Татьяна Скрягина
Сценарий занятия в технологии «Ситуация» по произведению Виталия Бианки «Голубой зверек» с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: Виталий Бианки «Голубой зверек»
Основные цели:
познакомить детей с рассказом Виталия Бианки «Голубой зверек»;
формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;
актуализировать знания детей об особенностях разных литературных жанров;
развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества;
Публикация «Сценарий занятия в технологии „Ситуация“ по произведению Виталия Бианки „Голубой зверек“ с дошкольниками» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;
воспитывать любовь к природе.
Дидактические материалы: книга с произведениями Виталия Бианки, портрет Виталия Бианки, рисунки куницы и белки-летяги, конверт.
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация подготовлена в соответствии с требованиями технологии «Ситуация». Сценарий занятия дает возможность в увлекательной форме открыть новые знания. Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
• мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, часто ли вы получаете (пишете) письма? От кого (кому? Кто приносит письма адресату?
- Мне сегодня утром почтальон передал письмо. Хотите узнать, кто его написал? Давайте, откроем конверт и прочитаем (Воспитатель просит одного ребенка прочитать письмо)
«Здравствуйте, подготовительная группа!
Вам пишет письмо Малыш. Мне очень нужна ваша помощь. Я знаю, что вы очень много читаете и много всего знаете. Мой друг Карлсон подарил мне книжку. Я ее прочитал, но не знаю кто автор и какой жанр этих произведений. Надеюсь, вы мне не откажете. Заранее огромное спасибо!»
- Ребята, хотите помочь Малышу определить автора и жанр этих произведений?
- Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
• актуализировать знания детей об особенностях разных литературных жанров;
• тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение.
- А как мы можем помочь Малышу? (Нужно узнать, какие произведения он прочитал, определить автора, жанр произведений и написать ему ответное письмо)
- Хорошая идея – написать ему ответное письмо. Тогда внимательно слушайте, с какими произведениями он знаком : «Анюткина утка», «Зимнее летечко», «Невидимки», «Лесные домишки», «Голубой зверек». Вам знакомы эти произведения? Кто же написал эти произведения? (Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель вывешивает портрет Виталия Бианки.
- А что вы знаете о нем? (Он – детский писатель. Очень любил ходить на экскурсии в лес, в походы. Все что видел, писал в своих произведениях)
- Про кого произведение «Анюткина утка»? Сможете определить жанр произведения? Почему вы так думаете? («Зимнее летечко», «Невидимки», «Лесные домишки»).
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
• создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;
• формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя.
- Осталось нам рассказать про последнее произведение «Голубой зверек». Кто герои? О чем идет речь в этом произведении?
Возникает затруднение.
- Сможете ответить на вопросы? (Нет.)
- Почему не можете? (Потому что не знакомы с этим произведением)
- Значит, что нужно сделать? (Прочитать это произведение)
4. Открытие нового знания.
Дидактически задачи:
• формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;
• фиксировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия.
- А что можно сделать, если не все умеют читать? (Попросить кого-то, чтобы он прочитал)
Дети обращаются к воспитателю с просьбой, познакомить их с произведением Виталия Бианки «Голубой зверек».
Воспитатель знакомит детей с произведением.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Дидактические задачи:
• развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества;
• тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;
• воспитывать любовь к природе.
- Ребята, вспомните, как начинается произведение. Давайте прочитаем еще раз начало. ( Воспитатель просит одного ребенка прочитать отрывок: «В густом лесу на горе было темно, как под крышей. Но вот вышла луна из-за тучи, и сейчас же засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах и засеребрился гладкий ствол старой осины. У вершины её чернела дыра — дупло»)
- А теперь, закройте глаза и представьте то, о чем мы только что прочитали. Представили? Что вы представили? Какие эмоции у вас появились?
- Что за темный длинный зверек мягкими, неслышными прыжками подбежал к осине? Вы видели когда-нибудь куницу. (Воспитатель вывешивает на доске рисунок куницы)
- За кем охотилась куница? Что это за голубой зверек? (Воспитатель вывешивает на доске рисунок белки-летяги).
- Как вы думаете, почему автор не написал белка-летяга, а «голубой зверек»? Как еще назвал белку-летягу Виталий Бианки? (Полетуха, летяга, летучая белка)
- А как у этой белки получается летать? (у нее между передними и задними лапами натянулась свободная кожа, которая парашютиком держит ее в воздухе).
- Ребята, сможете определить жанр этого произведения? Почему вы так думаете?
- Напишем ответное письмо Малышу? Что же мы ему напишем? Как можно начать письмо? (выслушиваются мнения детей и пишется общее письмо Малышу с ответами на его вопросы)
6. Осмысление
Дидактические задачи:
• формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, позволившие его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали?
- Какие знания помогли вам?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что благодаря стараниям и ответам детей она сможет написать ответное письмо Малышу.
Комментарии к сценарию : до проведения данного занятия была проведена предварительная работа – чтение произведений Виталия Бианки. На этапе открытия нового знания проводилась физминутка «Карлсон всех зовет на крышу» и пальчиковая гимнастика «Деревья в лесу».
- Ребята, Карлсон узнал, что вы все помогаете Малышу и в благодарность приготовил физминутку.
Карлсон всех зовет на крышу.
Поднимайтесь все не слышно.
Руки выше вверх поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше… Опуститесь,
Сильно-сильно поклонитесь,
Влево, вправо наклонитесь.
Повертитесь, улыбнитесь,
А теперь, прошу, садитесь.
Пальчиковая гимнастика «Деревья в лесу»
Друг от друга деревья росли далеко, (показать дерево обеими кистями рук)
Человеку пройти этот путь не легко. (шагать указательным и средним пальцами)
Только корни деревьев однажды сплелись, (соединить пальцы рук)
Будто дерева два навсегда обнялись (показываем «замок»).