Татьяна Прохорова
Сценарий внеклассного мероприятия «Школа вежливости» (посвящённая Всемирному Дню «Спасибо»).
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни. Познакомить с историй слова «спасибо».
Расширить понятие детей о культуре поведения.
Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.
Ход занятия:
I. Вступление.
История слова «СПАСИБО».
1 В: Дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашей викторине, посвященной Всемирному Дню «Спасибо». 11 января отмечали всемирный день «спасибо».
Публикация «Сценарий внеклассного мероприятия „Школа вежливости“ (посвящённая Всемирному Дню „Спасибо“),» размещена в разделах
- Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День «спасибо», 11 января
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день «спасибо».
2 В: В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить» : они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!». Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».
1В: Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи.
2В: Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.
Как случается, что один человек благодарный, а другой - нет? Отчего это зависит? От ума, сердца, воспитания?
1В: Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов». Подарок, что так актуально в праздники, тоже порой служит достойным способом отблагодарить. Но чаще всего мы говорим это простое слово с таким великим значением - «спасибо».
День спасибо - это праздник
Тех, кто вежливым смог стать,
Поскорее ставьте чайник,
Будем праздник отмечать.
Всем желаем мы здоровья,
Много радости, успеха,
Мира, вечного раздолья,
Озорного счастья, смеха.
Пусть всегда, везде и всюду
Вам спасибо говорят,
Пусть фортуна в жизни будет
И дни культурные царят!
***
Не забудьте в день спасибо
Благодарность всем дарить,
Пусть культуры вечной глыба
Будет в жизни век царить.
Будьте счастливы, любимы,
Уважайте всех всегда.
Как удача - пусть не мимо,
Будет мир у вас тогда!
Мы желаем вам успехов,
Пусть спасибо будет рядом,
Пусть уйдёт с пути помеха,
И культурным быть всем надо!
II .Представление членов команд и жюри.
2 В: Итак, у нас собрались две команды: команда «Улыбка» и команда «Радость»
Оценивать наш конкурс будет наше жюри –Таня Фурсова, Настя Битюцких, Ермолов Сурач. Итак, мы начинаем!
III. Вопросы и задания викторины.
1 Ведущий: 1 раунд: «Вопрос-ответ».
Каждой команде поочередно задается вопрос. Если 1-я команда не отвечает на вопрос, то он передается 2-ой команде.
1) Какие слова мы говорим друг другу при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь?»)
2) Какие слова мы говорим друг другу при расставании?
(«До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)
3) Какие слова мы говорим друг другу во время завтрака, обеда, ужина?
(«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)
4) Какие слова мы говорим перед сном друг другу?
(«Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов» «Сладких снов»)
5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?
(Извинится и помочь встать.)
6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?
(Попросить вежливо : «Дай пожалуйста»)
2 Ведущий: 2 раунд «Рыцарский этикет».
Задание команде «Улыбка» - инсценировать ситуацию : в автобусе сидят папа с сыном, мест свободных нет, в автобус входят мама с дочкой. Каковы дальнейшие действия?
Задание команде «Радость» - инсценировать ситуацию : Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному было 8 лет, а другому 11 лет. ( Ответ: уступит тот, кто вежлив.)
1 Ведущий : 3 раунд «Ситуации».
Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоя-тельные.
А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.
Первая ситуация- команде «Улыбка»
Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.
Пусть Настя будет мамой, а Серёжа и Даша - её дети. Вы собираетесь в гости. "Мама" должна объяснить "детям", как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
Вторая ситуация- команде «Радость»
Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
Третья ситуация- команде «Улыбка»
Мальчики едут в автобусе. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать?
Четвертая ситуация-команде «Радость»
Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.
"Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал". (Ответы-при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.)
2 Ведущий: 4 раунд «Загадки».
А теперь я буду читать загадки, а вы, когда нужно вставляйте отгадки -вежливые слова (хором).Каждой команде по 7 загадок. Начинаем с команды «Улыбка»
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»(Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»(Здравствуй)
К осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»(До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»(Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»(Спасибо)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»(Добрый вечер)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»(Спокойной ночи)
Загадки для команды «Радость»
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»(Будь здорова)
Говорит Лиса Матрё на:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»(Пожалуйста)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»(после вас)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»(Доброго пути)
Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом (Добро пожаловать)
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши (представиться)
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»(познакомиться)
- Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.
