Светлана Сергеевна Галкина
Сценарий экологического досуга «Приключения на лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель досуга :
- обобщить знания детей о мире цветов и насекомых, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности ранее.
Предварительная работа:
Экологический проект «На майской тропе» https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-na-maiskoi-trope.html
Ход викторины:
Досуг проходит на улице. Если не позволяют погодные условия, то в группе создаются декорации майского луга.
Публикация «Сценарий экологического досуга „Приключения на лесной полянке“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2015
Действующие лица : Воспитатель,дети, сказочный персонаж Дуремар.
Воспитатель:
Дорогие ребята! Сегодня мы отправились с вами в путешествие! Мы пришли на лесную полянку. И здесь мы с вами окунёмся в богатый, прекрасный и бесконечно- разнообразный и удивительный мир природы. Да, да, даже на этой небольшой полянке находиться целый мир! Ведь где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства!
Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами : «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…»
Мы сегодня с вами проведё м викторину: «Путешествие в мир цветов и насекомых». Мы разделимся на две команды. Правила поведения во время викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правильный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя.
Разделимся на команды:
1 команда «Фиалки».
2 команда «Ландыши»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это там ловит бабочек сочком?
Дети: Это же Дуремар из сказки про Буратино!
Воспитатель: Посмотрите, он же давит и траву и цветы!
Дуремар: Да! Сейчас всех бабочек переловлю и тогда и за стрекоз примусь!
Воспитатель: Ребята, давайте пригласим Дуремара к нам на викторину и объясним, почему нельзя этого делать!
Дети: А если он не захочет нас слушать?
Воспитатель: Мы пригласим его красиво и вежливо, мы покажем ему, что можно быть добрыми и желать помочь ближнему. И тогда он нас послушает и не будет вредить природе.
Дети: (помощью воспитателя) :Здравствуй, Дуремар! Все ребята хотят тебя пригласить к нам в гости и рассказать тебе про удивительный мир цветов и насекомых. Мы будем рады тебе помочь узнать что-то новое. И,ещё, поиграем вместе!
Дуремар: Здорово, я согласен!
Воспитатель: Ну вот, ребята, у нас ещё и появились гости на викторине, будет ещё интересней! Начнём.
1 задание. Дидактическая игра «Что? Где? Когда?»
Блок «Цветы».
1. Цветы относятся к растениям или животным?
2. Как называются цветы, которые разводит человек?
3. Где выращивают цветы зимой?
4. Почему в южных странах цветы цветут круглый год, а в нашей стране нет?
5. Как называются цветы, которые растут на лугу? В лесу? В поле? В воде? Только в доме?
6. Как называются цветы из которых делают лекарства?
7. Назовите части цветка.
8. Какие цветы расцветают весной раньше других?
9. Чем цветы отличаются друг от друга?
10. Какие изменения происходят с цветком в процессе его развития?
11. Почему люди так любят цветы?
12. Что было бы, если бы с Земли исчезли все цветы или вся Земля покрылась бы одними цветами?
Блок «Насекомые»
1. Кто из насекомых живёт большими семьями?
2. Какое насекомое можно назвать ночным фонариком?
3. Какое насекомое живёт, только когда ему хорошо?
4. Стенки гнезда какого насекомого напоминают бумагу серого цвета?
5. Как муравьи находят дорогу к муравейнику?
6. Как муравьи отличают «своих» от «чужих»?
Подсчёт баллов.
Задание 2. «Угадай цветок леса, сада, луга, дома».
Воспитатель. Ребята, узнайте и назовите цветок. Слушайте внимательно.
1. Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички.
(Ромашки).
2. Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной :
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш).
1. Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом!
(Незабудка)
2. Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца!
(Нарцисс).
3. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан)
4. Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинка).
5. Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Цветы)
6. Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
(Кактус)
7. По утрам мои цветки
Неказисты и мелки,
Зато ночью аромат
Наполняет целый сад!
