Лысикова Юлия
Сценарный план культурной практики «Поможем Аленушке освободить братца Иванушку» по теме «Русская национальная одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарный план культурной практики «Фестиваль игр» Тема: «Поможем Аленушке освободить братца Иванушку»
Задачи:
1) Образовательная:
- Знакомить детей с русской национальной одеждой;
-Активизировать словарь детей новыми словами (название предметов старинной одежды)
Публикация «Сценарный план культурной практики „Поможем Аленушке освободить братца Иванушку“ по теме „Русская национальная одежда“» размещена в разделах
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-Практиковать детей в классификации одежды по признаку «старинная – современная»;
-Продолжать знакомить с русскими народными подвижными играми;
-Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа;
-Продолжать упражнять детей в различных видах ходьбы, бега с заданиями;
2) Развивающая:
-Развивать речь, мелкую моторику рук, творческие способности в изобразительной деятельности, любознательность, память, внимание;
-Развивать логическое и наглядно-образное мышление;
-Развивать координацию движений при выполнении метания предметов в цель.
-Способствовать развитию двигательной активности, координации движений.
совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
3) Воспитательная:
-Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре;
-Воспитывать интерес к спортивной деятельности.
- Воспитывать позитивные качества характера (находчивость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность).
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Речевое развитие»
Методы и приемы: создание игровой ситуации; загадывание загадок; демонстрация презентации; рассказ педагога; беседа; вопросы; пояснения; дидактическая игра; практическая двигательная деятельность
Материалы и оборудование: Иллюстрации современной одежды, головных уборов: куртка, платье, джинсы, кроссовки, шляпа, юбка, туфли; иллюстрации русской народной одежды : рубаха, понева, сарафан, передник, навершник, душегрея, телогрея, лапти, порты, кафтан, шуба, пояс – кушак; шаблоны сарафанов и рубах для художественного творчества; акварельные краски; игрушка козленок; старинный сундук; разноцветные крученные шерстяные нити по количеству детей; платочек; шнур с колечком; деревянные чурочки для игры «Городки»; игра «Лабиринт»; аудиозапись песни «Во поле береза стояла»; ноутбук, проектор, презентация, выполненная в программе Мicrosoft Power Point «Русский народный костюм».
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская Просмотр презентации «Русский народный костюм», игра «Занимательные квадраты»,
Музыкальная Игра – хоровод «Во поле берёза стояла»
Двигательная Игра-приветствие, игра «Занимательные квадраты», игра «Городки», игра «Горелки с платочком»
Игровая Игра «Лабиринт», игра – задание «Изготовление крученого пояса», игра «Колечко»
Коммуникативная Вопросы, беседа
Восприятие художественной литературы и фольклора Отгадывание загадок, стихотворный текст к р. н. игре
Изобразительная Рисование акварельными красками
Этапы Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Вводный - Ребята, а вы любите сказки?
- Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Но сначала давайте поздороваемся.
Игра - приветствие
- Скажите, пожалуйста, какие бывают сказки?
(Волшебные, про животных, сказки о разных предметах).
- Какие сказки называют волшебными?
- В волшебных сказках встречаются разные волшебные предметы, с помощью их происходят чудеса.
- Хотите узнать, в какую сказку мы отправимся?
- Тогда отгадайте загадку:
Братец непослушный был
Из копытца воду пил.
- Для того, чтобы оказаться в сказке, давайте все возьмемся за руки и закроем глаза…
Всем известно, только в сказках есть волшебная страна,
Там волшебной чудо - краской разрисованы дома,
Там живут герои сказок, происходят чудеса,
Все увидите вы сами, открывайте-ка глаза!
- Ребята, а кто это грустит? Давайте подойдем и поздороваемся.
Козленок говорит детям, о том, что Баба Яга заколдовала их с сестрицей Аленушкой.
- Давайте вспомним, что сделала Баба Яга с бедными детьми.
- Посмотрите, что это? (обращаю внимание на сундук)
- Для чего нужны были сундуки в древние времена?
- Нашим предкам сундук заменял сразу несколько предметов интерьера – служил шкафом для вещей, сейфом для хранения ценностей, выполнял функцию стула или кровати, а также использовался для перевозки багажа. Деревянный сундук купить могли все – и богатые, и бедные, вне зависимости от сословия или уровня доходов.
- Как вы думаете, что в нем лежит?
Козленочек рассказывает детям, что это одежда его семьи. Но Баба Яга всю одежду перепутала и испортила. Если дети помогут разложить и починить вещи, то заклятье Бабы Яги снимется.
- Ребята, поможем Иванушке с Аленушкой? Выручим их из беды?
- Скажите, пожалуйста, люди в древние времена одевались также как и мы с вами?
- Куда складывают одежду современные люди?
- Где хранили одежду наши предки? Ответы детей
Дети выполняют движения согласно тексту
Здравствуй, солнце золотое! (тянем руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (руки разводим в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, качаемся из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький росток! (приседаем, руки вниз)
Здравствуй, милый мой дружок! (дети хлопают в ладоши)
Основной
1 Демонстрация презентации и рассказ воспитателя
Просмотр презентации «Русский народный костюм» Дети знакомятся с русской национальной одеждой; её названием и предназначением.
2 Дидактическая игра «Занимательные квадраты» «Старинная и современная одежда»
Воспитатель кладет в центр игрового поля картинку с изображением «сундука» или «шкафа» Под музыкальное сопровождение или звук бубна, дети двигаются вокруг игрового поля, выполняют определенные движения (прыжки, подскоки, пружинка, хлопки и др.). Как только звуковой сигнал прекращается, дети останавливаются.
Каждый из игроков берет картинку с изображением «старинной» или «современной» одежды и раскладывают на игровом поле в свободные квадраты. Дети называют выбранную одежду. Закрепили в речи название предметов «старинной» и «современной» одежды; выполняют движения согласно инструкции воспитателя, четко реагируют на сигнал.
3 Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси был пояс или кушак. Без пояса не ходили ни мужчины, ни женщины, ни дети. Считалось, что пояс оберегает человека от бед и болезней.
Грустный козленочек рассказывает детям о том, не носил он пояса, не слушал сестрицу, потому то и попали они в беду.
- Сплетем Иванушке новый пояс, ребята?
Игра на развитие мелкой моторики «Изготовление крученого пояса»
В центре круга – педагог, в руке которого пучок разноцветных крученых шерстяных нитей (число нитей соответствует количеству детей, участвующих в изготовлении пояса). Длина каждой нити 1,5 – 2 м.
Получается плотный крученый шнур. По концам привязываются кисти. Это старинный способ изготовления поясов, бытовавший когда-то в Изборске.
Дети (10 человек) становятся в круг. Каждый из детей берет противоположный конец нити в руки. По команде педагога дети начинают скручивать нить вправо ( по часовой стрелке: в старину всё закручивали «по солнцу»). Когда каждая нить будет достаточно туго скручена, помощник педагога забирает у детей концы нитей и слегка закручивает их влево, затем отпускает.
4 - Вы знаете, в Древней Руси после работы, юноши и девушки любили собираться на поляне, водить хороводы и играть в разные игры.
В одну такую игру я и предлагаю вам сейчас поиграть.
Игра «Колечко»
(На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают.) водить.
Правила.
1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.
2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» — с закрытыми
глазами.
3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовёт его по имени.
Указания к проведению. Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2—3 водящих.
Все дети встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте. Дети быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встаёт в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идёт водить.
5 -Собирайся народ в веселый хоровод!
Хоровод «Во поле береза стояла»
(Звучит аудиозапись) Дети исполняют хороводные движения в соответствии с текстом Дети приобщаются к музыкальной культуре русского народа
6 А еще юноши и девушки очень любили соревноваться в силе, ловкости, меткости и быстроте.
Игра «Городки»
(объяснение правил игры)
Дети встают в колонну по одному и сбивают чурочки
7 Игра «Горелки с платочком»
Воспитатель стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Дети встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Дети говорят хором:
Гори, гори, масло,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперёд, и кто из них первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит»
8 Рисование акварельными красками
Козленочек говорит детям о том, что в сундуке еще осталась заколдованная одежда.
Воспитатель достает со дна сундука шаблоны сарафанов и рубах белого цвета, на которых заранее нарисован узор белыми восковыми мелками.
- Посмотрите, какие странные сарафаны и рубахи - это тоже проделки Бабы яги. Что будем делать?
Предложения детей (раскрасить).
Рисование акварельными красками
Девочки выбирают сарафаны, а мальчики – рубахи и раскрашивают шаблоны акварелью. На цветном фоне четко проявляются линии орнамента.
Я думаю, ребята, что заклятье Бабы Яги вот-вот должно рухнуть.
Давайте поможем нашим героям встретиться
Игра «Лабиринт»
Дети берутся за концы разноцветных лент и стараются прокатить мячик по лабиринту (помогают козленочку дойти до сестрицы Аленушки) Дети действуют сообща, координируют движения рук, соотносят их с зрительным ориентиром.
Заключительный К детям выходят сестрица Аленушка и братец Иванушка (дети с соседней группы в русских народных костюмах) Благодарят детей, за то, что помогли снять заклятье злой колдуньи.
- Подожди Иванушка, это еще не все, мы же тебе пояс с ребятами сплели.
Иванушка благодарит детей и обещает, что теперь всегда будет слушать старшую сестру.
Герои сказки прощаются с детьми и уходят.
Дети завязывают Иванушке пояс.
Прощаются с героями сказки.
Рефлексия Дорогие мои ребята,
Мы видели сказку, мы в сказке играли,
Ну и, конечно немножко устали,
Закончили наши большие дела,
Нам в садик уже возвращаться пора.
-Ребята, что особенно вам сегодня понравилось?
-Может какие-то задания были трудными для вас?
- Мне было очень приятно с вами побывать в сказке. Я желаю вам, чтобы вы всегда оставались такими находчивыми, трудолюбивыми, приходили друзьям на помощь, а самое главное, слушайте старших и никогда не попадете в беду.
До свидания ребята!