Бахарева Вера
Сценарий утренника подготовительной группы «Русские осенние обряды»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Музыкальное искусство представляет детям возможность осознать себя как духовно значимую личность, развивать способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения, навыки.
Темочки:
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Темочки
Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря чему развиваются творческие способности, формируется индивидуальность ребёнка. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения культурных традиций народов России.
В художественно – эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству. К народной песенной культуре.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшие и младшие поколения.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.
Тема праздника: Русские осенние обряды.
Условия реализации: место проведения - музыкальный зал.
Контингент: подготовительная к школе группа.
Цель: Через знакомство с произведениями фольклора и их исполнение прививать детям любовь к родному краю.
Задачи:
• Приобщать к культуре и традициям через знакомство с народной культурой.
• Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, танцевальные импровизации.
• Помочь детям поверить в себя, преодолевать стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.
• Воспитывать любовь, интерес к русской народной музыке.
• Формировать эмоциональную отзывчивость у детей, создавать радостную творческую атмосферу праздника.
Ход мероприятия
1Вед: Добрый день, гости желанные!
2Вед: Милости просим на осенины!
Входят дети. Перестроение.
1Реб: Нам зачинать досталась роль, не путайте с нагрузками.
Мы принесли вам хлеб и соль на посиделки русские!
2Реб: Жива традиция, жива от поколенья старшего,
Важны обряды и слова из прошлого из нашего.
1Реб: И потому принять изволь тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
2Реб: Из наших рук и хлеб, и соль.
Отдают хлеб и соль ведущим.
1. На завалинке. В светёлке, иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
2. При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели да водили хоровод.
3. Добрым чаем угощались, с мёдом, явно без конфет.
Как и нынче, мы общались – без общенья жизни нет.
4. А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки были праздником души.
5. Отдых – это не безделки! Время игр и новостей
Начинаем посиделки, открываем посиделки.
Все: Для друзей и для гостей!
Песня «К нам гости пришли» муз. Александрова
Вед: Наши посиделки сегодня посвящены Осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, читать осенние стихи.
6. Осень под окошком ходит не спеша,
Листья на дорожках падают шурша.
Тонкие осинки в лужицы глядят,
На ветвях дождинки бусами висят.
Лебеди ленивые плещутся в пруду,
Тихо и красиво осенью в саду.
Песня «Осенины – именины» муз. Е. Гомоновой
7. Осень! Осень! Златовласка! Ты приходишь к нам из сказки.
Так прекрасен твой убор янтарем горит узор!
8. Понабрали мы в корзинки гроздья спелые рябинки,
Их морозец прихватил и немножко подсластил.
9. И пошло у нас веселье нанизали ожерелье,
Пышные сплели венки, серьги длинные ярки!
10. Стол скатеркою накроем – пир рябиновый устроим!
Хоровод «Рябиновые бусы» муз. Е. Гомоновой
Дети садятся на места
Вед: Мы сейчас детей попросим прочитать стихи про Осень.
Чтение стихов
Вед: На деревенских посиделках не только песни пели и хороводы водили. Добры молодцы приглядывались к девушкам, невест себе выбирали.
Выходят мальчики.
1Вед: Парни то видные женихи завидные
2Вед: И невесты хороши говорю вам от души!
1Вед: Мои ребята лучше, гляньте какие видные да ладные.
2Вед: Нет, мои девчата лучше, красавицы да умницы.
1Вед: Нет, так нам спор никогда не закончится. Предлагаю решить спор при помощи песни. Кто лучше споёт, того верх будет.
Мальчики поочерёдно поют с девочками по одному куплету.
Ведущий хвалит детей, они садятся.
1 Мальчик: (осматривает девочек) Да, невесты неплохие молодые удалые,
И работать и плясать могут, видно нам подстать.
2Мальчик: Только нам чужих не надо, мы своим невестам рады.
И с невестами сейчас начинаем перепляс.
Танец «Кадриль»
Реб: Ну- ка, сядем –ка рядком, да поговорим ладком.
2Детей: - Федул, чего губы надул? - Кафтан прожёг.
- Зашить можно? - Да иглы нет.
- А велика ли дыра? - Один ворот остался.
2Детей: - Фома, чего из леса не идёшь? - Медведя поймал.
- Так веди его сюда! - Да он не идёт.
- Так сам иди! - А он меня не пускает!
2 Детей:- Иван, у тебя в избе тепло?
- Тепло, в шубе на печи согреться можно.
Вед: Как у нашего соседа велика была беседа.
А у нас на весь двор, ещё лучше разговор. (Сидя на стульях)
11. Я на дереве в лесу увидал вчера лису!
А в дупле её ребята рыжехвостые лисята!
12. Возле речки шум и смех кто плывет быстрее всех?
Рады все на улице- победила курица!
Девочка: Ой, ребята, а я что видела! Все: Что!
Девочка: Ехала телега мимо мужика вдруг из подворотни лают ворота!
Лошадь ела кашу, а мужик овёс, лошадь села в сани, а мужик повёз.
Песня «Где это видано?» музыка народная
13. Поиграем- кА в горелки, ах, горелки хороши!
Все идем играть в горелки! Устроим праздник для души!
Игра «Горелки»
1Девочка: Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь.
Как гармошка заиграет – не могу я усидеть.
2Девочка: Да и мы пожалуй, встанем от подружки не отстанем.
Выходят девочки «Частушки»
• На мальчишек поглядите все мальчишки хороши
И сейчас про вас, мальчишки, мы споем от всей души.
• За меня ребята бьются, как драчливы петухи
Написали бы мне лучше задушевные стихи.
• Вон толпой за мной идут ухажеров тридцать
Ох, куда же, подскажите, мне от них всех скрыться.
• Мне милёночек прислал к празднику записку,
Что меня он обожает, как салат с редиской.
• Я совсем не виновата, что гурьбой за мной ребята
Помоги, Тамарочка, Отбей хотя бы парочку.
• Мой жених серьезней всех, Светкин –улыбается.
У неё сейчас спрошу, может поменяется!
• Наши чувства от мальчишек составлять должны секрет
Хоть и любим мы кого-то все равно ответ наш- нет!
Мальчик: А мы тоже не лаптём щи хлебаем
И про вас частушки знаем.
• Оля бусы из рябины нанизала метров пять
Чтобы их носить на шее надо ей жирафом стать
• Стану мастером по стрижке и Лариске отомщу
Остригу аж под мальчишку, а потом уж и прощу.
• От подножек и щипков наша Катя плачет.
Витька стал к ней приставать, он влюбился значит.
• Ох, противная Маринка, а косички словно лен
Я Маринку ненавижу, а в косички я влюблен.
• Петь мы можем целый день, не нужны нам рублики
Лишь бы было весело нашей милой публике.
Вед: Частушки петь то вам не лень, а выходи играть в плетень!
Игра «Плетень»
Вед: Эх, широка душа русского народа! В какой бы ни были глуши
Брали в руки просто ложки И играли от души!
Мальчик: Ложки, что ни говори примечательные.
А ребята- ложкари – замечательные!
Танец «Ложкари»
Реб: Самовар пыхтит закипает, чай с баранками приглашает.
Танец «Самовар»
1Вед: Есть таланты на Руси – говорю уверенно.
Раз народ ещё поёт – знать, не всё потеряно!
2Вед: Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Но преданья старины забывать мы не должны!
Слава русской старине! Слава нашей стороне!
Песня «Моя Россия» муз. Г. Струве
1Вед: Всем спасибо за вниманье, за задор, веселье, смех!
Приходите к нам ещё – будем рады видеть всех!
Под весёлую плясовую выходят из зала за ведущим.
Литература:
1. Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб, 1998.
2. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка» М. 1988.
3. Зарецкая Н. В Роот З. Я. «Праздники в детском саду: сценарии, песни, танцы» 2003.
4. Кольцова М. И. «Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках» Дошкольное воспитание №5 1993.
5. Гомонова Е. А. «Музыкальный фейерверк: песни для детей от 2 до8лет»
Академия развития 2005.