Татьяна Скрягина
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Интегрированная ОД «Русская березка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа : подготовительная группа
Тема: Интегрированная образовательная деятельность воспитателя с детьми на тему Русская березка
Основные цели: Воспитательные: способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на красоту русской березы как символа России; воспитывать восхищение к произведениям Ковровского художника.
Публикация «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „Ситуация“, Интегрированная ОД „Русская березка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Развивающие: обогащать словарный запас детей (белоствольная, чечевички, извилистая, и т. д., активизировать в речи детей прилагательные-эпитеты;
Образовательные: расширить представление об образе березы, ее особенностях, значении в жизни человека; познакомить с картинами Ковровского художника Германа Куликова
Дидактические материалы: Видеопрезентация о березовой роще, видеообращение на флешносителе, материалы для продуктивной деятельности, дидактические тактильные пластины с корой различных деревьев, образцы листьев деревьев (береза, дуб, клен, рябина, «волшебная палочка» и к ней инструкция, 5 конвертов (4 конверта с номерами и один без номера)
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитофон.
Краткая аннотация к работе: при разработке интегрированной образовательной деятельности, за основу была взята образовательная технология «Ситуация». Выдержана сюжетная линия образовательной деятельности с детьми. Прослеживается интеграция пяти образовательных областей, которые были реализованы в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной. Разнообразие детской деятельности, ИКТ, оборудования и материалов, использованных педагогом на занятии, позволяет сохранить познавательный интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Организационная часть: Дети находятся в группе (зале) вместе с своим воспитателем. Заходит воспитатель-конкурсант. Воспитатель обращается к детям своей группы
Воспитатель 1: Ребята, познакомьтесь, это моя коллега, тоже воспитатель, но из другого города (детского сада) – Елена Константиновна. Она давно хотела познакомиться с вами, вот я и решила ее пригласить к нам в гости. Ребята я пока пойду, приготовлю угощенья, а вы пообщайтесь с Еленой Константиновной.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Нас уже познакомила ваш воспитатель, а теперь я тоже бы хотела познакомиться с каждым из вас и приглашаю вас в круг
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Ой ребята, оказывается к вам в гости не только я одна пришла, сколько еще в группе (зале) гостей. Предлагаю подарить гостям ваши очаровательные улыбки, чтобы у нас с вами и у гостей весь день было хорошее настроение (эмоционально) Посмотрите, ребята, как тепло и светло стало в группе (зале) от наших улыбок.
2. Актуализация
В группу (зал) входит почтальон в верхней одежде с логотипом «почта России», в бахилах и с посылкой в руках.
Почтальон: Здравствуйте. (воспитатель и дети здороваются с почтальоном) Вот к нам на почту пришла посылка для вас и меня попросили ее вам доставить
Воспитатель: Интересно, интересно. Уважаемый почтальон, а почему Вы решили, что посылка именно для нас. Может она не нам? Что написано на посылке?
Почтальон: «Почта России»
Воспитатель: (удивленно). Почему же «почта России», не Франции, Англии. Ребята, как вы думаете, почему на посылке написано «Почта России»
Дети: потому что мы живем в России
Воспитатель: так, с этим разобрались. Уважаемый почтальон, а на посылке написан адрес?
Почтальон: Да. (читает) На ней написано: Владимирская область, город Ковров (Владимир, улица, детский сад №, детям группы № ….
Воспитатель: Ребята, вы узнали адрес, это точно адрес вашего детского сада, а как называется ваш детский сад?
Дети: «…»
Почтальон: на посылке тоже написано: детский сад «…», тогда точно эта посылка вам. Уважаемый воспитатель, распишитесь, пожалуйста, в получении посылки, а то мне пора идти.
Воспитатель расписывается в документе о получении посылке, почтальон благодарит, прощается и уходит.
Воспитатель: ну если эта посылка вам, ребята, может тогда откроем ее и посмотрим, что же в ней лежит!
