Татьяна Скрягина
«Коллекционеры». Конспект занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие»
Возрастная группа: Старшая группа
Тема: «Коллекционеры»
Основные цели: Приобщать детей к коллекционированию, как к одному из видов систематизированного собирания и изучения каких-либо объектов; расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность.
Публикация «„Коллекционеры“, Конспект занятия с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Дидактические материалы: конверт с письмом, иллюстрации с изображением монет (олимпийские монеты, монеты необычных форм, старинные монеты, флажки разного цвета, бейджики разного цвета на каждого ребёнка, коллекция монет педагога, коллекции детей, правила работы в группах.
Оборудование: мольберт.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей с коллекционированием как одним из способов развития познавательной активности дошкольников.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: Мотивировать детей на включение в деятельность.
Педагог собирает детей вокруг себя:
- Знаете ли вы, кто такой коллекционер?
- А в вашей семье есть коллекционеры?
- Ребята, сегодня утром, у детского сада я встретила почтальона. Почтальон передал мне письмо.
- Артём, прочитай нам, пожалуйста, для кого письмо.
- Хотите узнать, что там написано?
Педагог читает письмо:
- Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам Серёжа! Я знаю, что вы собираете различные коллекции : динозавров, игрушек из киндер-сюрпризов, лошадок, кукол, автомобилей… Я тоже коллекционер, я нумизмат. Очень вас прошу, помогите пополнить мою коллекцию, каким-нибудь интересным экспонатом. Буду вам очень благодарен. С уважением, Сережа.
- Ребята, хотите помочь Серёже?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация
Дидактическая задача: Актуализировать знания детей о разнообразии коллекций.
- Ребята, в нашей группе большое количество коллекций. Давайте посмотрим, что коллекционируют дети нашей группы. (Рассматривание коллекций)
- Мила, расскажи нам про свою коллекцию? Савелий, а что коллекционируешь ты?
(рассказы о коллекциях 2-3 детей)
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности, сформировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
- Ребята, о чём нас просил Серёжа?
- Серёжа написал, что он нумизмат. А что коллекционирует нумизмат?
- Смогли помочь Серёже пополнить коллекцию?
- Почему не смогли?
- Что нам необходимо узнать?
- Правильно, надо узнать, что собирает нумизмат.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: Дать представление понятия «Нумизмат», формировать интерес детей к решению проблемной ситуации.
- Как мы можем узнать? (Дети предлагают различные версии, педагог принимает версию о работе с энциклопедией)
-Давайте посмотрим, что написано в энциклопедии про нумизмата.
- Нумизмат - это человек занимающийся коллекционированием монет.
Не простых монет. Коллекции монет могут быть разного характера: старинные монеты, монеты разных государств, разного года выпуска, необычной формы, коллекции по изображению людей, животных, растений, морских судов, архитектурных памятников, коллекции памятных монет в честь олимпийских игр.
- Оказывается, монеты не просто денежный знак, но и произведение искусства.
- Ребята, кто-нибудь из ваших знакомых является нумизматом?
- А может наши гости знают, кто коллекционирует монеты?
- Спросим у них?
(рассказ педагога-нумизмата о личной коллекции, так же может выступить с рассказом и личной коллекцией ребенок подготовительной группы)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи: Закрепить знания о «нумизмате» как коллекционере монет.
Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь.
- Ребята, а вы хотите стать коллекционерами монет – «нумизматами»?
- Для этого необходимо разделиться на 3 команды. (Дети делятся на команды по цвету бейджиков).
- Выберите капитана вашей команды. Ваша задача - собрать свою коллекцию монет.
(Детям предлагаются образцы-изображения монет, к которым они должны подобрать соответствующую коллекцию).
- Первая команда будет собирать коллекцию олимпийских монет, вторая команда будет коллекционировать старинные монеты, а третья команда – это нумизматы монет необычной формы.
(Дети делятся на команды, из предложенных карточек дети подбирают нужные для своей коллекции, объясняют свои выбор, напомнить правила работы в группах).
- Здорово! Все команды отлично справились с заданиями!
- Напомните, о чём просил нас Серёжа?
- Где мы можем взять монету? (Обсуждение ситуации о найденной накануне олимпийской монете)
- Наверное, надо написать Серёже и рассказать про монету, которую мы нашли.
Письмо пишет педагог с помощью детей:
- Здравствуй, Серёжа, мы хотим пополнить твою коллекцию монетой, с изображением символов Олимпиады в Сочи - медвежонка, зайца и леопарда. Надеемся, что монета тебе понравится и дополнит твою замечательную коллекцию. Благодаря тебе, Сережа, мы узнали, кто такой нумизмат. С уважением дети старшей группы.
6. Осмысление
Дидактические задачи: Восстановить в памяти детей то, что делали, зафиксировать достижение цели, создать ситуацию успеха.
- Ребята, кому мы сегодня помогли?
- Что интересного узнали?
- Удалось ли выполнить просьбу Серёжи?
- Почему вам удалось?
Комментарии к сценарию:
Данная тема «Коллекционеры» является одним из направлений социально-коммуникативного развития и соответствует задачам старшего дошкольного возраста. Материал занятия разработан с учетом педагогической деятельности по технологии «Ситуация».
Литература:
Интернет ресурсы - понятие «Нумизмат» https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0%D1%82