Игитова Надежда Вильямовна
Сценарий творческого конкурса «Цветов таинственная сила»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цели: дать представление принципах цветочной аранжировки, познакомить с традициями и обычаями японской национальной культуры; дать представление о связи человека и природы; вызвать интерес к природе; воспитывать бережное отношение к ней; развивать творческую активность.
Публикация «Сценарий творческого конкурса „Цветов таинственная сила“» размещена в разделах
- Сценарии конкурсных мероприятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» август 2018
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (удивление, интерес, радость) при проведении мероприятия; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстникам; игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей его содержанию; высказывать свою точку зрения, рассуждает и дает необходимые пояснения; активно участвует в конкурсе.
Материалы и оборудование: альбом с наглядным материалом, демонстрация предметов декоративно прикладного искусства (кружево, гжель, хохлома и т. д., иллюстрации европейской цветочной композиции, классических и современных японских аранжировок, вазы, корзины, цветы, ветки, листья, трава, ленты, проволока.
Содержание организованной деятельности детей.
Предварительная работа. Творческий конкурс проводится во второй половине дня, в первой половине дня, на прогулке воспитатель с детьми собирает цветы, травы, ветки, корни, плоды. Несколько правил, которые надо соблюдать при сборе растительного материала.
1. Растительный материал должен собирать человек, который в них хорошо разбирается.
2. Для того, чтобы сделать запас трав на зиму, нужно успеть их собрать в период их наибольшей эффективности.
• Цветки собирают в начале цветения.
• Листья - до и во время цветения.
• Корневища - ранней весной или осенью.
• Плоды - в период их зрелости.
3. Непреложное правило: собирать надо только здоровые и чистые растения, без насекомых.
4. Лучше собирать растительный материал в солнечные дни, когда они сухие.
5. Ни в коем случае нельзя собирать травы и цветы на полях и лугах с химическими удобрениями, у берегов загрязненных водоемов, вдоль железных дорог и вблизи шоссе и дорог с активными движением, а также вокруг промышленных объектов.
6. Нельзя рвать растения с корнем. Это причиняет им вред.
7. Следует также помнить, что многие растения находятся под защитой - их собирать нельзя.
1. История европейской аранжировки.
Есть в травах и цветах
Живительная сила,
Она здоровье поправляет
И помогает жить красиво.
Составление букетов является одним из наиболее древних видов искусства Востока. В буддийских книгах в 735 году уже были представлены эскизы и описание расположения цветов для украшения храмов. Букет как форма цветочного украшения, как источник аромата появился в Европе в XIV веке, но началом для цветочной аранжировки стал XVII век, то есть в западной цивилизации аранжировка из цветов — это позднее искусство.
Составители букетов в прошлом не знали правил и принципов их построения. Они не пытались делать аранжировку, а просто ставили цветы в вазу.
Русские люди с давних времен любили цветы и использовали их для украшения жилищ, плетения венков, украшения невест, составления букетов для подношения в праздничные дни, в дни рождения и т. д. В русском народном искусстве — кружевах, росписи, керамике — везде использовались цветы.
Букеты, композиции, приемы в создании аранжировок за последнее время стали носить международный характер. В них заметно влияние икебаны. Объясняется это широкой пропагандой японского искусства в западноевропейских странах, проявляющейся в виде выставок икебаны, лекций, обилия литературы. Но и японское искусство испытывает влияние европейского стиля. Оба эти направления не соперничают, они дополняют друг друга, что позволяет находить новые формы композиций из цветов.
2. История и философия - основа икебаны.
Традиционное искусство составления композиций и букетов в Японии называется икебана. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kad («путь цветов»). Это один из видов искусства, особенно подходящий для японского образа жизни, неотъемлемой частью которого является поклонение природе, любование ей. Икебана — уникальное явление в мировой культуре. Основываясь на общечеловеческих нравственных принципах, совершенствуясь в постижении неповторимой и непревзойденной красоты природы, обладая тонким художественным вкусом, японцы создавали великолепные декоративные произведения из цветов, одновременно вкладывая в них глубокий философский смысл.
Этот стиль аранжировки цветов родился в Японии. Развиваясь в течение почти 15 веков, икебана превратилась в самостоятельный вид искусства.
