Сахаяна Иванова
Сценарий внеклассного мероприятия «Русский чай»
▼ Скачать + Заказать документы
вечер русского языка
Участники: учитель, учащиеся 6 класса, ведущий-помощник, коробейники (ведущий-помощник и коробейники могут быть учениками из других старших классов, гости (учителя-предметники, родители (по желанию).
Тема: «Русский чай»
Цели: Познакомить учащихся с русскими обычаями, приобщить к культуре русского народа, прививать любовь к русскому языку. Воспитывать чувство коллективизма, воспитание дружбы и уважение друг к другу.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чай, чайные листья
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оформление: Зал оформляется красочным плакатом, на котором большой самовар и надпись: "Добро пожаловать на русский чай". Ребята, учитель, ведущий-помощник, коробейники одеты в русские национальные костюмы.
Столы сервируются в русском стиле : самовары, чайная посуда, угощения. Вывешиваются плакаты с пословицами о чае:
• Чай не пьёшь- откуда силу возьмёшь?
• Выпей чайку - позабудешь тоску.
• За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем.
• Пей чай, не вдавайся в печаль.
Сценарий вечера «Русский чай»
Слайд № 1 (число, надпись «Вечер русского языка»)
Слайд № 2 (Самовар и чашка чая)
Учитель: здравствуйте, дорогие ребята, гости дорогие! Скажите, ребята, что вы видите на экране? Что вы видите вокруг себя? Правильно, картинку с самоваром, с чаем, пословицы о чае. Значит, сегодня мы о чем будем говорить? Правильно, о чае! А если мы все оделись в традиционные одежды русского народа, тогда, как будет звучать тема нашего сегодняшнего вечера. Молодцы! «Русский чай»
Ведущий-помощник: Приглашая в гости, мы любим угощать чаем. Русский чай - основа русского гостеприимства.
Учитель: И немного из истории чая. Слайд № 3 (М. Ф. Романов)
В Европу первый чай привезли в 1610 году голландские путешественники.
Ведущий-помощник: Одной из первых европейских стран, познакомившихся с чаем, была Россия. В 1638 году царь Михаил Романов отправил подарки Монгольскому хану Кучкуну. Хан в свою очередь послал в подарок Московскому царю 200 пачек чая весом до тысячи фунтов!
А вы знаете, что означает слово «фунт», давайте уделим минутку на словарную работу. Слайд №4 (словарная минутка)
Фунт (от лат. pondus – вес, гиря) – единица измерения массы.
По Ожегову:
• Фунт – Денежная единица в некоторых странах.
• Фунт Соответствующая старинная мера веса.
• Фунт Английская мера, равная 453,6 г.
• Фунт старая русская мера веса, равная 409,5 г
Слайд №5
Учитель: Попробовал царь Михаил Федорович (портрет на слайде) неизвестный до того времени напиток и сказал: "Хорошо питие. Ещё!". Это и было первое чаепитие на Руси.
Ведущий-помощник: "Хорошо питие!" - сказал Русский царь. "Хорош чаёк!" - говорят сейчас.
Давайте же и мы приступим к чаепитию. Наливайте, пожалуйста, себе чай. Угощайтесь пряниками, булочками, разными сладостями.
Слайд № 6.
Вместе: приятного чаепития!
Учитель: Дорогие друзья! А что такое улыбка? Улыбка – украшает человека. Улыбка – приносит счастье и удачу в жизни. Давайте, сейчас послушаем песню "Улыбка" из мультфильма «Крошка Енот»
Слайд № 7. Прослушивание песни «Улыбка».
Ведущий-помощник: Улыбайтесь чаще…
Учитель: Улыбайтесь – всегда!
Ведущий-помощник: Улыбайтесь и сегодня!
Учитель: И пусть улыбка не покидает Вас весь вечер.
Ведущий-помощник: Сегодня мы собрались здесь не только пить чай, но и веселиться, играть, петь песни и многое другое.
Учитель: Вы станете участниками весёлых конкурсов. Победителей ожидают призы. Наш главный приз - каравай дружбы. (каравай находится в центре стола)
Ведущий-помощник: Итак, если уж мы начали вечер со стола давайте, проверим, насколько хорошо вы знаете названия русских национальных блюд.
Слайд № 8 Задание I.
I задание. Каждый стол должен назвать не менее трёх русских национальных блюд. Повторяться нельзя.
После угадывания блюд. Давайте, посмотрим какие разновидности русской национальной кухни есть?
Ответы (Слайд № 9, 10) : щи, уха, рассольник, борщ, пельмени, блины, пироги, оладьи, ватрушки, пышки, кулебяки, пончики, окрошка, холодец (студень, каша и т. д.
Слайд №11. Прослушивание песенки о дружбе из мультфильма «Тимка и Димка»
Учитель: О чем поётся в песне? Правильно, о дружбе. Следующее наше задание на знание пословиц о дружбе; Каждый стол называет пословицу на данную тему.
Дети отвечают.
Вот мы назвали разные пословицы о дружбе. И каждая из них учит нас быть дружными и дорожить дружбой. Ведь у кого много друзей, тот самый богатый человек.
Слайд № 12. Под звуки песни "Эх, полным полна, моя коробушка" входят коробейники. В лотке у одного задания, у другого- призы.
Коробейники: Подходите, не стесняйтесь, стать счастливым попытайтесь! Кто выполнит задание, получит приз.
Задания.
1. Продолжите пословицы о языке:
- слово не воробей, … (вылетишь – не поймаешь)
- не храбрись словом, … (а покажи делом)
- меньше говори - … (больше дела твори)
- сначала подумай - … (потом говори)
- от доброго слова… (язык не усохнет)
2. Быстро проговорите следующие скороговорки
• На дворе трава, на траве дрова.
• Кукушка кукушонку купила капюшон, а в капюшоне он смешон.
• Ткёт ткач ткани на платок Тане.
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• От топота копыт пыль по полю летит.
3. А теперь, друзья, отгадайте нам загадки:
- Заплелись как густые травы, закудрявились рога, да и сам я весь кудрявый, даже с завитком рога. ( Ответ: Баран)
- Еду, еду – нету следу. ( Ответ: Лодка)
- Без рук, без топора, построена изба. ( Ответ: Гнездо)
- Кто в год по четыре раза переодевается? ( Ответ: Земля в разные времена года)
- Нас семь братьев. Летами – равные. А именами разные. ( Ответ: Дни недели)
Награждение выступающих сопровождаются репризами:
- Мне понравились ребята, одарю я их богато.
- Вы, ребята, молодцы! Вот попробуй – огурцы!
- Вам я тоже за участие подарю призы на счастье.
- Поиграл ты хорошо, будь активен так еще!
- И последний наш подарок достается - Сардане!
При выходе:
- Вот и кончились задания, говорим всем до свидания! (Коробейники махают руками на прощанье и уходят).
Учитель: «В гостях у сказки…» Слайд № 13 – по ключевым словам вы должны угадать название русских народных сказок.
- старушка, старик, яйцо, мышка, курочка… (Курочка Ряба) слайд №14
- старик, старуха, тесто, метёт, сметана, дорога, заяц… (Колобок) слайд №15
- старик, внучка, старуха, собака, мышка, репа (Репка) слайд №16
- Иванушка, сестрица, гуси, печка, яблоня (Гуси-лебеди) слайд №17
- заяц, не хвост а хвостище, тетка ворона, хваста (Заяц – хваста) слайд №18
- старик, старуха, Иван, братья, чудо-юдо (Иван – крестьянский сын и чудо-юдо) слайд №19
- печка, щука, прорубь, ведра, царь (Емеля) слайд №20
- сестрица, Иванушка, козлёночек, речка, копытце (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) слайд №21
- Иван-царевич, стрела, лягушка, Василиса-Премудрая (Царевна-лягушка) слайд №22
- муха-горюха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лиса-краса (Теремок) слайд №23
Ведущий-помощник: А сейчас обратимся мы к истории и проведем его в виде блиц-опроса. Я держу в руках карточки с вопросами, вы выбираете одну из них и сразу отвечаете:
1. Когда празднуют День славянской письменности? (11 (24 по новому стилю) мая) Слайд № 24
2. Когда отмечается день русского языка? (6 июня – день рождение А. С. Пушкина) Слайд № 25
3. Когда основана первая школа в Вилюйском улусе? (1829 г. - первая казачья школа) Слайд № 26
4. Назовите год основания Народной библиотеки в Вилюйске? (1898 год) Слайд № 27
5. В каком году основана наша школа? (1931 г. – первая начальная школа)
Учитель: Мы все сегодня собрались за столом пить чай. А у русского народа за столом какая традиция? правильно, петь песни. Русский народ всегда : и в горе, и в радости поет песни. Давайте же и мы для разминки начнем игру «Споемте, друзья». Участвуют все!
Задание такое: Я читаю строку из песни, а вы должны продолжить слова и спеть.
«В траве сидел кузнечик…» В траве сидел кузнечик
Совсем как огуречик
Совсем как огуречик
Зелененький он был… Слайд № 30 (прослушивание песни и пение)
«Чунга-чанга…» … синий небосвод
Чунга-чанга лето круглый,
Чунга-чанга весело живем,
Чунга-чанга песенку поем. Слайд № 31 (прослушивание песни и пение)
«Антошка, Антошка…» Пойдем копать картошку,
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку,
Тили-тили, трали-вали
Это мы не проходили,
Это нам задавали,
Парам-пам-пам Слайд № 32 (прослушивание песни и пение)
«Я на солнышке сижу…» Я на солнышко гляжу,
Все сижу и сижу, и на солнышко гляжу
Я на солнышке сижу и сижу и на солнышко гляжу Слайд № 33 (прослушивание песни и пение)
«По синему морю в зеленой земле.» Плыву я на белом своем корабле,
На белом своем корабле… Слайд № 34 (прослушивание песни и пение)
«Ой, цветет калина…» В поле у ручья, парня молодого полюбила я…
Парня полюбила на свою беду…
Не могу открыться, слов я не найду… Слайд № 35 (прослушивание песни и пение)
«Валенки да валенки…» Ох, да не подсшиты стареньки.
Ах, ты, Коля, Коля, Николай.
Сиди дома не гуляй… Слайд № 36 (прослушивание песни и пение)
«Ничего на свете лучше нету…» Чем бродить друзьям по белу свету, тем кто дружит не страшны тревоги, нам другие дороги дороги. Нам другие дороги дороги. Слайд № 37 (прослушивание песни и пение)
Учитель: Дорогие друзья! Сегодня среди нас присутствуют те, у кого день рождения в этом месяце. Давайте поздравим их. Это Семенова Альбина и Львов Виталий. Как раз их день рождение на этой неделе. Поздравляем их и дарим в подарок песенку крокодила Гены. (Слайд № 38 Звучит "Песенка крокодила Гены")
Настало время подвести итоги.
Ведущий-помощник: Как вы думаете, ребята, а кто заслужил праздничный каравай?
Учитель: Дорогие гости! Надеемся, что вы не скучали на нашем вечере. Все участники были активными, показали хорошие знания. Поэтому по праву наш каравай выиграли ВСЕ. Победила дружба. И сейчас мы его разделим, право разрезывания каравая-торта дается Альбине и Виталию. (Звучит музыка. Каравай разрезается, каждый стол получает часть).