1 Ведущий: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Глаза у Саши велики,
Наш Саш близорукий.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: "Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!"
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда,
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
2 Ведущий: 5 раунд «Подумайте!»
Задание для команды «Улыбка»
Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".
Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
"Извините, я ошибку признаю".
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
"Извините, я немного опоздал".
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
- Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?
А теперь задание для команды «Радость» послушайте следующее стихотворение С. Погорельского "Перестарался".
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
- Что с тобой! - вскричала мать, -
Заболел сыночек?.
- Я забыл тебе сказать:
"Мама, доброй ночи".
-А этот мальчик вежливый? Кто из вас тоже так поступает?
1 Ведущий: Задание для команды «Улыбка»
По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала.
"У вас книга упала!"- закричал мальчик, догоняя прохожего.
"Разве?" - удивился тот.
"Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре".
"Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил".
- О каких правилах говорил старичок?
(Извините, у Вас упала книга. Разрешите, пожалуйста, я подниму ее.)
Задание для команды «Радость»
Как вы поступите?
Во время урока со стола учителя падает ручка или карандаш.
(Если учитель не заметил этого, или у него нет времени ее поднять, нельзя самому вставать с места для того, чтобы помочь учителю).
Как тогда поступить? Вам же очень хочется помочь учителю! И это правильное ЖЕЛАНИЕ!
(Поднять руку, спросить разрешение о помощи, поднять, сказать: «Возьмите, пожалуйста!».
2 Ведущий: 6 раунд-Игра «Вежливо -невежливо”.
Вопросы задаются поочерёдно обеим командам.
Правила: Если я читаю о вежливом поступке-вы хлопаете в ладоши.
Когда я читаю о невежливом поступке-вы топаете ногами.
Итак, начинаем!
- Поздороваться при встрече +
- Толкнуть и не извиниться -
- Свистеть, кричать, шуметь в школе. -
- Уступить место старшим. +
- Не вставать на обращение учителя. -
- Помочь подняться по лестнице. +
- Попрощаться уходя. +
-Если ты на именины к другу близкому пришёл,
Для веселья есть причина, ногу положи на стол.
В светлый праздник, День рожденья
Друга ты облей вареньем.
- Если ты пришёл к знакомым — не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
- Если к папе или маме тётя взрослая пришла
И ведёт какой—то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
-Вот отличница соседка не дала тебе списать,
Настроение упало, схлопотал ты 2 опять.
Эту девочку прости и сюрпризом угости.
Ни конфеткой, ни ватрушкой — положи в портфель лягушку.
-Если лужа на дороге, рядом девочка идёт.
Ты представь, что ты не мячик — реактивный самолёт.
С визгом ты промчись по лужам.
Поиграть ребёнку нужно.
Я стихи вам почитала
Можно и похохотать,
Эти вредные советы
Запрещаем выполнять!
1 Ведущий: 7 раунд «Знатоки Вежливости»
И опять мы поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – молчите.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром» скажет твердо? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (Не я)
У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас молчит как рыба
место доброго «спасибо»? (Не я)
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает? (Это я, это я, это все мои друзья)
2 Ведущий: 8 раунд «Музыкальный».
Команде «Улыбка» вместе дружно спеть и станцевать песню «Настоящий друг», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Команде «Радость» спеть песню «От улыбки станет всем светлей».
1 Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы вам предлагаем посмотреть и потанцевать всем вместе под клипы детской группы «Барбарики.»
2 Ведущий: Ну, вот и подошла к концу наша викторина. Жюри подсчитало очки и мы сейчас узнаем какая команда победила в нашей викторине. (Слово жюри).
1 Ведущий: Я надеюсь, что вы теперь всегда будете вежливыми людьми. Сейчас мы с вами произнесём волшебную клятву. Прошу всех встать.
Клятва: (Ведущие хором читают по одной строчке, а обучающиеся
повторяют за ними)
Клянемся вежливыми быть.
Всегда «спасибо» говорить.
«Добрый день» и «до свидания»,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
2 Ведущий: Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.