Татьяна Денисенко
Библиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для знакомства детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В. В. Бианки.
Задачи: Углубить знания детей о животном мире через произведения писателя; развивать наблюдательность, логическое мышление, фантазию, инициативу, воображение, импровизационные навыки, двигательную активность детей. Формировать коммуникативные навыки, доставить детям радость и удовольствие от игр интеллектуальной направленности, учить использовать полученные знания и умения для проведения развлечения. Создать условие для формирования умения работать в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одногруппников. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Темочки:
- Бианки В. В.
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Оформление: портрет Бианки, выставка книг.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята! Вы любите природу? (ответы детей)
Человек - творение природы. Любовь к природе - естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.
Вы слышали что-нибудь об этом писателе? Кто-нибудь знаком с его произведениями?
Я предлагаю отправиться в нашу библиотеку, чтобы поближе познакомиться с творчеством В. В. Бианки.
(экскурсия в библиотеку)
Библиотекарь :
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы вновь собрались с вами на литературную встречу, посвященный творчеству Виталия Валентиновича Бианки.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Наш библиотечный урок мы посвящаем жизни и творчеству писателя натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, ему в этом году исполнилось бы 125 года, которого часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Всё написанное Бианки – это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Книги Бианки помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего нас мира.
«Переводчики с бессловесного» - так он называл себя и своих собратьев по перу, писателей, которые тоже писали о животных. Человек буквально влюблённый в природу, как никто другой знающий её, Виталий Бианки большую часть жизни посвятил описанию мира загадочного и неповторимого, таинственного и удивительно разнообразного – мира русского леса и его обитателей. Но давайте обо всём по порядку.
Библиотекарь : Послушайте о великом писателе ВИТАЛИИ ВАЛЕНТИНОВИЧЕ БИАНКИ (читается биография)
Открылась тяжелая дверь, и перед глазами изумленного мальчика предстал удивительный мир.
Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка – нянька не спускал глаз с озорников, а медведица – мать развалилась на пригорке и дремала.
А там, немножко дальше, два тигра – один на скале, другой внизу – оскалили зубы, - сейчас кинутся друг на друга. Мальчик, крадучись, прошел мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, - так и остались.
Вот высоко в воздухе застыл без движения орел. Вот взлетевшая утка замерла над гнездом; в гнезде – яйца. Мальчик быстро протянул руку за ними – и пальцы больно ударились о что-то крепкое, холодное.
Стекло. Все звери и птицы за стеклом!
Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?
Мальчик попал в Зоологический музей Академии наук. Здесь работал его отец – русский ученый естествоиспытатель.
В доме напротив родился в 1894 году мальчик – будущий писатель Виталий Валентинович Бианки.
С природой его познакомил отец. Он брал с собой сына на охоту и прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полету, зверя по следу, и самое главное – научил записывать свои наблюдения.
К двадцати семи годам жизни у Виталия Валентиновича Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы оживить всех этих зверей и птиц.
Таким словом и стало художественное слово рассказчика – писателя.
Первая книжка В. В. Бианки для детей – “ Лесные домишки” - вышла в 1923 году. За три с половиной десятилетия работы Бианки написал около двухсот сказок, рассказов, повестей. Юным читателям хорошо известны его сборники: “Сказки”, “Лесная газета”, “По следам”, “Где раки зимуют”, “Рассказы об охоте” и многие другие.
На многих языках народов нашей Родины издавались его произведения. Его книги переведены также на многие иностранные языки.
Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит с ружьем, биноклем, записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед вами картины живой природы. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченное нами.
Бианки ведет юного читателя по охотничьим тропам Алтая, поднимается с ним без дорог по горам Кавказа, плывет по озерам Урала, бродит по тайге, тундре, степи.
Но больше всего Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины.
Писатель раскрывает своему юному читателю глаза на окружающий мир, отвечает на его вопросы.
Много загадок природы уже раскрыто нашими учеными. Еще больше надо изучить, разгадать, понять.
И книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая ее богатство на пользу людям.
Рассматривание выставки книг.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю немного поиграть.
Веселый конкурс.
Воспитатель: Я задаю вам вопросы, а вы, если считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: «Это - я, это – я, это все мои друзья!» Если неправильно – молчите.
Воспитатель:
1. Кто взял птенчика домой?
2. Наш гусак встаёт на зорьке,
Он к реке сбегает с горки,
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку.
Кто, как наш гусак, делает зарядку?
3. Кто любит разорять птичьи гнезда?
4. Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?
5. Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?
6. Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережёт лес от огня?
Воспитатель: Я вижу, что вы все любите природу. Молодцы!
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель Создание условий для знакомства детей с жизнью и творчеством писателя натуралиста В](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-148460-1551865457.jpg)
Библиотекарь : А теперь я вам проведу конкурс называется: «Птичья галерея»
Отгадайте загадки.
1. Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мё рзлый ствол:
«Эй, компания, — за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок, —
Клад разведан под корой,
Открывайте пир горой!
(Дятел)
2. Для малышей своих —
Птенцов-голышек —
Они в январские
Крутые времена
Щипцами клюва
Из еловых шишек
Смолистые таскают сена.
(Клесты)
3. Птица длиннохвостая,
Непоседа пестрая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
4. Это старый наш знакомый :
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей)
6. Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона. Кто она?
(Ворона)
7. Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)
8. Не растила птица эта
Малых деток, милых деток,
Пропадала птица где-то,-
От заката до рассвета.
Кто же это?
(Кукушка)
9. Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло.
(Сова)
10. Волна в озере встаёт –
Двойка белая плывёт.
(Лебедь)
Воспитатель: А теперь я предлагаю посмотреть мультфильм «Муравьишка – хвастунишка».
Но для начала немного отдохнём и выполним «Звериную зарядку»
«Звериная зарядка»
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Раз – присядка, (Приседают.)
Два – прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.)
Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову – «ушки на макушке».)
А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)
Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)
Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)
Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.)
А волчата – спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)
И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.)
Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.)
То одну, то обе вместе, (Переступают с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)
А кому зарядки мало —
Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Формировать коммуникативные навыки доставить детям радость и удовольствие от игр интеллектуальной направленности учить использовать полученные знания и умения для проведения развлечения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-148460-1551865543.jpg)
Просмотр и обсуждение мультфильма
«Муравьишка – хвастунишка».
1. В основу мультфильма, который вы сейчас посмотрели, положена сказка В. Бианки "Как муравьишка домой спешил". Вам интересно было смотреть фильм, он вам понравился?
2. Мультфильм называется «Муравьишка - хвастунишка», вы согласны с такой характеристикой главного героя?
3. В конце мультфильма Муравьишка поёт о себе песню, в которой рассказывает о своих подвигах, о том что он самый храбрый муравей на свете? Так ли это? (Трусишка. Дрожит под крылом бабочки. Чувствуя опасность, боясь умереть, униженно всех просит о помощи.)
4. Хваставство – это положительная черта характера?
5. Какие ещё отрицательные черты присущи главному герою?
6. С чего начинаются его злоключения (испытания? (Вместо того чтобы послушаться старших залез высоко на берёзу. Случайно налетевший ветер отрывает берёзовый листок вместе с муравьишкой и уносит вдаль. Так он оказывается далеко от своего муравейника. Непослушный, своевольный)
7. У сказки счастливый конец, как вы думаете благодаря чему и кому? (Так как муравейник закрывается сразу после заката солнца до утра, муравьишка всеми силами пытается поскорей до него добраться, но не своими силами, а силами сердобольных насекомых, встречающихся ему на пути и готовых ему помочь.)
8. Вспомните всех, кто пришёл на помощь Муравьишке? (Сначала это бабочка Мона–Орион, затем гусеница Землемер, а потом — Кузнечик. Водомер перевёз через речку. Майский жук полетел и довёз до берёзы. На паутинке гусеницы Листовёртки муравьишка спускается к муравейнику и успевает до закрытия входов.)
9. Сказал Муравьишка спасибо насекомым за помощь? (Неблагодарный. Грубиян. Оскорбляет тех, кто ему помог.)
10. Надеюсь, что среди вас, ребята, таких муравьишек нет?
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Создать условие для формирования умения работать в группе умения слушать и корректно оценивать ответы одногруппников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-148460-1551865612.jpg)
Игра «Летает, не летает»
Я называю птиц, вы машете руками, если птица летает, а если не летает, то хлопайте в ладоши.
Сова, аист, сокол, воробей, перепёлка, пингвин, ласточка, синица, грач, сорока, попугай, индюк, журавль, фламинго, чайка, страус, тетерев, глухарь, галка, ворона, курица, снегирь, жаворонок, соловей, киви, скворец, лебедь,
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. А ансамбль "Колокольчик " подарит песню "Весна"
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Воспитывать любовь и бережное отношение к природе чувство дружбы товарищества взаимопомощи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-148460-1551865719.jpg)
Библиотекарь : Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги В. Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин М. и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Темочки Бианки В](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-148460-1551865785.jpg)