитатель : Вот мы и приплыли на остров. Посмотрите как красиво на острове. Выйдем из корабля и вдохнём аромат моря. Что вы видите?
Дети: пальмы, песок, бананы на пальме.
Появляется сказочный герой.
Попугай: А вы кто такие? И откуда? (ходит рассматривает детей. Одного ребёнка дёргает за косичку, у другого забирает бескозырку).
Дети: Мы дети из детского сада и группы «Весёлый улей».
Воспитатель : Ребята, а когда гости приходят, что нужно сказать?
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель : А Попугай поздоровалась?
Дети: Нет!
Воспитатель : Она хорошо поступила?
Дети: Нет!
Воспитатель : Давай те скажем, зачем мы приплыли на остров?
Дети: Учить тебя добрым делам и научить дружить со всеми.
Попугай: Меня! Добрым делам!
Дети: Да, тебя!
Воспитатель : Ребята научим Попугай здороваться? Что нужно сказать при встрече, какие волшебные слова (Ответы детей.)
Воспитатель : Поиграем в игру «Поздоровайся без слов».
Игра «Поздоровайся без слов»
Дети демонстрируют способы приветствия мимикой и жестами (помахать рукой, кивнуть головой, пружинка - приседание).
Чтобы я могла видеть ваши глазки, давайте присядем, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей. (Дети выполняют задание).
Воспитатель : Чудесно!
Замечательно!
Вот мы и поздоровались!
Обращается к Попугаю :
«Попугай, ты поняла,
как нужно здороваться?»
Попугай: Поняла!
Воспитатель : Ребята, встаём в круг.
Научим обезьянку ещё одной
игре «Шире круг».
Под музыку выполняем движения.
Попугай: Вижу, вы дружные ребята и подарили мне хорошее настроение.
Воспитатель : Мы сейчас покажем, какая крепкая у нас дружба, а поможет нам в этом игра “Дружные ребята”.
Дети, повернувшись, лицом друг к другу, берутся за руки и преодолевают препятствия (перешагивают через кочки, проходят в обруч, прыгают через ручеёк т. д.).
Попугай: Какие вы молодцы!
Воспитатель : Ребята знают стихи и пословицы о дружбе и могут тебя научить.
(Дети рассказывают).
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех, и все за одного.
4. Человек без друзей, что дерево без корней.
5. Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
6 Дружба самое, дорогое сокровище.
7. Дружба, дороже денег.
8. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
9. Худо тому, кто добра не делает никому.
10. Плох человек, коли добра не помнит.
11. Доброе слово дороже богатства.
Воспитатель : Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, научить других детей и нашего Попугая.
А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание, какой надо быть, Попугаю, чтобы появились друзья, и бросит его в копилочку.
(Дети выполняют).
Воспитатель : Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.
- Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.
Попугай: Ну, спасибо научили меня дружить! Ну, спасибо, теперь я знаю пословицы о дружбе, и могу научить своих друзей! А вот вам от меня подарок, сундучок. Как в детский сад приплывёте откроете.
А теперь прощайте, я полетел мериться со своими друзьями.
Попугай улетает.
Воспитатель : Отправляемся обратно в детский сад. Садимся аккуратно в корабль и плывём.
(Звучит мелодия шум моря).
Воспитатель : Вот мы и в детском саду. Понравилось ли вам ребята на нашем «Острове Дружбы?»
Сюрпризный момент открываем сундучок (играет мелодия Барбарики «Друзья»).Детям предлагаются воздушные шары (которые лежат в сундучке).
Воспитатель : Ребята, вам понравились подарки от Попугая. Возьмём сундучок с шариками, пойдём в группу их там надуем и поиграем с ними.
Беседа: «Зачем нужен друг?»
Цель: формировать понятия «друг», «дружба».
Задачи:
• учить детей сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу;
• развивать выразительность речи, пантомимики;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей :
«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Планируемые результаты:
может поддерживать беседу о дружбе и о вежливом обращении, высказывать свою точку зрения, давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (интерес, радость).
Используемые материалы:
- шапочки петушка и птички (для инсценировки);
- конверт с фотографией друга, открытки, карандаши.
Словарная работа: конверт, дружба.
Методы и приё мы:
- вопросы;
- «педагогическая поддержка»;
- проблемная ситуация;
- наблюдение за детьми.
Предварительная работа:
- разучивание слов Петушка (мальчик) и Птички (девочка);
- решение проблемных ситуаций.
Ход беседы.
1. Вводная часть.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.
Об этих ребятах не зря говорят:
«Они друг за дружку горою стоят».
Их двое, а кажется – топает взвод,
Когда подготовка к сраженью идёт.
Жуков изучают, сидят у реки,
и очень охотно едят пирожки.
Один завздыхает, вздохнёт и другой.
Один зачихает, чихнёт и другой.
Они не дерутся почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Борьба – это да.
Где первый, там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку ребята горой!
(Ответы детей.)
2. Основная часть.
Воспитатель :- Верно. Это стихотворение о друзьях. Давайте уточним: кто такой друг? Что значит дружить (Ответы детей.)Действительно, настоящие друзья те, кто заботится о своём друге или друзьях, помогают им во всём. Давайте вспомним о муравье, который попал в беду.
Физкультурная пауза «Друзья помогли».
От друзей муравьишка отстал. Дети приставляют ладони к щекам,
Ой-ой-ой, ой-ой-ой. Ритмично покачивают головой.
Ножку тонкую он поломал. Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Травкой быстро её обмотал, Ритмично бегут на месте.
В муравейник скорей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох! Делают ритмичную пружинку.
Стало сразу так страшно, темно. Ритмично закрывают глаза ладонями.
Хорошо, что друзья помогли, Соединяют ладошки.
Муравьишку домой принесли.
МО – ЛОД – ЦЫ! Делают ритмичные хлопки.
Воспитатель предлагает детям посмотреть инсценировку сказки «Петушок и птичка».
Воспитатель : - Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.)Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.
Петушок. А зачем отвечать? Я тебя вчера видел.
Птичка. Но я же сегодня сказала «Здравствуй!».
Петушок. Ну и что, у меня ещё вчерашнее не кончилось.
Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?
Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель. А что же ты для неё «Здравствуй» пожалел? Ведь «Здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»
Воспитатель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать.
Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться.
Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой.
Воспитатель. - Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь. Ребята, пришло время вспомнить о нашем друге, который давно не приходил в детский сад. Кто это (Ответы детей.)Правильно, это Настя Ф. Она находится дома, потому что она заболела. Не разрешает доктор пока приходить Насте в детский сад. Настя очень скучает, поэтому я предлагаю сделать для нашего друга, для Настеньки сюрприз. Вы согласны? (Ответы детей.)Вот конверт. В него можно положить письмо и открытку, в которых мы пожелаем Насте быстрее поправиться и прийти к нам в детский сад. Затем мы этот конверт заклеим и передадим Насте. В письме я напишу такие слова: «Хорошо, когда с тобою рядом друг! Настя, мы любим твою улыбку и тепло твоих рук. Ты всегда с нами играешь, понимаешь и прощаешь. Без тебя мы так скучаем! Выздоравливай, друг!» А вы, ребята, на открытках изобразите своё теплое отношение к Насте.
3. Заключительная часть.
Звучит фонограмма «Настоящий друг». Дети рисуют открытки, вкладывают в конверт.
Воспитатель : - Вы – настоящие друзья. Я думаю, Настя будет рада получить от нас сюрприз. Именно для этого и нужен друг!
Используемая литература:
1. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
2. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2005.
3. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1990. – 160с.
.