Юлия Арутюнян
Конспект занятия в средней группе «Умная галка»
▼ Скачать + Заказать документы
Арутюнян Юлия Гнеловна
Задачи ООД:
Развивающие: Развивать основы экологической культуры, любознательности. Формировать умение проводить простейшие исследования, фиксировать наблюдения, делать выводы, создавать модель происходящего.
Словарная работа: активизировать слова: «кувшин», «опыт», «экспериментирование».
Обучающие: Расширять знания детей о галках. Продолжать учить пересказу коротких литературных произведений. Учить работать парами.
Воспитывающие: воспитывать интерес к живым объектам природы – птицам, любознательность.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Умная галка“» размещена в разделах
Подготовка: рассмотреть иллюстрации с изображением галок, обратить внимание на их особенности, разучить приветствие и физкультминутку, дидактические игры
Материал: запись «голоса» галки, короткие видеоролики на распознавание «Воробьи», «Синицы», «Снегири», «Голуби», «Галки»; предметы: кувшин, ваза, высокий стакан и т. д. ; стаканчики пластиковые прозрачные с небольшим количеством воды на каждую пару детей, чёрные фломастеры на пару детей, камушки 2 - 3 цветов каждого цвета по 3 – 4 штуки на пару детей, подносы под оборудование, салфетка для воспитателя на случай разлива воды, листы бумаги на каждого, на ребёнка по-одному синему и простому карандашу, цифровые карточки 2 комплекта от 1 до 5 на каждого ребёнка, видеоролик, подтверждающий необычное поведение галки; кегли и кубики по количеству детей, 1 мешочек и 2 маленьких кубика разного цвета, 3 – 4 обруча.
Ход занятия:
Дорогие мальчики и девочки, настал новый день, мы все снова пришли в детский сад, и мы с … (И. О. другого воспитателя) очень рады видеть каждого из вас. Давайте улыбнёмся друг другу.
Собрались все дети в круг –
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнёмся и гостям.
Здравствуйте, гости!
(Дети около воспитателя – на коврике).
Вдруг раздаётся голос галки (стереозапись, чтобы не был понятен источник звука).
- Что за звуки такие? Давайте попробуем найти того, кто издаёт эти звуки. Дети с воспитателем разбрелись по комнате, ищут того, кто издаёт звуки. Не находят.
- (И. О…, может быть, Вы знаете, кому принадлежат эти голоса?
- Кажется, знаю. Очень похоже, что мы слышим галок.
- Вы говорите о птицах-галках, которые живут в нашем городе! (удивление воспитателя)
- Да!
- Ребята, а вы знаете, как выглядят галки? (ответы детей). Сейчас проверим.
1. (Видеоролик с воробьями). Это галки? (Нет). 2. (Видеоролик с синицами). Это галки? (Нет). 3. (Видеоролик со снегирями). Это галки? (Нет). 4. Голуби. 5. (Видеоролик с галками). А это галки? (Ответы детей).
- Конечно, это галки. Галки очень интересные птицы. Хотите в этом убедиться? (Ответы). Тогда, сядьте, пожалуйста, на коврик и послушайте рассказ Льва Николаевича Толстого «Хотела галка пить…». Чтение рассказа. После прочтения дать детям несколько секунд на осмысление, а затем продолжить.
- Вам понравился рассказ?
- А вы знаете, что такое кувшин? Попробуйте на моём столе, среди другой посуды, найти кувшин. (Задание выполняет один ребёнок, который всем детям демонстрирует кувшин, остальные дети следят за правильностью выполнения задания).
- А теперь, скажите, пожалуйста, кто главный герой рассказа?
- Что с ней случилось?
- А как вы думаете, почему галка захотела попить именно из кувшина, ведь кувшин стоял во дворе, как ещё она могла напиться? ( дети высказывают свои предположения: из лужи, из ручейка, росу с растений и т. д. Так какое решение мы с вами принимаем: у галки больше не было возможности напиться или она захотела попить именно из кувшина)
- Почему галка в рассказе не могла попить из кувшина?
- Что придумала галка, чтобы вода в кувшине поднялась?
- Удалось галке напиться?
- Подумайте, пожалуйста, как бы вы назвали этот рассказ? (Ответы детей).
Молодцы! Очень точно подметили, Л. Н. Толстой придумал и другое название этому рассказу - «Умная галка».
Послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз… (читать очень медленно).
- А теперь давайте попробуем пересказать этот рассказ. (5 – 6 рассказов детей, остальные расскажут потом, например, на прогулке).
- Молодцы, хорошие рассказы получились. Серёжа, тебе чей рассказ больше всего понравился? Почему? (Если дети не смогут объяснить, помочь им: … пересказал/а рассказ близко к тексту или рассказала выразительно, не забыла назвать название рассказа и автора – за этим следить). А тебе, Маша?
Физкультминутка (2 – 3 раза) :
Капля первая упала, кап! (движения указательным пальцем правой/
И вторая побежала, кап! левой руки сверху – вниз)
Мы на небо посмотрели, (посмотреть вверх хорошо потянув шею)
Капельки «Кап, кап» запели. (постучать указательным пальчиком по одной/другой ладошке)
Намочили наши лица,
Мы их вытирали. (движения рук около лица)
Ноги, посмотрите тоже (наклониться вперёд, руками показать ноги)
Мокрыми уж стали.
Мы плечами поведём (круговые движения плечами)
И все капельки стряхнём.
- А как вы думаете, этот рассказ - правда или вымысел автора? Могло такое быть в действительности? (выслушать разные мнения детей). Хотите проверить? Тогда садитесь за столы, пододвиньте к себе подносы с оборудованием. Что мы с вами будем проверять? (Ответы детей. Воспитатель подводит итог их ответов: могла ли галка поднять уровень воды в кувшине с помощью камушков). Вы уже взрослые дети, поэтому сегодня вы будете работать парами. Пожалуйста, не ссорьтесь, договаривайтесь между собой по-честному: кто, что будет делать. Посмотрите, у вас стоят стаканы, в них воды совсем немного. Возьмите фломастер и на стенке стакана отметьте уровень воды, вот так (показывает; дети взаимодействуют: один держит стакан, другой проводит линию). А теперь, как галка, бросайте в стакан камушки по-одному (камушки в стакан бросают оба ребёнка пары, что происходит? (Вода поднимается). Посмотрите на нашу отметку на стаканчике, вода поднялась выше отметки. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей. Воспитатель подводит итог: автор в рассказе описал историю, которая могла быть).
Давайте мы теперь зарисуем наш опыт: сначала нарисуем стакан, в котором совсем немного воды (показывает). Теперь нарисуем стакан, в котором лежат камушки и вода поднялась (это дети рисуют самостоятельно, затрудняющимся можно напомнить, что камушки – просто кружочки, а вода будет уже выше камушков, линию воды провести выше кружочков, призывать детей посмотреть на стакан, с которым они действовали).
А почему вода в стакане поднимается? Что происходит? (ответы детей). (Моделирование опыта). Вместо итога воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Вода и камушки».
У нас есть 2 команды: «Мальчики» и «Девочки». Нам нужно решить какая команда будет водой, а какая – камушками. Вот мешочек, в нё м 2 кубика: красный и синий. Я подойду к Саше. Если она, неглядя в мешочек, достанет красный кубик, то девочки будут камушками, а мальчики – водой. А что будет, если Саша достанет синий кубик? ( Ответы детей: мальчики будут камушками, а девочки водичкой).
Посмотрите, вот – обручи, они у нас будут стаканами. Капельки воды стоят внутри обруча (несколько детей, довольно плотно). Теперь к ним в обруч шагнут по-одному камушки (друг за другом камушки входят в обруч, вытесняя воду). (Обратить внимание детей на то, что вода – мальчики/девочки - не сопротивляясь, должны выходить из обруча, уступая место камушкам, ведь мы не видели в опыте бурления воды). Капельки воды вынуждены выйти из обруча, им не осталось места. Что произошло? (Ответы детей. Итог: тяжёлые камушки, опускаясь на дно, вытесняют воду, заставляют её подниматься вверх). Молодцы!
Дети возвращаются за столы.
- Дети, а вы обратили внимание на то, что у вас в стаканчиках - камушки разного цвета. Посчитайте, пожалуйста, (глазками, не проникая в стакан руками)
красные камушки и положите цифру, обозначающюю их количество, слева от себя. Дима, кукую цифру ты положил? Почему? (потому, что у меня столько красных камушков). А теперь посчитайте синие камушки и положите цифру, обозначающее их количество, справа от себя. Степа, какую цифру ты положил? Почему? (Ответ ребёнка).
Настя, сколько у тебя красных камушков? (Ответ). А сколько синих? (Ответ). Каких камушков больше? (Ответ). Какое число больше … или … .
Саша, а у тебя….
Никита, а у тебя?.
Если число камушков в пределах 5 (или другое, с которым уже знакомы дети, можно предложить ПОСЧИТАТЬ, сколько всего камушков в стакане.
Молодцы, хорошо справились с заданием!
А сейчас посмотрите, пожалуйста, видеоролик, подтверждающий, что галка – очень умная птица. (2 – 3 мин). (Можно сказать, что галки могут жить с человеком в его жилище, что они, как попугаи, могут подражать речи человека – повторять слова).
- Скажите, пожалуйста, ребята, сегодня, когда вы вернётесь домой, о чём вам захочется рассказать родителям и друзьям? ( Ответы детей: галки – умные, находчивые птицы, у Л. Н. Толстого есть рассказ, который так и называется «Умная галка», что проводили опыты с водой и камушками). Покажите им свои зарисовки опыта, а может быть даже и сам опыт, это будет интересно.
- А играть вы любите?
П/игра «Галки и вороны».
Облегчённый вариант для детей средней группы
Дети стоят в колонне по-одному. В 2 метрах от колонны в ряд вдоль детей стоят кегли по количеству детей – это вороны. С другой стороны детской колонны в ряд вдоль колонны на расстоянии 2 метров стоят кубики – это галки. Дети выполняют упражнения, показанные ведущим (самые разные, простые). Выбрав момент, ведущий даё т команду: «Галки!» дети бегут и берут по одному кубику (потом возвращают, на команду «Вороны!» дети берут кеглю (возвращают). Игра на внимание и быстроту действия. Поощряются дети, которые действовали правильно, быстрее всех. Если дети группы не обидчивы! – можно уменьшать количество предметов, тогда игра пойдёт на выбывание детей (кому-то не достанется символов). Игра не должна заканчиваться слезами, обидами. Количество повторений игры зависит от настроения детей, хорошо бы добиться, чтобы все дети действовали внимательно и быстро.
Похвалить всех детей за быстроту и ловкость.