Коломойцева Людмила
Сценарий экологической игры-квеста «Юные знатоки природы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая игра-квест «Юные знатоки природы» для старших дошкольников предполагает осуществление в игре следующей цели и решение задач:
Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Сценарий экологической игры-квеста „Юные знатоки природы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: Расширение знаний детей по экологическому воспитанию. Формирование целостного представления о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы. Формирование познавательной мотивации и активности у дошкольников, привитие интереса к познанию окружающего мира.
Развивающие: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. Развитие активного словаря.
Воспитательные: Воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры. Воспитывать любовь к природе.
Станция №1 «ПОДАРКИ ОСЕНИ»
Здравствуйте, ребята! Вы прибыли на станцию «Подарки осени». Перед вами мастерская художника. Я художник Акварелькин. Здесь вас ждет сюрприз!
Вы любите сюрпризы? (да) Тогда слушайте меня внимательно. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, в нем вы услышимте ответ на мой вопрос:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют поля
И птичьи повсюду звенят голоса!
А Лето придет, все под солнцем цветет,
И спелая ягода просится в рот!
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожай нам поля им сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет Зима.
О чем говорится в этом стихотворении? (О временах года).
А какое сейчас время года? (Осень)
А что нам осень приготовила?
«Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожай нам поля им сады».
Что за плоды дает нам Осень? (грибы, ягоды, фрукты, овощи).
Давайте посмотрим, что же щедрая осень нам приготовила? Вот и сюрприз.
Ой, да это картина. Рассмотрим ее внимательно! Ребята, что же на ней изображено? (фрукты в вазе, натюрморт). Вы видите фрукты, которые лежат в вазе и они имеют цвет. А те фрукты что лежат на столе обесцвечены.
Мне, кажется, я знаю, что здесь произошло. Фруктам надоело скучать в вазе, им очень хотелось посмотреть кто же к ним пришел в мастерскую в гости. Вот они и оказались на столе. Осень очень рассердилась на них и лишила их цвета.
Ребята, давайте поможем фруктам, раскрасим их и тогда они смогут вернуться к свои друзьям в вазу.
Возьмите палитры и кисточки и приступайте к раскрашиванию.
Спасибо, ребята, за помощь! Яркие красивые получились у вас фрукты. За это вы получаете звездочку «Юного знатока природы».
Осень вас тоже благодарит за помощь. Ждем вас опять в гости!
Игровое оборудование:
1. Прозрачный мольберт (нарисована ваза с фруктами)
2. Палитры с красками для каждого участника
3. Кисточки, тряпочки
4. Баночки с красками
5. Емкость для воды, баночки
6. 2 покрывала (закрыть мольберт и стол)
7. 3 мольберта с картинами природы
8. Костюм для художника Акварелькина
9. Баннер с названием станции №1 ПОДАРКИ ОСЕНИ
Станция№2 «Природная аптека»
Здравствуйте, юные знатоки природы!
Я доктор Айболит, я под деревом сижу и ребят сейчас я жду!
Приветствую Вас на станции «Природная аптека»!
Я лечу не только животных, но и людей! Много мам и пап обращаются ко мне за помощью. Но есть в моем лечении один секрет. Я не делаю уколов, не даю ребятам пить химические лекарства. Я лечу природными средствами, которыми щедро делится с нами матушка природа.
А сейчас мы с вами поиграем! Мы выясним, какие же растения приносят человеку пользу. Эти волшебные растения - я называю их волшебными, потому что они творят самые настоящие волшебства в лечении, вы их, конечно, все знаете. Так вот, эти удивительные растения растут у вас во дворе, на участке нашего садика, конечно же, в лесу, на лугах, в парках и скверах нашего любимого города!
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того, чтобы заниматься этим непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.
И, конечно, уметь его применять
Слушайте внимательно загадки и давайте мне отгадки!
1. Растение — это узнать очень просто
Широкие листья, сам малого роста.
В лечении ран он отличный помощник.
Растёт на дороге, зову (подорожник)
Молодцы! я теперь на столе найдите это замечательное растение.
Подорожник растёт там, где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме.
Отваром полощут полость рта при воспалении дёсен, зубной боли.
2.
Яркий жёлтенький глазок,
Белые реснички.
Вышли дружно на лужок
Солнышка сестрички.
На зелёненький листок
Забралась букашка.
Вы узнали тот цветок?
Это же РОМАШКА.
Отлично! Найдите это растение на столе.
Родина ромашки – Америка. Ромашка как сорняк, растущий на полях. Попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись по железнодорожному полотну. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной ароматной травкой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку.
Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Применяют её от простуды и кашля.
3.
Солнышко весеннее греет всё сильней
И уже проталинки шире и черней.
А на тех проталинках, будто кулачок
Появился кучкою жёлтенький цветок.
Листья же появятся летнею порой,
С холодною, как мачеха, верхней стороной.
Снизу очень тёплой, нежной словно мать.
Так вот и решили цветики назвать.
Раскрывает медленно астрочки - цветки,
Золотом окрашены пальцев ноготки.
Так и распускаются кучкой-кулачком.
Звонко «Мать-и-мачеха» мы его зовём.
Замечательно! Найдите изображение этого растения!
Мать-и-мачеха встречается по всей территории нашей страны. Весной, когда цветов еще немного, нектаром мать-и-мачехи любят лакомится пчелы.
Лечебные свойства мать-и-мачехи известны с древних времен. Лучше всего листья мать-и-мачехи помогают от кашля. Правильно приготовленный настой очищает легкие от инфекции, облегчает кашель и лечит больное горло. Свежий сок, отжатый из листьев, закапывают в нос при насморке.
4. Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же … КРАПИВА
С целью защиты от животных, основу питания которых составляет растительная пища, на поверхности листьев и самого стебля размещаются жгучие волоски.
Её используют как кровоостанавливающее средство. Настой из цветов применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине как отвлекающее средство при ревматизме и ломоте суставов. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов.
5.
Что растет у водоемов,
Лес приятно освежает,
А душистым ароматом
Нервы людям сберегает?
При ушибах, растяжениях
Боль снижает постепенно,
А ещё в кулинарии
Применяется почтенно…
Кто ответит мне ребята,
Как зовется травка? …Мята
Вы просто настоящие знатоки! Ищите скорее изображение растения!
Капли «для аппетита» и таблетки от боли в желудке, мази от насморка и бронхита, средство от головной боли и сердечные капли - все это лекарства на основе эфирного масла мяты. Утоляет боль.
Мята обладает сильным бактерицидным действием
6. Желтым был, был так хорош,
И на солнышко похож.
Побелел и стал, как мел.
Дунул ветер — полетел.
Ответ. Одуванчик.
Вы меня покорили своими знаниями! Найдите поскорее изображение!
Лечебные свойства одуванчика: уменьшение боли; благодаря горечи, раздражающим вкусовые рецепторы, повышают аппетит; оказывают потогонное и жаропонижающее, а также отхаркивающее воздействие; мягко слабят; противостоят воспалениям; успокаивают и, если необходимо, тонизируют.
7.
У нас ни пальцев нет, ни рук -
Лишь только лепестки вокруг.
Мы необычно называемся,
Но в маникюре не нуждаемся!
Ответ: Ноготки или календула
Просто потрясающе! Найдите последнее в нашем сегодняшнем списке растение!
помогает при простуде — часто применяется календула от кашля,
снимает воспаления и хорошо помогает при стоматите, ангине,
благотворно воздействует на желудок и кишечник
останавливает кровотечения и заживляет повреждения кожи;
повышает иммунную сопротивляемость и улучшает тонус организма;
Вот и закончилась наша игра на моей станции! Давайте свою дорожную карту, я поставлю вам звездочку, которая скажет о том, что вы успешно отгадали все загадки на моей станции. Я прощаюсь с вами! Вас ждут следующие испытания!
Игровое оборудование:
1. Стол
2. Карточки с цветными картинками (фото) лекарственных растений
3. Костюм доктора Айболита
Станция №3 «Чудо-дерево»
Дорогие ребята!
Вы прибыли на станцию «Чудо-дерево»!
Я Веселый Гном, живу в лесу, пью медвяную росу.
Умываюсь я водой, поиграю я с тобой!
«Зазывалка»
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет!
Разные листочки,
Разные цветочки,
И плоды, и ягоды разные на нем!
Кто же его вырастил?
Может, это гном?
Оказалось, это чудо появилось неспроста.
Налетел волшебный ветер,
Перепутал все на свете
Не понять теперь никак
От какого деревца плодик и цветочек?
И какие листики вылезли из почек?
Вы, ребятки, не зевайте,
И загадки отгадайте:
Что за дерево узнайте,
И какой его листок?
И какой его цветок?
И плоды, и семена!
Все на место разложите,
Ветерок вы проучите!
Загадки про деревья
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки.
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки!
(Березы)
(Дети подбирают к дереву листок, цветок, плод). Веселый Гном подбадривает и одобряет детей.
Он - могучий!
Крона - в тучах!
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны!
(Дуб)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но к осени их листья
И ягоды краснеют!
(Рябины)
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На один всего полет!
(Клен)
Осенью на ветке
Подрастают детки:
Все без глаз, без рук, без ножек-
Каждый как зеленый ежик!
(Каштаны)
На листочках там и тут
Фиолетовый салют!
Это в теплый майский день
Распускается …
(Сирень)
Стоит чудо-дерево,
На дереве мячики:
Летом - зеленые,
Осенью - румяные! (Яблоня)
Оборудование:
1. Картонный макет дерева с разными листьями, плодами и цветами.
2. Карточки с изображением деревьев (дуб, береза, сирень, рябина, клен, каштан, яблоня, листьев, цветков и плодов этих деревьев,
3. Оформление станции.
4. Костюм веселого гнома
5.
Станция № 4 ЭКОПУНКТ
Здравствуйте, юные знатоки природы! Я Главный помощник Чистюлькин!
Мы живем с вами на красивой планете – Земля. И на нашей планете может случится большая беда. Люди выбрасывают огромное количество мусора, загрязняя нашу природу. Много мусора в наших лесах, парках, даже около наших домов. Люди наверно забыли о том, куда мы должны выбрасывать мусор? А вы знаете? (в контейнеры, на помойку). И не просто в контейнер, а в разные контейнеры для разных видов отходов. Это необходимо для последующей переработки мусора на заводе. Какие вы знаете виды отходов. Банки, бутылки, пластик, газеты и т. д.
Сейчас я вам покажу картинки с изображением разных отходов. Вам предстоит правильно распределить отходы по контейнерам, стараясь не перепутать. Все отходы идут на специальные перерабатывающие заводы. Одни заводы перерабатывают стекло, другие бумагу и так далее.
Работайте в команде, помогая друг другу. Важна не скорость, а правильность выполнения задания. За это вы получите звездочку Юного знатока природы.
Выполнение задание.
Молодцы! Вы справились с заданием и сделали первый шаг к спасению нашей планеты Земля.
Давайте беречь планету. Во всей вселенной прекрасней нету!
Ребята, вы заслужили почетную звездочку Юного знатока природы. Я наклеиваю вам на маршрутную карту.
Счастливого пути!
Станция №5 ВЕРШКИ И КОРЕШКИ
Здравствуйте, юные знатоки природы! Я рада вас приветствовать на игровой станции «Вершки и корешки». Я огородник, люблю выращивать РАЗНЫЕ ВКУСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ овощи.
Ребята, какое наступило время года? (Осень) Правильно!
- Что нам осень принесла?
Яблоки румяные и сладкий мед!
Что нам осень принесла
Разных овощей полный огород!
Мы поговорим с вами про овощи. Какие овощи растут на огороде? (морковь, капуста, горох….) Правильно, ребята!
Вы заметили, что одни овощи растут на земле, а другие прячутся в земле.
Внимание, вот вам задание! Я буду бросать вот эту замечательную морковку каждому знатоку природы, а вы должны поймать и бросить его мне обратно в руки. Но в начале нужно правильно назвать овощ. Например, я говорю «вершки» - знаток называет мне «капуста», за правильный ответ ловит морковку и возвращает мне обратно.
Вершки: горох, помидор, огурец, перец, баклажан, кабачок,
Корешки: картофель, морковь, свекла, редис, репка, брюква, чеснок, лук.
Молодцы, юные знатоки природы. Получите заслуженную награду. Звезду «Юного знатока природы!»
До свидания, до следующих встреч.
Игровое оборудование:
1. Любой овощ (мягкий) вместо мяча
2. Костюм огородника
P.S.
Игру можно усложнить. Огородник встает в круг вместе с детьми. Игрок, правильно назвавший овощ встает на середину, загадывает «вершок» или «Корешок» и бросает следующему игроку. В результате - каждый может побыть огородником.