Татьяна Матюшкина
Конспект занятия «В поисках Василисы-Премудрой». Образовательная область «Речевое развитие» (грамота)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание основ для успешного обучения детей грамоте.
Задачи: развивать умения выполнять звуковой анализ слова;
совершенствовать способы подбирать слова с заданным звуком;
упражнять детей в определении количества слогов в слове;
продолжать учить составлять предложения;
Публикация «Конспект занятия „В поисках Василисы-Премудрой“, Образовательная область „Речевое развитие“ (грамота)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: магнитная доска, изображения Василисы-Премудрой, Бабы-Яги, Лешего, Кощея, карточки с буквами «К», «О», «В», «Ё», «Р», магнитофон, аудиозапись с композицией «Волшебный полет» группы Спейс, «кочки», карточки с изображением слона, осла, носорога, жирафа, аиста, индюка, лисы, волка, оленя, льва, две корзины, муляжи овощей и фруктов, клубок, индивидуальные карточки с заданием «Найди животному его звуковой домик», шкатулка, картинка с изображением мостика.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
-Грамотному человеку многое по силам: ракету в небо запустить, опуститься на дно океана, разгадать самые сложные тайны мироздания. И пусть мы пока не в совершенстве владеем грамотой, но кое-что умеем.
Упражнение: «Дополни предложение»
Звуки мы … (слышим, буквы мы. (видим).
Звуки бывают … (гласными и согласными).
Согласные звуки бывают … (твердыми и мягкими, звонкими и глухими).
Гласные звуки бывают … (ударными и безударными).
Слова делятся на … (слоги).
Предложение состоит из. (слов, связанных между собою по смыслу.
2. Основная часть
Воспитатель:
-Все эти знания нам понадобятся для того, чтобы вызволить из Кощеева плена Василису Премудрую. Злодей украл девицу-красавицу и спрятал в своей неприступной башне. Путь в Кощеево царство не близок, полон опасностей и приключений. Только дружным, смелым, находчивым детям под силу преодолеть его.
Воспитатель:
-А на чем добраться в сказочное королевств, мы узнаем, отгадав загадки и сложив слово из первых букв слов-отгадок.
В речке плавает бревно,
Очень хочет есть оно.
Пасть зубастую открыл
Злой, зелёный … (крокодил).
Дети отгадывают загадку и выкладывают на магнитной доске карточку с буквой «К».
Погоняемый кнутом,
Мчится в упряжи, потом.
Травку щиплет целый день
Стройный северный … (олень).
Дети отгадывают загадку и выкладывают на магнитной доске карточку с буквой «О».
В сказках он всегда злодей,
Нападает на людей
И в козлятах знает толк –
Ненасытный серый … (волк).
Дети отгадывают загадку и выкладывают на магнитной доске карточку с буквой «В».
По садам частенько бродит,
Насекомых разных ловит.
На игольницу похож
Маленький, колючий … (ёж).
Дети отгадывают загадку и выкладывают на магнитной доске карточку с буквой «Ё»
В тихой заводе живет,
Ходит задом наперед,
И на дне среди коряг
Все мечтает свистнуть. (рак).
Дети отгадывают загадку и выкладывают на магнитной доске карточку с буквой «Р». На доске появляется слово «КОВЁР».
Воспитатель:
-На каком виде транспорта мы отправимся в сказку? (Ответы детей) Воспитатель:
-Прошу всех занять место на ковре, закрыть глаза и произнести слова.
Ввысь ковер поднимись,
Над лесами и горами пронесись.
В сказке быстро очутись.
И на землю опустись.
Дети занимают место на ковре, закрывают глаза и повторяют слова за воспитателем. Имитируют полет на ковре под музыку группы Спейс «Волшебный полёт».
Воспитатель:
-Приземлились мы неудачно, угодили в болото. Преодолеть его будет нелегко. Кочки, по которым мы перейдем болото, непростые. Рядом с каждым спасительным островком лежит картинка с изображением предмета.
Пройти надо будет только по тем кочкам, рядом с которыми лежат картинки, названия которых начинаются с согласного звука. (слон, носорог, жираф, страус, лиса,сорока волк, лев).
Дети преодолевают препятствие и занимают свои места. На магнитной доске появляется изображение Бабы -Яги.
Воспитатель:
-Как и положено в русских народных сказках на пути в Кощеево царство нам повстречалась Баба -Яга. Она поможет нам в том случае, если соберём урожай с её сада- огорода. Перед вами овощи и фрукты, выросшие у Бабы-Яги. Собрать их нужно в корзины. В красную корзину положите овощи и фрукты, названия которых делятся на 2 слога, в синюю — на 3 слога.
Дети собирают урожай в корзины.
Красная корзина — груша, банан, слива, морковь, чеснок, свёкла.
Синяя корзина — виноград, помидор, огурец, яблоко, апельсин, баклажан.
Воспитатель:
-Баба-Яга благодарит вас за помощь и передаёт вам волшебный клубочек, который приведёт нас к Лешему. Он подскажет дорогу к Кощею. Проводится физкультминутка.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
На магнитной доске появляется изображение Лешего.
Воспитатель:
-Незаметно добрались мы до жилища Лешего. Вид у него совсем невеселый. Расстроен он тем, что во владениях его лесных произошла путаница. Безобидный лось превратился в грозного льва, а хитрая лиса стала серым волком. Просит хозяин леса вас навести порядок в лесу. Вернуть животных в их прежнее состояние. Для этого необходимо произвести звуковой анализ слов: лиса, лось, лев, волк.
Дети выполняют упражнение «Найди животному его звуковой домик» на индивидуальных карточках.
Воспитатель:
-Леший оставил для нас шкатулку. В ней мы найдем подсказку, как найти дорогу к Кощею и вызволить Василису Премудрую.
В шкатулке лежит картинка с изображением мостика.
Воспитатель:
-Дети, что может означать эта картинка?
Дети дают свои варианты ответа.
Воспитатель:
-Попасть в царство Кощея можно, лишь преодолев мост. Но его нужно построить. Строить будем из предложений, которые вы составите. Чем грамотнее предложение, тем прочнее мост.
Дети составляют предложения по цепочке. На магнитной доске появляется изображение Кащея.
Воспитатель:
-Вызволить девицу непросто. Не отдаст нам её злодей. Сразимся с ним в честном бою: сразим его своими знаниями и умениями.
Проводится игра «Назови слова со звуком «ж». На магнитной доске появляется изображение Василисы-Премудрой.
Воспитатель:
-Дети, вам удалось спасти из Кощеева плена Василису и дает она вам наказ
не лениться, учиться, грамотой овладевать. Не зря в народе говорят:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть.»
Путешествие наше завершилось, нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем место на волшебном ковре и в путь.
Дети занимают место на ковре, закрывают глаза и имитируют полет на ковре под музыку группы Спейс «Волшебный полёт».
3. Подведение итогов:
Воспитатель:
-Я, думаю, каждому из вас будет что рассказать о сегодняшнем путешествии в сказку. А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение»
Мне очень понравилось….
Я был (а) удивлен (а….
Я с удовольствием….
Я был (а) рад (а…
Мне хотелось бы…
Я переживал (а) за …
Мне было приятно….
Мне было сложно…
Я запомнил (а…
Я научился.