Папки-передвижки

«Насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Татьяна Скрягина
«Насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа

Тема: Насекомые

Цель: Знакомить детей с насекомыми, учить выделять их среди других живых организмов; формировать опыт самостоятельного преодоления за-труднения под руководством воспитателя; развивать умение пользоваться схемами и применять их в поисковой деятельности.

Публикация «„Насекомые“, Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах

Дидактические материалы: плакаты «Звери», «Птицы», «Насекомые»; фотографии с изображением различных живых организмов, включая насе-комых; наглядный и раздаточный материал «Схема-модель для определе-ния насекомых»; раздаточный материал для игры «Найди и раскрась насекомое».

Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная деятельность направлена на ознакомление детей с насекомыми, их внеш-ним видом. Дети учатся пользоваться схемой-моделью, с ее помощью определять насекомых среди других живых организмов. На протяжении всего занятия дети работают в подгруппах, парами, используя взаимопро-верки. Все цели реализуются через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 5-6лет.

Ход образовательной ситуации:

Логическая основа образовательной ситуации

Основная образовательная цель: научить детей пользоваться схемой-моделью «Насекомые» и уметь самостоятельно применять ее в определе-нии насекомых среди других живых организмов.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать: зна-ние о группах животных: звери, птицы, насекомые; названия некоторых насекомых, части тела насекомых, умение работать в паре при взаимопро-верке.

Причина затруднения: дети не знают признаки насекомых, не умеют их (насекомых) выделять среди других живых организмов.

Цель деятельности детей по преодолению затруднения: помочь Маше разобрать фотографии и распределить их по группам (звери, птицы, насе-комые).

Новое знание = детское открытие: насекомые – это группа живых орга-низмов, имеющие определенные признаки; умение по схеме-модели опре-делять насекомых среди других живых организмов.

Включение нового знания в систему знаний: игра «Найди и раскрась насекомое» (дети, используя умение работать со схемой, находят насеко-мых среди других живых организмов)

I этап. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую де-ятельность.

(дети сидят на коврике рядом с воспитателем)

Восп: Ребята, вы любите ходить в гости? (Да) А принимать гостей вам нравится? (Да) Тогда принимайте нашу гостью! К нам пришла выпускни-ца садика, наша давняя знакомая Маша (заходит Маша, частая гостья нашей группы).

Восп: Здравствуй, Маша! Как твои дела?

Маша: Здравствуйте! Я пришла к вам не с пустыми руками! (у Маши в руках фотоальбом и пачка фотографий).

- Этим летом я отдыхала у бабушки в деревне и увлеклась фотографией. Эти фотоснимки (Маша показывает пачку в руках) – результат моей рабо-ты. Я снимала объекты живой природы: зверей, птиц, насекомых… Этих снимков очень много и я решила попросить вас помочь мне разобрать эти фото на группы. Тогда в моем фотоальбоме будет порядок!

Восп: Ребята, поможем Маше? Хотите помочь? Сможете?

Детская цель: Помочь Маше разобрать фотографии и распределить их по группам (звери, птицы, насекомые).

II этап. Актуализация

Дидактическая задача: 1. Распределить фотографии с живыми объектами природы на группы (звери, птицы, насекомые)

2. Актуализировать у детей знания о насекомых, их внешнем виде.

- Ребята, а как можно помочь Маше? ( ответы детей: можно разложить в одну стопку фото со зверями, в другую стопку – фото с птицами, а что останется, то и будет фото с насекомыми).

- А вы помните признаки птиц и зверей? ( ответы детей: тело птиц покры-то перьями, а тело зверей – шерстью)

- Хорошо, давайте попробуем!

Задание для детей:

У каждого на столе лежат фото, которые принесла Маша, с разными объ-ектами природы. Разделите все фото на 3 группы (звери, птицы, насеко-мые, работая парами. (после выполнения задания ребята осуществляют взаимопроверку)

III этап. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать затруднение, фиксировать его в речи детей.

Оказывается, не все дети справились с этим заданием. Возникает затрудне-ние.

- Ребята, почему некоторые не справились с распределением фото на груп-пы? (воспитатель заслушивает ответы детей)

Ответы детей:

- Мы не знаем, как выглядят насекомые.

