Лучший педагог года

Сценарий занятия по речевому развитию «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Сапачёва Светлана Владимировна
Сценарий занятия по речевому развитию «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

«Речь человека — зеркало его самого» (Лев Толстой)

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основой для проведения занятий по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста служит постепенно усложняющаяся последовательная работа над развитием и совершенствованием связной речи дошкольников:

- работа над составлением рассказов-описаний и рассказов сравнений того или иного предмета с использованием картинно-графических схем;

- работа над пересказом текста с определением правильной последовательности серии сюжетных картин с использованием самостоятельно составленного устного плана для пересказа;

- работа над составлением собственного рассказа с определением правильной последовательности серии сюжетных картин с использованием устного плана в виде указаний;

- работа над составлением рассказов по представлению (из личного опыта детей) с опорой на вспомогательные вопросы взрослого и устный план, заданный в виде вопросов и указаний.

Особенность нашего занятия состоит в том, что, основное внимание направлено на комплексное развитие речи детей подготовительного к школе возраста. На занятиях по развитию связной монологической речи охватываются все области речевого развития: коммуникативная деятельность, обогащение активного словаря, формирование грамматического строя, развитие звуковой и интонационной культуры речи, понимание на слух текстов детской литературы, с использованием фольклорных зарисовок.

Для детей подготовительной группы важно продолжать совершенствовать и развивать умение сравнивать, рассуждать, строить сложные предложения. В своей работе мы развиваем стремление к точному словоупотреблению, совершенствуем грамматический строй речи (составляем распространённые дополнениями предложения, используя работу над предлогами; антонимами). Используем поговорки, пословицы, фольклорные элементы, для того, чтобы показать детям, как богат и разнообразен русский язык. С помощью театрального демонстрирования прочитанного, закрепляем знания детей о сказках и их героях. По ходу сценария справляемся с задачами коллективно, тем самым воспитываем дух сотрудничества.

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности посредством театрализации русской народной сказки.

Задачи:

• расширять словарный запас детей, развивать у детей фонематический слух

• развивать у детей внимательность, зрительное и слуховое восприятие – умение вслушиваться в речь взрослого и ответы других детей, не перебивать говорящего, отвечать на вопросы, искать выход из проблемных ситуаций.

• воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь, развивать чувство эмпатии;

Предварительная работа:

1) Чтение сказки «Гуси – лебеди»

2) Беседа по сказке «Гуси - лебеди»,

3) Рассматривание иллюстраций к сказке (яблонька, печка, речка, избушка на курьих ножках);

Оборудование: Компьютер, колонки, микрофон

Материалы:

- книга, сюжетные картинки, корзинка с муляжами яблок,

- аудиозаписи мелодии из передачи «В гостях из сказки», «Приходите в гости к нам»; музыкальное сопровождение на выбор по ходу занятия (когда дети идут по лесу, в поисках Вани); аудиозаписи голосов яблони, речки, печки, баба-яги

- костюмы или атрибуты для детей (Иванушка: поясок, для Машеньки платок, для воспитателя (сказочница, либо бабушка)

- муляж печки из коробок, макет дерева, заготовка обложки для книги в виде шкатулки

- физкультурные коврики, ортопедические дорожки для игр

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега – это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.

Сценарий занятия по речевому развитию «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Дети сидят на стульчиках

Бабушка-сказочница: Здравствуйте, здравствуйте, внучки и внуки прекрасные! Как живёте, можете, поживаете? Спали, почивали, весело ль вставали?

К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ.

Всех нас сказочка зовет!

Второй воспитатель:

Приглашаю детвору

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши уйдут красные.

До того прекрасные.

Бабушка-сказочница: Ребята, а вы любите сказки? Вы знаете, уже много сказок? Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки, какой? Узнаете!

Второй воспитатель: Подожди бабушка. Дети, хотите узнать в какую сказку нас пригласили? Тогда, отгадайте загадки:

1. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)

2. Круглое румяное с дерева достану я - (Яблоко)

3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);

4. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);

5. Живет в дремучем лесу в избушке кривоногая старушка (Баба Яга).

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»). – Правильно!

Бабушка-сказочница: - Ребята, а где сказочка живёт? (Ответ детей). Верно в книге (достаёт красивую книгу). Начинает читать: «Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать. Это присказка, а вот сказка чередом пойдет».

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

— Ну, дочка, будь умница, береги братца, не ходи со двора. А мы вам с базара гостинцев привезём.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда, выбежала в чистое поле, глянула по сторонам – нету. Кликала, кликала– братец не откликнулся! Заливалась слезами, да слезами горю не поможешь. Причитает: - что худо будет от отца и матери.

Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.

Воспитатель: Смотрите, ведь это Машенька. Давайте спросим у неё, почему она плачет.

Дети: - Машенька, почему ты плачешь, что с тобой произошло?

Маша: - Здравствуйте! (Тяжело вздыхает). Как же мне не плакать, не уследила я за братцем Ванечкой. Гуси-лебеди его унесли.

Воспитатель: (обращается к Машеньке) Не печалься, мы, чем сможем, тебе, Машенька поможем. Ребята, поможем?

Дети: Поможем!

Сказочница: Видит — метнулись вдалеке гуси - лебеди и пропали за тёмным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали.

Русская народная подвижная игра: «Гуси-лебеди»

Цель: Учить детей чётко проговаривать слова, звуки. Развивать внимание, память, координацию движений. Размяться и создать интерес к происходящему сюжету.

Правила игры: На середине зала стоят гуси (дети, не больше трёх). Ждать когда ребята побегут домой. Дети должны перебегать с одной стороны зала на другую несколько раз туда и обратно, не наступая в зону гусей (ограничение обозначается обручем или мелом). Гуси ловят непослушных детей, передвигаясь только вправо и влево, поворачиваясь вокруг себя в своей зоне, заранее приготовленной. Пока слова не произнесут, игра не начинается и гуси не должны ловить детей.

Роли участников игры распределяет жребий. Кто вытянет длинную палочку, те и водящие - гуси, остальные - дети.

Воспитатель: Гуси-гуси!

Дети-Гуси: Га-га-га

Воспитатель: Что хотите вы от нас?

Дети-Гуси:

Будем крыльями махать

Непослушных всех хватать,

В лес с собой забирать.

Воспитатель: Ой, беда!

Дети-Гуси: Да-да-да. (дети имитируют шипение, вытягивают шеи, наклоняясь, как гуси, машут руками)

Воспитатель:

Шеи тянут! Бьют крылом!

Убегайте же домой (дети разбегаются).

Гуси пролетают (перепрыгивают) черту, передвигаются по своему лесу влево и вправо, поворачиваясь вокруг своей оси, стараясь поймать детей. Гуси могут перелетать от одной стороны зала к другой несколько раз. Пойманный ребёнок выбывает из игры (садится на стульчик). Игра заканчивается, когда гуси поймают несколько всех детей.

Сказочница: Девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Маша: - Сама виновата, сама и найти братца должна.

Воспитатель: Мы пойдём с тобой, Машенька.

Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку

Сказочница: Бежала-бежала, видит,— стоит в поле печка. Мала печка, да тепленька. Что есть в печи, все на стол мечи. Маша к ней.

Воспитатель подводит детей к макету печки

Печка (говорит голос в микрофоне)

Мимо, путник, не пройди-

Пирожок мой прихвати!

Воспитатель: А это что, дети?

Дети: Это печка! Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка (голос) - Для начала, подбрось в меня дровец,— говорит печка. Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила.

Ребята имитируют рубку дров

Печка: Конечно, скажу, только покажите, как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика: «Печём пирожки»

Тесто мнём, мнём, мнём!

Тесто жмём, жмём, жмём!

Пирожки мы испечём!

Дети повторяют слова

(Давят кулаками вображаемое тесто)

(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно, потом поочерёдно)

(Лепят воображаемый пирог, перекладывая его из одной ладони в другую)

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой). Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения». Дети отвечают на вопрос о видах начинок в пирожках, а затем составляют о нем предложение из четырёх слов. Пример: Мой любимый пирог с яблоками - шарлотка. Выслушать 3-4 ребёнка.

Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру, какие? (маленькие, а пироги – большие). Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами? Яблоками? А как называется русский большой пирог (каравай).

Печка (голос в микрофоне за кадром)– А теперь съешь моего ржаного пирожка, скажу!

Сказочница: Хвораю – ем по караваю, не могу – ем по пирогу. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше.

Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает, куда полетели гуси-лебеди.

Сказочница: По кривой дороге вперёд не видать. Скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Шла Маша, видит — стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней.

Воспитатель подводит детей к макету яблони

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с яблонькой!

Дети: Здравствуй, яблонька! Яблонька, матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: (голос в микрофоне).

- Здравствуйте, дети! Стрясите мои яблочки, а то все ветки погнулись — стоять тяжело!

Сказочница: Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила.

Яблоня: Сосчитайте, пожалуйста, мои яблоки в корзинке! (дети считают яблоки)

Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки, возьмите их. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает, куда улетели гуси-лебеди.

Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку

Сказочница: Дерево яблони увянет, а ум не обманет. Побежала девочка-внученька дальше, и видит, течёт молочная речка, кисельные берега. «Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?» – «Съешь моего простого киселика с молоком, скажу».– «О, у моего батюшки и сливочки не едятся!» отвечает Машенька.

