Сапачёва Светлана Владимировна
Сценарий занятия по речевому развитию «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь человека — зеркало его самого» (Лев Толстой)
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Сценарий занятия по речевому развитию „В гостях у сказки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Основой для проведения занятий по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста служит постепенно усложняющаяся последовательная работа над развитием и совершенствованием связной речи дошкольников:
- работа над составлением рассказов-описаний и рассказов сравнений того или иного предмета с использованием картинно-графических схем;
- работа над пересказом текста с определением правильной последовательности серии сюжетных картин с использованием самостоятельно составленного устного плана для пересказа;
- работа над составлением собственного рассказа с определением правильной последовательности серии сюжетных картин с использованием устного плана в виде указаний;
- работа над составлением рассказов по представлению (из личного опыта детей) с опорой на вспомогательные вопросы взрослого и устный план, заданный в виде вопросов и указаний.
Особенность нашего занятия состоит в том, что, основное внимание направлено на комплексное развитие речи детей подготовительного к школе возраста. На занятиях по развитию связной монологической речи охватываются все области речевого развития: коммуникативная деятельность, обогащение активного словаря, формирование грамматического строя, развитие звуковой и интонационной культуры речи, понимание на слух текстов детской литературы, с использованием фольклорных зарисовок.
Для детей подготовительной группы важно продолжать совершенствовать и развивать умение сравнивать, рассуждать, строить сложные предложения. В своей работе мы развиваем стремление к точному словоупотреблению, совершенствуем грамматический строй речи (составляем распространённые дополнениями предложения, используя работу над предлогами; антонимами). Используем поговорки, пословицы, фольклорные элементы, для того, чтобы показать детям, как богат и разнообразен русский язык. С помощью театрального демонстрирования прочитанного, закрепляем знания детей о сказках и их героях. По ходу сценария справляемся с задачами коллективно, тем самым воспитываем дух сотрудничества.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности посредством театрализации русской народной сказки.
Задачи:
• расширять словарный запас детей, развивать у детей фонематический слух
• развивать у детей внимательность, зрительное и слуховое восприятие – умение вслушиваться в речь взрослого и ответы других детей, не перебивать говорящего, отвечать на вопросы, искать выход из проблемных ситуаций.
• воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь, развивать чувство эмпатии;
Предварительная работа:
1) Чтение сказки «Гуси – лебеди»
2) Беседа по сказке «Гуси - лебеди»,
3) Рассматривание иллюстраций к сказке (яблонька, печка, речка, избушка на курьих ножках);
Оборудование: Компьютер, колонки, микрофон
Материалы:
- книга, сюжетные картинки, корзинка с муляжами яблок,
- аудиозаписи мелодии из передачи «В гостях из сказки», «Приходите в гости к нам»; музыкальное сопровождение на выбор по ходу занятия (когда дети идут по лесу, в поисках Вани); аудиозаписи голосов яблони, речки, печки, баба-яги
- костюмы или атрибуты для детей (Иванушка: поясок, для Машеньки платок, для воспитателя (сказочница, либо бабушка)
- муляж печки из коробок, макет дерева, заготовка обложки для книги в виде шкатулки
- физкультурные коврики, ортопедические дорожки для игр
Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега – это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.
Сценарий занятия по речевому развитию «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
Дети сидят на стульчиках
Бабушка-сказочница: Здравствуйте, здравствуйте, внучки и внуки прекрасные! Как живёте, можете, поживаете? Спали, почивали, весело ль вставали?
К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Всех нас сказочка зовет!
Второй воспитатель:
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши уйдут красные.
До того прекрасные.
Бабушка-сказочница: Ребята, а вы любите сказки? Вы знаете, уже много сказок? Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки, какой? Узнаете!
Второй воспитатель: Подожди бабушка. Дети, хотите узнать в какую сказку нас пригласили? Тогда, отгадайте загадки:
1. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)
2. Круглое румяное с дерева достану я - (Яблоко)
3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);
4. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);
5. Живет в дремучем лесу в избушке кривоногая старушка (Баба Яга).
Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»). – Правильно!
Бабушка-сказочница: - Ребята, а где сказочка живёт? (Ответ детей). Верно в книге (достаёт красивую книгу). Начинает читать: «Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать. Это присказка, а вот сказка чередом пойдет».
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:
— Ну, дочка, будь умница, береги братца, не ходи со двора. А мы вам с базара гостинцев привезём.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда, выбежала в чистое поле, глянула по сторонам – нету. Кликала, кликала– братец не откликнулся! Заливалась слезами, да слезами горю не поможешь. Причитает: - что худо будет от отца и матери.
Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.