- Они все такие разные, а называются одинаково – насекомые.

IV этап. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи: 1) Выбрать метод решения затруднения. 2) Освоить умение понимать схему-модель «Насекомые». 3) Формировать представление детей об использовании схемы-модели для нахождения насекомых среди других живых организмов.

- Ребята, что же будем делать? ( предложения детей: можно спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедии, узнать или придумать план опре-деления насекомых) - Правильно, ребята, существует такой план или схема-модель определе-ния любых живых организмов, в том числе и насекомых. Вот она! (воспитатель показывает и разбирает с детьми схему-модель «Насеко-мые» : 3 пары ног, усики, 3 части тела (голова, грудь, брюшко)

3 пары ног

(рисунок) усики

(рисунок)

3 части тела

(рисунок)

- Ребята, на этой схеме изображены признаки насекомых :

1-й признак – только у насекомых 3 пары ног;

2-й признак – наличие усиков;

3-й признак – тело делится на 3 части (голова, грудь, брюшко).

Вывод: если вам надо найти среди множества живых организмов насеко-мое, должны совпасть (то есть присутствовать) все 3 признака насекомых, тогда рассматриваемый объект – насекомое.

V этап. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактическая задача: закрепить умение пользоваться схемой-моделью для определения насекомых среди других живых организмов.

- А теперь проверьте себя по схеме, правильно ли вы отобрали фото с насекомыми…

- Как вы будете это делать? С чего начнете? ( ответы детей: мы проверим наличие 3-х признаков насекомых, используя схему-модель)

- Правильно, приступайте к работе! (самостоятельная работа со схемой по определению насекомых, взаимопроверка, обсуждение с воспитателем)

Физминутка на тему «Насекомые»

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.

Прилетели на лужок бабочки и пчелы.

Дружно сели все в кружок с песенкой веселой.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, зажужжали пчелки.

Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.

Там паук расставил сети, комары зудят в кустах.

Лучше песни нет на свете, чем о пчелках и жуках!

- Теперь вы немного отдохнули и ясно представляете, кто такие насекомые и чем они отличаются от других живых организмов!

- Ну тогда вы сможете справиться со следующим заданием в игре «Найди и раскрась насекомое», где надо отделить насекомых от других живых ор-ганизмов, используя известную вам схему-модель «Насекомые»

Игра «Найди и раскрась насекомое»

Детям раздаются листочки с картинками четырех живых объектов. Поль-зуясь схемой-моделью «Насекомые», дети находят и раскрашивают кар-тинку с насекомым.

- Ребята, а как вы узнаете, что выполнили задание правильно? ( ответы детей: сравним со схемой-моделью «Насекомые»)

VI этап. Осмысление

Дидактическая задача: фиксировать достижение «детской» цели вос-становить в памяти детей знания, позволившие достигнуть этой цели.

- Правильно, ребята, молодцы!

- Что полезного сегодня мы с вами сделали? (помогали Маше распреде-лить фото с живыми объектами природы на группы)

- Вам удалось это сделать? (да)

- Каким образом? (мы опирались на знания основных признаков зверей и птиц, а также научились работать по схеме, определяя насекомых)

- Почему вам это удалось? (мы были внимательны, очень старались, научились пользоваться схемой-моделью для определения насекомых)

- Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект лексико-грамматического занятия «Насекомые» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Насекомые» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Уточнить знание детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; питании, способов передвижения.

Конспект группового занятия с детьми с ОВЗ и родителями на тему «Насекомые» .

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме «Насекомые» Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме "Насекомые". Возрастная группа: старшая. Тема: Формирование обобщающего понятия.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые»Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые» Фронтальное занятие в средней группе. Тема:" Насекомые" Цель:1. Работать над просодической стороной речи: дыханием, ритмом речи. 2. Работать.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Сценарий развлечения «Наши друзья — насекомые» с детьми 4–5 летСценарий развлечения «Наши друзья — насекомые» с детьми 4–5 лет Развлечение «Наши друзья - насекомые» с детьми 4-5 лет Цель: обогащение детей новыми позитивно окрашенными эмоциями и чувствами, активизация.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Опубликовано: 14 мая 2020 в 11:20
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД