Юлия Головешко
Сценарий вечера досуга для детей старшей группы «Знакомы и незнакомые русские народные музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«ЗНАКОМЫЕ И НЕЗНАКОМЫЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».
Автор: Головешко Ю. В.
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей через знакомство с русской национальной музыкальной культурой.
Задачи: *познакомить детей со старинными русскими народными инструментами;
Публикация «Сценарий вечера досуга для детей старшей группы „Знакомы и незнакомые русские народные музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
*обобщить знания об музыкальных инструментах;
* расширять знания детей о народной и композиторской музыке;
* воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.
Музыкальный репертуар : РНП «Ах, вы сени, мои, сени»;
РНП «Камаринская»;
Колокольный звон в записи;
РНП «На горе то калина»
Ход досуга:
Под звучание русской народной песни «Ах, вы сени, мои, сени» дети входят в музыкальный зал и занимают свои места.
МУЗ. РУК. (поет) : здравствуйте!
ДЕТИ: здравствуйте!
МУЗ. РУК. : сейчас вы зашли в зал и звучала музыка, не показалась она вам знакомой?
Ответы детей.
МУЗ. РУК. : да, мелодия знакомая, как думаете, ее композитор написал? Почему?
Ответы детей.
МУЗ. РУК. : а музыкальные инструменты, на которых играли мелодию, вам знакомы?
Ответы детей.
МУЗ. РУК. : да, прозвучала русская народная песня «Ах, вы сени, мои, сени!» и исполняли ее на русских народных инструментах. И сегодня мы вспомним русские народные инструменты те, что знаем и познакомимся с теми, про которые не слышали. Для начала вспомним почему говорят народная музыка? Что ее отличает?
Ответы детей.
МУЗ. РУК. : совершенно верно, народная музыка – это коллективно созданная музыка, отражающая жизнь русского народа в старину, то есть традиция, обычаи. Часто народная музыка появлялась при житейской необходимости – укачать ребенка спать, например, или выдать замуж дочь и, конечно, облегчить тяжелый крестьянский труд. Инструменты музыкальные тоже создавались из тех материалов, что были в ходу у крестьян – в основном из дерева. Один из инструментов вам хорошо знаком, посмотрите на слайд.
СЛАЙД №1 Деревянные ложки
МУЗ. РУК. : изначально крестьяне ложки делали вручную, то есть строгали. Этот ударный музыкальный инструмент можно сказать самый простой, но в то же время самый популярный. Деревянные ложки продаются на базарах и в магазинах. Кроме того, их можно попытаться вырезать из сухой древесины самому. Деревянные музыкальные ложки изготавливают специальные народные мастера-резчики-ложечники. Хотите поиграть?
Ответы детей.
РНП «БАРЫНЯ» ДЕТИ ИГРАЮТ НА ЛОЖКАХ
После игры дети снова занимают свои места.
МУЗ. РУК. : одновременно с ложками раньше всех появились еще такие инструменты как трещетки, колокольчики, бубны.
СЛАЙД №2
МУЗ. РУК. : далее появились духовые – дудки, свистки, свирели, рожки.
СЛАЙД №3 дудки, свистки, свирели, рожки.
Муз. рук. показывает инструменты детям и извлекает звуки, давая возможность услышать звучание.
МУЗ. РУК. : позднее всех появились струнные – балалайка, домра, гусли.
СЛАЙД №4 балалайка, домра, гусли.
МУЗ. РУК. : а еще позднее клавишно-духовые – гармоника, гармонь, баян.
СЛАЙД №5 гармоника, гармонь, баян.
МУЗ. РУК. (показывает балалайку) : посмотрите, ребята, этот чудесный инструмент – балалайка. Его название сразу говорит, что он из народа – балалайка от слова «балаболить», «балакать», то есть что-то несерьезное и веселое. Балалайка имеет три струны и потому это струнный инструмент. На балалайке часто аккомпанировали частушкам или исполняли плясовые мелодии. Вот послушайте, а кто пожелает – может пуститься в пляс.
ЗВУЧИТ «КАМАРИНСКАЯ» НА БАЛАЛАЙКЕ – ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗНАКОМЫЕ РУССКИЕ ПЛЯСОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ.
После пляски дети садятся на места.
СЛАЙД №6 гусли
МУЗ. РУК. : посмотрите на инструмент. Это гусли. Название похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Это струнный инструмент. Название «Гусли» происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила название «гусли» - гудящие струны. Кто же играет на гуслях? Гусляр. Вот послушайте как они сказочно звучат. – музыкальный руководитель играет на детских гуслях, дети слушают и делятся впечатлениями.
СЛАЙД №7 колокола
МУЗ. РУК. : посмотрите – это колокол! Он и символ веры, и музыкальный инструмент и средство оповещения. Появился он вместе с принятием православия на Руси. Где вы можете встретить такой колокол?
Ответы детей.
МУЗ. РУК. : да, такие колокола у нас есть и сейчас в колокольнях наших храмов. Что нужно сделать, чтобы получился звук?
Ответы детей.
МУЗ. РУК. : да, нужно ударить по колоколу. Поэтому колокол - ударный инструмент. В старину колокол собирал людей на молитву, оповещал о беде – например, о пожаре. Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук.
А есть колокола без языка. Как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».
Послушайте колокольный звон!
ЗВУЧАНИЕ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА
СЛАЙД №8 рожок
МУЗ. РУК. : рожок. Какой инструмент – рожок : духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? В него дуют, чтобы получился звук. Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный. На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные – плясовые, песенные, сигнальные. Н а рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок дополняет наш кружок.
Приглашаю вас в русский хоровод под звучание оркестра русских инструментов, в котором солирует рожок.
ХОРОВОДНЫЙ НАИГРЫШ РОЖКА
МУЗ. РУК. : Я благодарю вас, ребята, за внимание и прошу нарисовать для меня тот русский музыкальный инструмент, который вам больше всего понравился и запомнился.