Оксана Тихова
«Что я знаю о природных богатствах Нижегородской области». Сценарий экологической квест-игры для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о Красной книге Нижегородской области.
Задачи:
Обучающие:
-формировать представление детей о Красной книге, ее значимости в природоохранной деятельности человека;
-систематизировать знания об охраняемых животных и растениях родного края;
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Подготовительная группа
- Природа Нижегородской области
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические квесты
- Экология, природа. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-мотивировать детей к практической деятельности по охране природы родного края.
Развивающие:
-развивать речь детей;
-обогащать словарь названиями растений и животных, занесенных в Красную книгу;
-развивать коммуникативные навыки, наблюдательность, внимание, память;
-способствовать развитию познавательной активности;
-развивать умение договариваться и организовывать совместную работу.
Воспитательные:
-воспитывать осознанное, бережное отношение к природе;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
Красная книга Нижегородской области, мяч, игрушка-жучок, иллюстрации с изображением исчезнувших и редких животных, растений Нижегородской области. Слайдовая презентация «По страницам Красной книги Нижегородской области», план-схема.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: создание Красной книги Нижегородской области, беседа о Красной книге, рассматривание иллюстраций с изображением исчезнувших и редких животных. Чтение художественной литературы: С. Погореловский «Здравствуй, лес», К. Паустовский «Заботливый цветок», Н. Холодовский «Гербарий моей дочери», М. С. Дороченкова, А. Н. Кравчук «Лесные секреты», «Кто перышко потерял?».
Ход мероприятия:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
Примерные ответы детей: Это журавль.
Воспитатель: Правильно, дети, это журавль. Посмотрите на экран, он прилетел к нам в гости. Дети, а что журавль держит в своем клюве?
Примерные ответы детей: Журавль держит в своем клюве Красную книгу Нижегородской области.
Воспитатель: Дети, а почему журавль принес нам книгу красного цвета?
Примерные ответы детей: Потому что красный цвет – сигнал опасности. В Красной книге Нижегородской области содержится информация о редких животных и растениях, которые могут исчезнуть, погибнуть и нуждаются в защите людей.
Воспитатель: Правильно, дети. Как вы уже знаете, серый журавль тоже занесен в Красную книгу Нижегородской области. Эта птица очень красивая. У нее тонкая, грациозная шея, сильные ноги, широкие крылья. Вы наверняка видели, как высоко летят журавли клином в небе. Быть может. Вам доводилось слышать их крик: кур-лы, кур-лы.
(Воспитатель включает видеообращение от серого журавля. В нем он просит детей помочь ему собрать страницы из Красной книги Нижегородской области, так как во время полета к ним, все страницы книги разлетелись в разные стороны.)
Воспитатель: Дети, давайте поможем журавлю отыскать страницы Красной книги Нижегородской области и собрать ее вновь, потому что она содержит важные сведения о редких и исчезающих животных и растениях.
А теперь мы отправимся в путь. Но сначала давайте внимательно рассмотрим план-схему нашего путешествия и вспомним, что обозначают условные знаки. (Воспитатель показывает условные знаки, а дети называют, что они обозначают. Дети идут по плану-схеме и выходят на опушку леса.)
Остановка 1.
1. Блиц-задание «Вопрос-ответ: интересное о животных Нижегородской области».
-Какое животное Нижегородской области самое крупное? (Лось)
-Какой самый маленький зверек живет в Арзамасском крае? (Крошечная бурозубка)
-Какое животное спит вниз головой? (Летучая мышь)
-Какая из водоплавающих птиц самая большая? (Лебедь)
-Почему жаб, лягушек называют «земноводные»? (Потому что они живут и на земле, и в воде).
Воспитатель: дети, запомните, что нельзя убивать жаб, лягушек, змей, даже если они вам не нравятся. Они приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, а змеи никогда первыми не нападают на человека без причины.
2. Игра «Кто больше назовет животных, обитающих в Нижегородской области».
Дети, передавая игрушечного жучка, называют поочередно животных: куница, лисица, кабан, волк, белка-летяга, росомаха, серый хомячок, выдра, большой тушканчик и т. д.
Воспитатель: За правильный ответ вы получаете страницу из Красной книги – «Животные Нижегородской области». Каждая найденная страница помещается в Красную книгу Нижегородской области.
(Дети с помощью плана-схемы определяют маршрут к следующей остановке – луг.)
Остановка 2.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Детям предлагаются разрезные картинки с изображением частей, из которых состоят растения (корень, стебель, листья, цветок). Нужно сложить картинки и назвать растение, занесенное в Красную книгу Нижегородской области. Дети складывают разрезные картинки и называют их (ландыш майский, венерин башмачок, кувшинка белая, зверобой изящный и т. д.)
Дидактическая игра «Здоровье в рюкзачке».
Работа детей с дидактическими карточками. На одних карточках изображены лекарственные растения, на других ситуации, в которых используются их свойства (например, «подорожник-обработка раны»; «малина, брусника» -градусник, показывающий высокую температуру»; «ромашка лекарственная» -перевязанное горло») и т. д. Дети составляют из карточек пары.
Воспитатель предлагает вопрос для обсуждения: «Что будет, если исчезнут растения?» Дети рассуждают.
Воспитатель: За правильный ответ вы получаете страницу из Красной книги – «Растения Нижегородской области». (Дети и воспитатель смотрят на план-схему и обращают внимание на значок «Птичий мир».)
Остановка 3.
(Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам природы. Звучит аудиозапись Звуки природы».)
Воспитатель: Расскажите, что вы услышали?
Примерные ответы детей: пение птиц, шум деревьев, журчание ручейка.
Дидактическая игра «Узнай по голосу».
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Дети слушают голоса и называют птицу, которой принадлежит голос.
Дидактическая игра «Найди птиц из Красной книги». Работа детей с дидактическими карточками. Дети из множества карточек с изображением птиц находят только тех птиц, которые занесены в Красную книгу и называют их. Воспитатель предлагает вопрос для обсуждения: «Как можно заботиться о птицах?» Дети рассуждают.
Дидактическая игра «Отгадай птиц по описанию» Воспитатель дает описание животного, дети отгадывают.
Воспитатель: Эта птица похожа на цифру «два». Благодаря длинной изогнутой шее птица с легкостью достает рыбу из воды. Готовясь ко сну, она выгибает шею к хвосту и прячет клюв под крыло. У птицы бывает, как черное, так и белое оперение. Если ее испугать, она зашипит.
Примерные ответы детей: Это лебедь-шатун.
Воспитатель: Эта птица живет у воды. Она кружится над водой, выискивая добычу, и резко, пронзительно кричит. Она поедает рыбу, моллюсков, ракообразных, лакомится остатками еды человека.
Примерные ответы детей: Чайка.
Воспитатель: в лесу живет, гнезда не вьет, своих детей в чужие гнезда кладет.
Примерные ответы детей: Это кукушка.
(За правильно выполненное задание воспитатель отдает страницу из Красной книги детям. Дети с помощью карты- схемы определяют маршрут дальнейшего пути и отправляются на остановку «Уголок нетронутой природы». Воспитатель обращает внимание детей на препятствие на пути.
Подвижная игра «Полоса препятствий». На полосе препятствий расставлены «преграды». Участникам квест - игры необходимо пролезть через обруч; перепрыгнуть через «канаву»; пройти по извилистой линии (нарисованной мелом, не оступившись; прыгая с кочки на кочку, нужно как можно быстрее преодолеть «заболоченный» участок
Остановка «Уголок нетронутой природы».
Воспитатель: На нашей планете еще сохранились уголки нетронутой природы. Здесь редко бывает человек. Он не собирает здесь растения и грибы, не ловит бабочек и жуков, не срезает сухие ветки, не сгребает пожелтевшую траву. В уголке нетронутой природы старые, высохшие деревья становятся строительным материалом для птиц, насекомых, зверей, перегнившие листья - удобрением для растений. В природе нет ничего лишнего, в ней все взаимосвязано.
( Воспитатель задает вопросы для обсуждения: «Что случится с животными, если перестанут идти дожди? Если перестанет светиться солнце?» Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Игра с мячом «Чем мы можем помочь природе?» Стоя в кругу, воспитатель по очереди бросает детям мяч и задает вопрос: «Чем мы можем помочь природе?» Дети ловят мяч и высказывают свое мнение.
За правильно выполненное задание воспитатель отдает страницу из Красной книги детям.)
Воспитатель включает видеообращение от серого журавля:
«Молодцы, дети, вы правильно выполнили все задания и собрали страницы Красной книги. Я думаю, что каждый из вас не причинит вред природе, не поступит неправильно по отношению к ней. А когда вы вырастите, то будете не только оберегать ее, но и защищать».
Воспитатель: Вот и закончилась наша квест-игра. А теперь я предлагаю вам в группе поиграть в интерактивную игру и проверить ваши знания.
Интерактивная игра «Эколята – защитники природы»