(ночная фиалка)
8. Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь я горделивым
Алым петушком (мак) Подсчёт баллов.
Задание 3. «Угадай насекомое». Воспитатель. Ребята, узнайте и назовите насекомое. Слушайте внимательно.
1. Пришли мужики без топоров,
Срубили избы без углов.
(Муравьи)
2. Ниток много-много,
А в клубок не смотает,
Одежды себе не шьет,
А ткань всегда ткет.
(Паук)
3. Что за пуля – летит и жужжит?
(Жук)
4. Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)
5. Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)
6. Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться.
(Комар)
7. С ветки — на тропинку,
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка,
По травам и былинкам –
Перепрыгнет и тропинку.
(Кузнечик)
8. Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а как обидишь – ужалят.
(Осы)
9. С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу,
Мед вожу.
(Пчела)
10. Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом – в тысячу окон!
(Муравейник)
Подсчёт баллов
Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы).
1. Какое растение может вас обжечь? (Крапива).
2 Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).
3. Время года, когда просыпается природа? (Весна).
4. Кто является санитаром леса из насекомых? (Муравей).
5. Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха).
6. Гирлянды маленьких, беленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ядовитая ягода. Что за растение? (Ландыши).
Задание5. «Найди причину» и доскажи предложения.
1. Все цветы на клумбе завяли, потому что …. (их долго не поливали, стояла жара).
2. Стебли растений были тонкими, слабыми, цветки мелкими, потому что….(их не удобряли, не подкармливали)
3. Летом пчёлы заготавливают мёд, потому что (много пыльцы)
4. Липа называется медоносной, потому что (пчёлы питаются её пыльцой)
5. Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что. (насекомые исчезают)
6. Пчёлы и шмели роем летали над кустами жасмина, потому что. (собирали пыльцу)
Воспитатель: Послушайте стихотворение об одном очень трудолюбивом насекомом:
- Вот в лесочке, на пенё чке выросла большая кочка:
Муравьиный это дом и жильцов без счёту в нём;
Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут.
То травинку, то личинку вместе тащат по тропинке.
Этот город муравьиный, охранять должны мы с вами.
Музыкальная пауза песня «Не обижайте муравья» (дети танцуют)
Задание 6. «Сказочные объявления» Вы должны догадаться, какое насекомое написало это объявление, и изобразить его.
- «Друзья, кому нужен мёд, обращайтесь ко мне». (Пчела)
- «Свяжу красивую и надёжную шаль». (Паук).
- «Я самая обаятельная и привлекательная! Поскачу, пропою,так и лето проведу!» (Стрекоза).
- «Я очень люблю пыльцу. Пригласите меня, ребята, в цветник». (Бабочка)
Подвижная игра «Садовник»
Задание7 Воспитатель: Ребята, вы должны описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия по рисункам с (графическим) изображением правил.
Если мы не будем выполнять эти правила, то можем нанести вред окружающей природе.
Рис. 1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!
Рис. 2. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
Рис. 3. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву. От этого погибают насекомые и растения!
Рис. 4. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
Рис. 5. Не лови бабочек, кузнечиков и других насекомых!
Рис. 6. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
Рис. 7. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Воспитатель подводит итоги викторины. Награждение команд.
Воспитатель:
Мы любим все лес в любое время года,
Мы слышим ручеек медлительную речь.
Все это называется природа,
Давайте же, всегда ее беречь!
В лучах ромашки солнечного света,
Такие, что светлей, на свете нет.
Природой называется все это,
Дружить с ней будем много лет.
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора прощаться с нашим гостем возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну.
Дети : До свидания, Дуремар!
Воспитатель: Приходи к нам ещё и приводи к нам в гости Карабаса, мы ему расскажем, как надо обращаться с детьми и почему нельзя их бить!
II часть проводиться после полдника: Физкультминутка
Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
Чтение познавательно-экологической сказки «Встреча на лугу» [ист. 2,стр63]
Вопросы после прочтения [ист. 2,стр. 65] Обсуждение и заключительная беседа.