Воспитатель: Смотрите, ведь это Машенька. Давайте спросим у неё, почему она плачет.
Дети: - Машенька, почему ты плачешь, что с тобой произошло?
Маша: - Здравствуйте! (Тяжело вздыхает). Как же мне не плакать, не уследила я за братцем Ванечкой. Гуси-лебеди его унесли.
Воспитатель: (обращается к Машеньке) Не печалься, мы, чем сможем, тебе, Машенька поможем. Ребята, поможем?
Дети: Поможем!
Сказочница: Видит — метнулись вдалеке гуси - лебеди и пропали за тёмным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали.
Русская народная подвижная игра: «Гуси-лебеди»
Цель: Учить детей чётко проговаривать слова, звуки. Развивать внимание, память, координацию движений. Размяться и создать интерес к происходящему сюжету.
Правила игры: На середине зала стоят гуси (дети, не больше трёх). Ждать когда ребята побегут домой. Дети должны перебегать с одной стороны зала на другую несколько раз туда и обратно, не наступая в зону гусей (ограничение обозначается обручем или мелом). Гуси ловят непослушных детей, передвигаясь только вправо и влево, поворачиваясь вокруг себя в своей зоне, заранее приготовленной. Пока слова не произнесут, игра не начинается и гуси не должны ловить детей.
Роли участников игры распределяет жребий. Кто вытянет длинную палочку, те и водящие - гуси, остальные - дети.
Воспитатель: Гуси-гуси!
Дети-Гуси: Га-га-га
Воспитатель: Что хотите вы от нас?
Дети-Гуси:
Будем крыльями махать
Непослушных всех хватать,
В лес с собой забирать.
Воспитатель: Ой, беда!
Дети-Гуси: Да-да-да. (дети имитируют шипение, вытягивают шеи, наклоняясь, как гуси, машут руками)
Воспитатель:
Шеи тянут! Бьют крылом!
Убегайте же домой (дети разбегаются).
Гуси пролетают (перепрыгивают) черту, передвигаются по своему лесу влево и вправо, поворачиваясь вокруг своей оси, стараясь поймать детей. Гуси могут перелетать от одной стороны зала к другой несколько раз. Пойманный ребёнок выбывает из игры (садится на стульчик). Игра заканчивается, когда гуси поймают несколько всех детей.
Сказочница: Девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Маша: - Сама виновата, сама и найти братца должна.
Воспитатель: Мы пойдём с тобой, Машенька.
Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку
Сказочница: Бежала-бежала, видит,— стоит в поле печка. Мала печка, да тепленька. Что есть в печи, все на стол мечи. Маша к ней.
Воспитатель подводит детей к макету печки
Печка (говорит голос в микрофоне)
Мимо, путник, не пройди-
Пирожок мой прихвати!
Воспитатель: А это что, дети?
Дети: Это печка! Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка (голос) - Для начала, подбрось в меня дровец,— говорит печка. Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила.
Ребята имитируют рубку дров
Печка: Конечно, скажу, только покажите, как пекут пирожки.
Пальчиковая гимнастика: «Печём пирожки»
Тесто мнём, мнём, мнём!
Тесто жмём, жмём, жмём!
Пирожки мы испечём!
Дети повторяют слова
(Давят кулаками вображаемое тесто)
(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно, потом поочерёдно)
(Лепят воображаемый пирог, перекладывая его из одной ладони в другую)
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой). Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения». Дети отвечают на вопрос о видах начинок в пирожках, а затем составляют о нем предложение из четырёх слов. Пример: Мой любимый пирог с яблоками - шарлотка. Выслушать 3-4 ребёнка.
Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру, какие? (маленькие, а пироги – большие). Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами? Яблоками? А как называется русский большой пирог (каравай).
Печка (голос в микрофоне за кадром)– А теперь съешь моего ржаного пирожка, скажу!
Сказочница: Хвораю – ем по караваю, не могу – ем по пирогу. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше.
Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает, куда полетели гуси-лебеди.
Сказочница: По кривой дороге вперёд не видать. Скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Шла Маша, видит — стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней.
Воспитатель подводит детей к макету яблони
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с яблонькой!
Дети: Здравствуй, яблонька! Яблонька, матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: (голос в микрофоне).
- Здравствуйте, дети! Стрясите мои яблочки, а то все ветки погнулись — стоять тяжело!
Сказочница: Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила.
Яблоня: Сосчитайте, пожалуйста, мои яблоки в корзинке! (дети считают яблоки)
Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки, возьмите их. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые)
Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает, куда улетели гуси-лебеди.
Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.
Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку
Сказочница: Дерево яблони увянет, а ум не обманет. Побежала девочка-внученька дальше, и видит, течёт молочная речка, кисельные берега. «Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?» – «Съешь моего простого киселика с молоком, скажу».– «О, у моего батюшки и сливочки не едятся!» отвечает Машенька.
Дети: Молочная речка — кисельные берега, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Воспитатель: Послушайте ребята внимательно, что-то речка не журчит, не течёт, не отвечает нам.
Голос речки: — Упал в меня камень,— отвечает речка,— мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси- лебеди полетели.
Воспитатель: Непросто камень сдвинуть. Для этого назовите сказочного героя, название которого начинается на звуки:
[З] (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)
[К] (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
[М] (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
[Б] Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, баба-Яга, Барабашка, Балда
Молодцы ребята! Справились.
Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока). Что значит кисельные берега? (Берега из киселя). Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова «кисель» и «молоко». Будьте внимательны и запоминайте, кому какое слово достанется. Потом вам это пригодится. (По окончании считалки дети делятся на две команды.)
Воспитатель: Одна команда будет говорить, какие бывают блюда из молочных продуктов, а другая из каких продуктов можно варить кисель.
Воспитатель задаёт вопросы по ходу игры: Как называются продукты из молока? Как можно сказать иначе: кисель из черники, кисель из клюквы?
Сказочница: Отломила Маша большую ветку, сдвинула камень. Зажурчала речка. Сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.
Воспитатель: А я услышала, как речка прошептала, что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота. Я знаю, что за болотом стоит избушка на курьих ножках. Дорога к избушке не простая - то узкая, то широкая, то каменистая. Густой туман стелется под ногами. Но я вам помогу, буду указывать путь при помощи знаков.
Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой, широкой и каменистой дорожек. Дети идут по кругу, имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.
Сказочница: Долго ли коротко, пришла девочка к дремучему лесу. Там и живёт баба-яга.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги). Подойдём поближе. Может, что-нибудь услышим о братце Маши.
Сказочница: Смотрит Маша — сидит в той избушке баба-яга, пряжу прядёт. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет. (Возле экрана появляется Ваня).
Воспитатель: Ну-ка послушаем, что тут творится!
Баба-Яга: (голос в микрофоне). Улетаю по делам! Оставляю стражниками гусей-лебедей. Ты, Ванюша, не вздумай уходить. Сиди тут и смотри в окошко.
Воспитатель: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая? (Нет, Баба-Яга в сказке злая)
Воспитатель: Она молодая? (Нет, старая)
Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).
Дети: Ваня! Ванюша!
Воспитатель и Маша: Ванечка, мы тебя спасём. Бежим отсюда!
Сказочница: Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой. Немного спустя, вернулась баба-яга домой, глянула в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей-лебедей: - Скорей, гуси-лебеди, летите в погоню! Взвились гуси-лебеди, закричали, полетели.
А Маша бежит, несёт братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей. Что делать?
Воспитатель: Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться? (молочная речка, кисельные берега).
Сказочница: Побежала она к молочной речке. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют её.
— Речка, речка, — просит Маша,— спрячь нас!
Воспитатель: Изобразим речку с помощью рук (Дети руками изображают волны).
Сказочница: Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали её — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне:
Воспитатель: А вот и яблонька, она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)
— Яблонька, яблонька, спрячь нас! Просят дети и Маша.
Сказочница: Яблонька заслонила её ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила её и опять пустилась бежать!
Бежит она, несёт братца, уж недалеко и до дома. Да, на беду, гуси-лебеди снова увидали её — и ну за ней! Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут — того и гляди, Ванюшку из рук вырвут.
Воспитатель: Кто ещё поможет? (Печка) Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).
Сказочница: Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:
— Печка, печка, спрячь меня!
Печка её спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали.
Покружились они, покружились, покричали, покричали, да так ни с чем и вернулись к бабе-яге.
А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.
Воспитатель: Вот и все задания выполнены! Молодцы!
Машенька: "Спасибо вам, ребята, большое за то, что помогли мне вернуть моего братика. Я бы без вас не справилась.
Сказочница: Вот Вам сказка, а мне бубликов связка.
Воспитатель и дети: Спасибо бабушка-сказочница за такую сказку поучительную.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы усвоили сказку «Гуси-лебеди»?
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорят хором: «Да, да, да».
Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).
Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? (Объяснения детей: Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).
Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).
Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет). (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).
Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).
Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).
Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка – течёт).
Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).
Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).
Выходит мальчик в костюме Иванушки и Машенька, кланяются.
Маша: Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем). Вот моё угощение. А нам с братцем пора - скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Теперь нам пора в группу возвращаться.
Звучит аудиозапись песни «Приходите в гости к нам».