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель с детьми открывают посылку! В посылке лежат 5 пронумерованных конвертов с заданиями и один без номера (сюрприз, рамки для картин, листы А 4, материалы для продуктивной деятельности (цветная бумага, салфетки разных цветов, клей и т. д.).
Воспитатель: Ребята, не понимаю, что это такое, для чего эти конверты, рамки? И письма нет и обратного адреса нет? Ребята, у вас есть предположения, что можно сделать с данными предметами? (высказывания детей) А может, обратимся к гостям и спросим у них, для чего могут понадобиться данные предметы. (детей нужно подвести к тому, что на конвертах стоят цифры, и что конверты нужно разложить по порядку).
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дети раскладываю конверты по порядку от 1 до 4-5
Воспитатель: Ребята, а один конверт здесь без номера, может отложим его пока, а потом посмотрим, что в нем!
Воспитатель: (читает стих про березу, можно включить презентацию про березку)
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках….
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Воспитатель: (с эмоциями, любовью) А я очень, очень люблю русскую березку! А у вас есть любимое дерево? (Ответы детей)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
5.1. Воспитатель предлагает детям открыть конверт под номером 1
Воспитатель: Ребята, предлагаю открыть конверт по номером 1, мне так интересно посмотреть, что это за загадочные такие конверты, от неизвестного. Воспитатель вместе с детьми вскрывают конверт № 1
Воспитатель берет пакет с «волшебный мячик»
Волшебный мячик (вложена инструкция)
Воспитатель: Ребята, на упаковке написано, что это «волшебный мячик». Ребята, а в пакете инструкция! Предлагаю открыть пакет и прочитать инструкцию
Воспитатель открывает пакет с «волшебным мячиком», достает инструкцию и читает
Инструкция: «Волшебный мячик». Передавая «волшебный мячик» из рук в руки, дети вспоминают добрые, ласковые и красивые слова о березке.
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в волшебный платочек. Ой ребята, а ведь и правда, мячик волшебный. Я вспомнила, что о берёзе пишут стихи и песни, картины.
Игра «Волшебный платочек»
Дети по кругу передают друг другу «волшебный платочек», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.
Ответы детей.
Дети:
У Берёзы – белый, стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза – символ России.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
Нужно бережно относиться к природе.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы выполнили задание неизвестного отправителя посылки.
5.2. Воспитатель: Ребята, предлагаю открыть конверт по номером 2, мне так интересно посмотреть, что это за загадочные такие конверты, от неизвестного. Воспитатель вместе с детьми вскрывают конверт № 2
Альбом-загадка
Воспитатель: Ребята, у нас остался интересный альбом. В нем и фотографий то нет и написано на нем «Альбом-загадка». Предлагаю открыть «альбом-загадку».
1 страница: загадка про березку
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка)
2 страница: ветка березки
3 страница: лист березы
4 страница: кора (береста) березы (напечатанная на листе)
5 страница: отгадка- картина березки
5.3. Воспитатель: Ребята, предлагаю открыть конверт по номером 3, мне так интересно посмотреть, что это за загадочные такие конверты, от неизвестного. Воспитатель вместе с детьми вскрывают конверт № 3
Диск с музыкой «Во поле березонька стояла»
Дети вставляют диск в дисковод ноутбука. Звучит музыка «Во поле березонька стояла»
Воспитатель: ребята, вы узнали мелодию. (Ответы детей) а что же вы представили, почувствовали, услышали?
(дети говорят о своих впечатлениях, чувствах)
Воспитатель: а я почувствовала, как солнечные лучики приятно согревали меня, и мне очень захотелось обнять одну из берёз, прижаться к её стволу щекой, вдохнуть её аромат. А как вы думаете, та музыка, которую вы слышали, передает настроение автора? Какая она была? (плавная, спокойная, мелодичная)
А давайте и мы каждый по-своему изобразим берёзку. Передадим своё восхищение березкой с помощью «языка» тела. Превратимся в стройную русскую белоствольную красавицу.
Игра имитация «Березка»
Пока звучит музыка, дети двигаются по группе (залу). Музыка прекращается, дети под музыку идентифицируют себя с берёзкой с помощью игры-имитации. Педагог восхищается разными «берёзками», у каждой находит что-то неповторимое
5.4. Воспитатель: Ребята, предлагаю открыть конверт по номером 4, мне так интересно посмотреть, что это за загадочные такие конверты, от неизвестного. Воспитатель вместе с детьми вскрывают конверт № 4
Флешноситель
В конверте лежит белая флешноситель в черных черточках (как ствол березки. Воспитатель вставляет в компьютер и включает. На флешноситель видеообращение:
Дорогие ребята, Меня зовут Герман Куликов, я художник Владимирского края. Я решил организовать выставку «Русская березка», но пока в галерее еще мало работ с изображением белоствольной красавицы, и я приглашаю вас принять участие в выставке. Ребята, а вы бы хотели посмотреть, какие картины я написал? (пауза, ответы детей). Тогда я приглашаю вас на выставку моих картин.
Демонстрация репродукций с березами. Дети рассматривают картины Германа Куликова (под каждой картиной есть схема описания картины, можно в дальнейшем использовать для подробного рассматривания и описания картин) …
Ребята, вам понравилось в картинной галерее, но вот картин на выставке, как вы видели, пока очень мало. Я очень надеюсь, что вы решите поучаствовать в нашей выставке и дополнить ее своими работами. Я в посылку положил материалы, которые помогут вам изобразить русскую красавицу – березку. А потом вышлите мне свои работы по адресу (на экране появляется информация о почтовом адресе отправителя, воспитатель имитирует, что забирает с экрана информацию (лист) с адресом)
Воспитатель: Ребята, вот мы и узнали, кто прислал нам загадочную посылку. Поможем Владимирской художнице стать известной на всю страну, изобразить русскую березку.
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, прежде чем приступить к выполнению работы, я предлагаю вам вспомнить, что мы знаем о русской березке
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много рассказали о русской красавице березке, а я вам предлагаю перед созданием картин отправиться в березовую рощу, послушать шелест березовой листвы, послушать пение птиц в березовой роще и подышать воздухом березовой рощи (включаются голоса природы и открывается коробочка с березовыми опилками (для запаха березки)
Воспитатель: ребята, предлагаю вам создать свои березки на выставку
Детям предоставлен выбор: аппликация березки, рисование березки, изображение березки из смятой бумаги, обрывок цветной бумаги. Воспитатель с детьми тоже выполняет работу
Воспитатель: Ребята, я очарована вашими картинами. Я предлагаю дать названия своим картинам.
6. Осмысление
Входит воспитатель группы
Воспитатель 1: (удивленно) Ребята, что за красота! Что здесь произошло пока меня не было?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а Вы не забыли, что нам еще надо отослать наши работы на выставку «Русская березка», но ведь нам надо написать письмо Ковровскому художнику Герману Куликову, упаковать посылку, подписать и отнести на почту. Вы ведь справитесь с этим заданием?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, я так вами очарована и довольна, вы такие молодцы, вы так много знаете о русской красавице березке. Ребята, а ведь у нас остался еще один загадочный предмет (конверт). Вам интересно что же там лежит!
Ребенок или воспитатель открывает конверт. В конверте лежит картина с березками или книга со стихами о березке. Дарит детям и благодарит детей за общение
Воспитатель: Все, что знать о берёзе людям надо,
Как любить её и беречь –
Обо всем мы сегодня сказали.
До свидания. До новых встреч!
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : при разработке интегрированной образовательной деятельности воспитателя с детьми мы использовали:
- «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» — М. : "Цветной мир"2016г. -334 с.
- Для ознакомления дошкольников с творчеством Ковровского художника Германом Куликовым использовались репродукции художника.
- Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.
- Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
- Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
- Петерсон Л. Г. Методика к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Мир открытий" М. : "Цветной мир"2012г. -100 с.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).