Дети: Молочная речка — кисельные берега, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

Воспитатель: Послушайте ребята внимательно, что-то речка не журчит, не течёт, не отвечает нам.

Голос речки: — Упал в меня камень,— отвечает речка,— мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси- лебеди полетели.

Воспитатель: Непросто камень сдвинуть. Для этого назовите сказочного героя, название которого начинается на звуки:

[З] (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)

[К] (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)

[М] (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).

[Б] Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, баба-Яга, Барабашка, Балда

Молодцы ребята! Справились.

Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока). Что значит кисельные берега? (Берега из киселя). Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова «кисель» и «молоко». Будьте внимательны и запоминайте, кому какое слово достанется. Потом вам это пригодится. (По окончании считалки дети делятся на две команды.)

Воспитатель: Одна команда будет говорить, какие бывают блюда из молочных продуктов, а другая из каких продуктов можно варить кисель.

Воспитатель задаёт вопросы по ходу игры: Как называются продукты из молока? Как можно сказать иначе: кисель из черники, кисель из клюквы?

Сказочница: Отломила Маша большую ветку, сдвинула камень. Зажурчала речка. Сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Воспитатель: А я услышала, как речка прошептала, что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота. Я знаю, что за болотом стоит избушка на курьих ножках. Дорога к избушке не простая - то узкая, то широкая, то каменистая. Густой туман стелется под ногами. Но я вам помогу, буду указывать путь при помощи знаков.

Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой, широкой и каменистой дорожек. Дети идут по кругу, имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.

Сказочница: Долго ли коротко, пришла девочка к дремучему лесу. Там и живёт баба-яга.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги). Подойдём поближе. Может, что-нибудь услышим о братце Маши.

Сказочница: Смотрит Маша — сидит в той избушке баба-яга, пряжу прядёт. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет. (Возле экрана появляется Ваня).

Воспитатель: Ну-ка послушаем, что тут творится!

Баба-Яга: (голос в микрофоне). Улетаю по делам! Оставляю стражниками гусей-лебедей. Ты, Ванюша, не вздумай уходить. Сиди тут и смотри в окошко.

Воспитатель: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая? (Нет, Баба-Яга в сказке злая)

Воспитатель: Она молодая? (Нет, старая)

Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).

Дети: Ваня! Ванюша!

Воспитатель и Маша: Ванечка, мы тебя спасём. Бежим отсюда!

Сказочница: Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой. Немного спустя, вернулась баба-яга домой, глянула в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей-лебедей: - Скорей, гуси-лебеди, летите в погоню! Взвились гуси-лебеди, закричали, полетели.

А Маша бежит, несёт братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей. Что делать?

Воспитатель: Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться? (молочная речка, кисельные берега).

Сказочница: Побежала она к молочной речке. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют её.

— Речка, речка, — просит Маша,— спрячь нас!

Воспитатель: Изобразим речку с помощью рук (Дети руками изображают волны).

Сказочница: Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали её — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне:

Воспитатель: А вот и яблонька, она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)

— Яблонька, яблонька, спрячь нас! Просят дети и Маша.

Сказочница: Яблонька заслонила её ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила её и опять пустилась бежать!

Бежит она, несёт братца, уж недалеко и до дома. Да, на беду, гуси-лебеди снова увидали её — и ну за ней! Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут — того и гляди, Ванюшку из рук вырвут.

Воспитатель: Кто ещё поможет? (Печка) Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).

Сказочница: Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:

— Печка, печка, спрячь меня!

Печка её спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали.

Покружились они, покружились, покричали, покричали, да так ни с чем и вернулись к бабе-яге.

А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.

Воспитатель: Вот и все задания выполнены! Молодцы!

Машенька: "Спасибо вам, ребята, большое за то, что помогли мне вернуть моего братика. Я бы без вас не справилась.

Сказочница: Вот Вам сказка, а мне бубликов связка.

Воспитатель и дети: Спасибо бабушка-сказочница за такую сказку поучительную.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы усвоили сказку «Гуси-лебеди»?

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорят хором: «Да, да, да».

Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).

Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? (Объяснения детей: Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).

Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).

Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет). (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).

Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).

Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).

Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка – течёт).

Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).

Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).

Выходит мальчик в костюме Иванушки и Машенька, кланяются.

Маша: Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем). Вот моё угощение. А нам с братцем пора - скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся. До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Теперь нам пора в группу возвращаться.

Звучит аудиозапись песни «Приходите в гости к нам».

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект ОД по речевому развитию «В гостях у сказки» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3», г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «В гостях у дяди Фёдора»Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «В гостях у дяди Фёдора» Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «В гостях у дяди Фёдора». Цель: Закрепить и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сценарий занятия по речевому развитию «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 августа 2024 в 10:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий занятия по речевому развитию «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сапачёва Светлана Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД