Валентина Владимирова
Сценарий внеклассного мероприятия для детей 1–4 классов «Героями своими славится Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Герой. Героизм. Что скрывается за этими вроде бы простыми, и в то же время великими словами? Какое значение они имеют для людей? В чем героизм человеческой личности? И нужно ли об этом говорить с детьми? Наверное, нужно.
Ведь нет современной личности без знаний истории своей страны, народных традиций, уверенности в правоту дела, ради которого люди шли и идут на подвиг, веры в справедливость и правду. Ещё со времён былинных богатырей служение Родине, Отчизне у нас, у русских, считается одним из самых почётных занятий. Стоять на страже мирной жизни своего народа, хранить честь и достоинство своего Отечества - благородная и почётная роль. Так было всегда.
Публикация «Сценарий внеклассного мероприятия для детей 1–4 классов „Героями своими славится Россия“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2020
Программа внеклассного мероприятия основана материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся начальной школы усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности русской культуры, преобразуя духовный мир ребёнка, его душевное состояние.
Цель: формирование представления о понятии «Герой», «Героизм», воспитание чувства патриотизма на примерах героических страниц отечественной истории.
Задачи: познакомить с историей героического прошлого нашей Родины;
воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
вызывать чувство сопереживания - освободителям земли Россошанской;
вызвать желание заниматься краеведческой работой, укрепить уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны;
побуждать к чтению книг о славном прошлом нашей земли, о героях страны, героях земляках.
Предварительная работа:
1 этап. Из детей 4-х классов выбираются «корреспонденты», производящие опрос среди детей начальной школы.
2 этап. Каждый класс готовит небольшую постановку на заданную тему.
3 этап, заключительный.
Форма проведения: концерт с элементами литературной композиции.
Метод реализации: групповая и индивидуальная работа учащихся.
Музыкальный материал дан в приложении №3
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! На прошлой неделе мы провели среди вас опрос. И на вопрос «Кого я считаю героем?», «Кого мы называем героем?», слышали разные ответы:
- Бэтман, Роблокс, Капитан Америка и Халк, Человек Паук, Маленькие герои в масках Амайя, Коннор и Грег…
Конечно, никто не отрицает современных компьютерных технологий, и, здорово, что вы разбираетесь в них и пользуетесь ими. Но ведь эти герои, пусть и очень сильные и отважные, но не реальные, придуманные. И спасают они несуществующий, виртуальный мир.
Но есть и другие герои, реальные, о которых написаны рассказы, стихи, песни, былины. Им посвящены даже целые поэмы, сняты кинофильмы. Герои, которыми славится Россия. Они жили и живут среди нас и рисковали жизнью своей для того, чтобы мы с вами тоже жили.
1Ведущий: О подвигах - стихи слагают.
О славе – песни создают
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!»
Ребенок: Проходят столетья, мелькают года.
Родную страну защищали всегда!
И с самых далеких времен было так:
Забудь обо всем, коль приблизился враг!
Крестьянин, рабочий бросали дела,
Когда их защиты Россия ждала!
Ребенок: Про подвиги павших, победы живых
Услышите вы от людей пожилых,
Про то, как сражались в Афгане, Чечне,
Как выжили в этой безумной войне.
Как были достойными званья бойца,
Вам юноши будут твердить до конца.
Защитники нашей прекрасной страны,
Вы дороги нам и безумно нужны!
Песня «Защитники Отечества»
2 Ведущий: За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками.
Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество.
Музыка Живая вода. «Земля русская»
1 блок. Старина – старинушка.
Ребёнок: Седой истории страницы,
Нарушив вечности покой,
Листаем трепетной рукой.
Мелькают даты, чьи-то лица…
Цари, сраженья, полководцы, Триумф победы, шумный пир,
Тот — в битве пал, а тот — кумир
Музыка «Богатырская наша сила»
Сценка «Три богатыря»
Ребенок: Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные края,
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.
Ждут победы России Святые,
Отзовись, православная рать!
Где Илья твой и где твой Добрыня?
Сыновей кличет Родина-мать.
(на сцену выходят три богатыря)
Илья Муромец: Я из города, из Мурома.
Из села того Карачарова.
И зовут меня Илья Муромец
(отдает поклон)
Я стоял за Русь много лет и зим,
Не жалея сил и времени.
Чтобы Русь никогда, на все времена,
Воевать, разорять было некому.
А кто помнит имена моих друзей, что бились со мной за Русь-матушку?
(Дети отвечают: Добрыня Никитич и Алеша Попович)
Илья Муромец: Правильно, вот и они!
(Под музыку входят Алеша Половин и Добрыня Никитич.)
Алеша Попович: Я Алеша Попович по имени, из Ростова Великого города. А товарищ мой — Добрыня Никитич!
(отдают поклоны)
Илья Муромец: Да, жизнь сейчас хорошая,
Согласись со мной, Алеша.
В мире тишь и благодать,
Отдыхает наша рать.
Алеша Попович: С нами наша силушка,
Храбрая дружинушка.
Только пусть нос сунет враг
Покажем ему что и как!
Добрыня Никитич: Чтобы спали сладко люди,
Мы на страже мира будем
День стоять, и ночь стоять,
В стране пусть будет благодать.
Илья Муромец: Русь всегда была сильна,
Неприступна как стена!
Армией своей гордится
Наша крепкая страна.
Алеша Попович: Наготове мечи наши
За Русь ляжем, только скажут.
Добрыня Никитич: А если в поход Россия позовёт.
Все встанем в строй
Пойдем в священный бой.
Илья Муромец: Но надеемся мы очень:
В мире будем дальше жить.
И мечи наши литые
Не придется нам точить!
Уходят
Звучит Живая вода. «Земля русская»
Ребенок: Под звездным небом спит седой ковыль, На поле спящее ступает с войском снова
Князь Александр. Святой России быль.
Сценка «Александр Невский»
Изба князя.
Решительным шагом с мечами, в шлемах входят князь и два советника, кладут оружие, шлемы на лавку и садятся (на столе карта)
Князь решительно: Тысячи татар идут на Русь… налетают они словно вороны, грабят русичей, да с добычею бегут в своё логово, не нужна им земля наша русская.
1Советник: (карта, показывает) А вот с запада идёт сила черная, сила хитрая и расчетливая,
2Советник: Сулят князьям русским короны и золото,
Князь (стучит по столу): за отступничество от веры православной!
(руку на карту) за отдание земли отеческой …
Стук в дверь
Охрана: Князь! Послы римские.
Князь: Принимай!
(послы проходят к князю, кланяются, князь с советниками выходят на встречу)
Послы из Рима: (читают свиток) Папа Римский так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших, чтоб ты послушал наше учение о законе Божьем…
Князь совещается с боярами
Князь: «Мы! веру православную… хорошо ведаем! а от вас учения… не принимаем“!
Так, что просим вас, не прогневайтесь!
Грозно указывает рукой на дверь. Послы с поклоном уходят.
Охрана: Князь! Дружина твоя! (охранник бьёт копьём об пол, делает шаг вперёд)
Входят 2 дружинника. Кланяются. Князь выходит навстречу, советники встают.
Дружинники 1: Князь! Вели слово молвить.
Князь: Говори!
Дружинники 2: Татары Киев жгут, скоро и до земель Новгорода дойдут.
Дружинники 1: Что прикажешь… княже? биться будем?.
Князь: (подумав…подходит, кладёт им руки на плечи (обнимает.) Надо выждать время… дать Руси окрепнуть, собраться с силами… (к советникам, опирается руками о стол) Будем думать, надо договориться с татарами…
Князь и советники склоняются над картой. Тихо беседуют, обдумывают план действий.
Ребёнок: В то время всю Русь татары огнём пожгли, но молитвами князя ни разу не приблизились к земле новгородской ….
(стучат, шум.) (люди (две девочки и мальчик….в тревоге, кланяются, князь поднимается)
Девочка: Корабли!
Обе девочки: Корабли идут. (Девочки испуганным голосом)
(Советники резко встают)
Князь (к советникам): к первому За шведами наблюдать! глаз не спускать!
Ко второму: Собирайте дружину!
Советники: Буде, княже! (берут мечи, шлем, убегают)
Князь: Господи! Защити Русь православную! (одевает шлем, берёт меч, уходит)
Звучит музыка из кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте, люди русские» (хор им. А. Александрова)
Ребенок: И поднялись русские знамена,
На которых лик сиял Христов,
И мечи обрушились со звоном
На обломки рыцарских щитов.
Князь воюет, не жалея жизни,
Всей душой за Родину стоит,
И любовью пламенной к Отчизне
Сердце Александрово горит!
Дружинник: (забегает в зал) Не ожидал враг, такого быстрого и решительного отпора! Неожиданно обрушилось на шведов русское войско! Смело и решительно сражался князь Александр со своею дружиной и возвратился с победой.
Князь с дружиной выходят на сцену.
Князь: Так всегда было и будет: Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!
Дружина: Слава князю! Слава, Слава, Слава!
(Все выходят за князем)
Ребёнок: Много ещё славных битв было у Великого князя Александра Невского, и ни в одной не проиграл он, но везде был победителем.
Великому князю Александру Невскому слава, и честь во веки!
Звучит мелодия песни «Шли солдаты на войну»
1 Ведущий: Петр 1 и Суворов, и Кутузов,
Героев всех не перечесть,
Мы будем помнить их всегда
И воздадим им честь.
2 Ведущий: Конечно, сила — это великая вещь! Но не всегда только сила выручала русского воина. Порою нужна была и смекалка. Помните того солдата, который старую жадную бабку кашей из топора накормил?
Сценка «Каша из топора»
Крестьянская изба.
Бабка выносит кувшин, миску и др., занимается домашними делами.
Выходит Солдат, поет песню «Солдатушки, бравы ребятушки!»
Солдатушки, бравы ребятушки
Где же ваши жены?
Наши жены — пушки заряжены,
Вот где наши жены!
Солдатушки, бравы ребятушки!
Где же ваши деды?
Наши деды — славные победы,
Вот где наши деды!
Солдат (стучит): Здорово, бабушка!
Бабка: Здравствуй, солдатик! С чем в гости пожаловал? Куда идешь?
Солдат: Иду я домой после службы военной, а к тебе зашел, потому как проголодался очень, а путь мне еще неблизкий предстоит.
Бабка: Ох, беда-беда! Накормить-то мне тебя и нечем! Пусто в избе, пусто и в амбаре! (прячет крупу)
Солдат: Это не страшно! Топор-то у тебя найдется?
Бабка: А зачем тебе топор?
Солдат: Как зачем? Кашу буду из него варить!
Бабка: Ох, и насмешил же ты меня, солдатик! Кто же из топора кашу варит?
Солдат: А ты мне принеси топорик-то, да и чугунок не забудь! Я тебя быстро научу, как кашу из топора варить надо!
Бабка приносит топор и чугунок.
Солдат: Так! Ставим чугун в печь, наливаем в него водички и кладем топор. А теперь подождем, пока водица закипит!
Бабка: Ну, что? Уже кипит?
Солдат: Еще нет! Какая ты быстрая! Подожди чуток! Ты мне лучше вот что скажи: ты кашу с пшеном любишь или без пшена? Я-то без пшена привык, кашу есть!
Бабка: Ох, а я, милый, люблю с пшеном!
Солдат: Ну, тогда неси для себя горсть пшена!
Бабка убегает за пшеном.
Солдат: Я тебя, старая, научу, как людей военных правильно привечать!
Бабка (возвращается): Держи-ка, милый? Да сыпь побольше, я крутую кашку люблю!
Солдат: А масла ты в кашу кладешь?
Бабка: А как же! Какая каша без маслица?
Солдат: Так что ж ты стоишь! А ну беги за маслом, а заодно и сахарку не забудь! Чай, кашку-то сладенькую привыкла есть!
Бабка: Ох, и не говори, милый! Грешна я, сладенькое люблю!
Приносит масло и сахар.
Солдат (пробует):
Вот теперь у нас самая настоящая каша из топора получилась! Hа-ка попробуй.
Бабка: Вкусная твоя каша! Я и не думала, что из топора можно такую сварить!
Солдат: Русский солдат на все способен: и в бою не подведет, и кашу сварит, и
(В зал): скряг да жадин проучит!
Уходят
1 Ведущий: Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней её истории, военных лет в общей сложности, было больше, чем мирных, но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли благодаря героизму народа.
2 блок «Великая Отечественная война»
Ребёнок: Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
2 Ведущий: Страшное это слово, «Война»… Пришла она и на россошанскую землю. Первые вражеские самолёты кружили над Россошью ещё зимой 1941 года
А 7 июля 1942 года немцы оккупировали город и установили свои жестокие порядки.
Жители города, не покорились врагам, не смирились: уходили в партизаны, в подполье; другие - рискуя жизнью, дома укрывали оставшихся в живых раненых красноармейцев и партизан, как могли, вредили врагам.
Ребёнок (Д. Кононенко): До войны мой прапрадедушка, Будник Егор Григорьевич, работал в совхозе «Начало» ветврачом. Так случилось, что он не ушел на фронт. Бабушка рассказывала, что он лечил не только животных, помогал и людям, передавал бинты, лекарства партизанам. Но кто-то его выдал и дедушку арестовали. В тюрьму немцы разрешали носить передачки: чистое белье, еду. В последний раз передачу не приняли, сказали, что заключенных перевели в другое место и у них есть всё ….Это было в августе 1942 года.
2 Ведущий: Нет, ребята, дедушку Даши никуда не перевели, он погиб, его расстреляли немцы, ему было 33 года.
1 Ведущий: Неизвестно по какой причине арестована и мама бывшей учительницы математики нашей школы, Журавлевой Валентины Яковлевны, Сушко Татьяна Ивановна. Она была коммунистом. А коммунистов расстреливали в первую очередь.
2 Ведущий: Их нашли позже, в мае 1943 года.
После освобождения Россоши, на поле возле нашего посёлка в районе кладбища, была обнаружена братская могила, где были казнены 87 мирных жителей. Вместе со взрослыми погибли и маленькие дети.
Все они перезахоронены в братскую могилу в селе Копанки.
1 Ведущий: Подумаешь, сколько горя принесли немецкие захватчики за шесть месяцев оккупации, страшно становится. И только массовый героизм в боях и труде, миллионы жизней – стали ценой нашей победы.
3 блок «Наша армия сильна»
Ребёнок: Пусть никто нас войной не пугает,
Не боимся угрозы войны,
Потому что мир защищает
Сила крепкая нашей страны.
Будем помнить, как наши солдаты
Победили врага под Москвой,
И громили фашистов в рейхстаге,
И с победой вернулись домой.
Песня Стану я военным (На площади гремит парад)
2 Ведущий: Герои России!
Вам вечная память!
Ваш подвиг бессмертен на все времена!
Со славой несли вы Российское знамя
И вами гордится народ и страна!
И в завершении мы предлагаем вашему вниманию подборку книг об этих героях.
Приложение 1
Художественная литература для чтения:
«Былины Илья Муромец и Соловей – разбойник» в обр. А. Нечаева
«Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче» пересказ А. Нечаева
«Линия связи» Л. Кассиль
«Александр Невский» В. Воскобойников
«Исторические повести» С. Алексеев
«Рассказы о Суворове» С. Алексеев
«Рассказы о Кутузове» С. Алексеев и другие книги С. Алексеева из серии «Детям о великих людях России».
«Рассказы о Великой Отечественной войне» С. Алексеев
«Василий Тёркин» А. Твардовский
«Сын полка» В. Катаев
«Рассказ танкиста» А. Твардовский
Приложение 2
Тексты песен:
Защитники Отечества слова и музыка И. Н. Нужины
1. Звезды на пагонах ярко светится
Снова ветераны надели ордена.
Славим мы сегодня Защитников Отечества
С нами вся Россия – великая страна!
Славим мы героев, берегущих мир.
Тех, кому дороже честь, а не мундир.
Перед всеми воинами огненных времен
Мы склоняем головы, низкий вам поклон!
Припев: Защитники Отечества – России верные сыны!
Защитники Отечества – надежный щит своей страны!
Защитники Отечества – России верные сыны!
Защитники Отечества – надежный щит своей страны!
2. Нет надежней вашего содружества
Каждый день на службе, каждый день в бою!
Даже в трудный час не теряя мужества
Грудью защитите Родину свою!
Припев: тот же
«Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня
Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто ваши отцы.
Наши отцы русски полководцы,
Вот кто наши отцы.
Наши отцы русски полководцы,
Вот кто наши отцы.
Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто ваши матки.
Наши матки белые палатки,
Вот кто наши матки.
Наши матки белые палатки,
Вот кто наши матки.
Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто ваши жёны.
Наши жены ружья заряжёны,
Вот кто наши жёны.
Наши жены ружья заряжёны,
Вот кто наши жёны.
Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто ваши детки.
Наши детки штыки, пули, метки,
Вот кто наши детки.
Наши детки штыки, пули, метки,
Вот кто наши детки.
«Стану я военным»
На площади гремит парад, Его я видеть очень рад! Родная армия идёт, Ей уваженье и почёт, Ей уваженье и почёт.
Припев: Как подрасту, то стану я военным.
Защитником Отчизны буду я.
Моё одно желанье неизменно:
Что б краше всех была страна моя!
Моё одно желанье неизменно:
Что б краше всех была страна моя!
Праздник доблести звенит,
О нашей силе говорит!
Мы не боимся никого,
Сплоченно жить нам всем легко,
Сплоченно жить нам всем легко.
Припев: Как подрасту, то стану я военным.
Защитником Отчизны буду я.
Моё одно желанье неизменно:
Что б краше всех была страна моя!
Моё одно желанье неизменно:
Что б краше всех была страна моя!
Пою об армии моей,
Нет для меня её родней.
Я, мама, скоро подрасту
И в армию служить пойду!
И в армию служить пойду!
Припев: Как подрасту, то стану я военным,
Защитником Отчизны буду я.
Моё одно желанье неизменно:
Что б краше всех была страна моя!
Моё одно желанье неизменно:
Что б краше всех была страна моя!
Литература, музыкальный материал:
«Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче» пересказ А. Нечаева
Стихотворение «Июнь. Россия. Воскресенье», автор Д. Попов
Нотные сборники песен о Великой отечественной войне.
С. С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»
Ансамбль Живая вода «Земля русская»
Интернет – ресурсы:
-
-
-
Технические средства обучения.
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран проекционный,
музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование:
музыкальный инструмент, аккордеон