Первоначально икебана развивалась на религиозной основе. В 6 — 7 веках вместе с буддизмом, который проник в Японию из Индии через Китай и Корею, появился ритуал жертвоприношения цветов к статуе Будды. Постепенно буддизм слился с господствовавшей в то время в Японии древней синтоистской религией, в которой почиталось огромное количество всевозможных богов. Наиболее почитаемыми были божества предков и природы. Согласно постулатам синтоизма, все, что нас окружает, имеет душу — растения, цветы, вода, небо, горы, скалы, камни, деревья. Все может благоприятствовать человеку или наоборот. Природа Японии прекрасна: мягкий климат, величественные горы, экзотические скалы, водопады, тихие бухты. Но бывает она и беспощадной: частые землетрясения, тайфуны, цунами приносят на эту землю разрушения, страдания, горе. Тонкое приятие мира и одновременно чувство незащищенности перед грозными силами природы — истоки культа Природы, поклонения ей.
В течение 800 лет икебана, меняясь и совершенствуясь, входила в жизнь японцев как необходимый элемент ритуала почитания Будды. Вначале ее можно было видеть только в храмах, но постепенно она стала внедряться в семейный быт, где одновременно соблюдались и традиционные обычаи почитания богов синтоистской религии. Икебана развивалась на основе тесной связи с древней символикой, народными обычаями, верованиями. На нее оказали влияние быт и психология японцем.
Социальные, философские, религиозные взаимоотношения основывались на том, что главное — Природа, а человек лишь ее часть. Он Я часть мировой гармонии, которую должен постичь. Общение с Природой, растениями должно помочь ему в этом.
Икебана для японцев не столько средство украшения помещения, сколько символ живой одухотворенной Природы, ее небольшой фрагмент, привнесенный в дом. Она неотъемлемая часть духовной жизни японского народа, одна из прекрасных национальных традиций. Например, в апреле во время цветения сакуры (японской вишни) японцы спешат насладиться «изысканной и быстро проходящей красотой». Сакурой любуются в горах, парках, устраивают праздники в честь нее, шествия с ветками цветущей сакуры. И эта красивая традиция насчитывает уже тысячелетие. Любуются в Японии и красками осенних кленов. Икебана — не только расстановка цветов и веток в вазах по разработанным правилам и графически выполненным схемам. Это — философско-эстетическое, символическое проникновение в природу. Обряд любования икебаной влияет на поведение человека в доме. Войдя в дом, посетитель, прежде всего приветствует растение, букет и этим выражает свое уважение дому, природе.
Искусство икебаны, прежде всего, связано с японской культурой праздника — от личного, семейного до общенародного. В традиционных японских праздниках обязательно представлена икебана. Так, новогодняя икебана состоит из веточек сосны, бамбука, цветущих веток сливы, белых хризантем, олицетворяющих изобилие и долголетие.
В праздник девочек (3 марта) в каждом доме в передней комнате устанавливают ступенчатую подставку, на которой размещают набор кукол в старинных костюмах. Помещение украшают букетами, составленными из веток цветущих персиков.
В праздник мальчиков (5 мая) перед домом на длинном шесте вывешивают бумажных карпов (по числу сыновей). В передней комнате размещают кукол в старинных доспехах и игрушечное оружие. Дома украшают ирисами и цветущей глицинией.
Торжествам по поводу свадьбы, рождения ребенка, а также траурным церемониям всегда сопутствует икебана.
Во время чайной церемонии в доме в специальной нише (тока-нома) всегда находится икебана, составленная из сезонных цветов. Композиция должна быть очень скромной (например, побеги бамбука в глиняном сосуде).
В течение нескольких столетий икебана неизменно выполняла особую функцию в культуре Японии, являясь необходимым элементом в ритуале почитания богов и предков в храмах. Постепенно внедряясь и в семейный быт, в середине XV века икебана начинает выступать не только как часть ритуала, но и как самостоятельный вид искусства.
Икебана также выполняла социальные функции в обществе. Она была посредником не только в «общении» с богами, но и в общении между людьми. Икебана — прекрасный предлог и фон для дружеской беседы гостей приглашали полюбоваться ею, подносили в дар, выразив в произведении свои добрые пожелания.
Заходя в дом, японец кланяется икебане (особый ритуал, а в ее «лице» — Природе, хозяину, его искусству, вкусу, мастерству. Икебана, созданная хозяином в честь гостя, должна выразить приветствие: слегка наклонены головки цветов, ветки вытянуты вперед и чуть опущены вниз, что символизирует радость и почтение. Тематика произведений икебаны очень разнообразна. Это может быть отображение природы во все времена года, настроение, которое царит в доме в данное время (радость, горе, тревога, надежда, посвящение кому-нибудь или чему-нибудь.
Икебана развивалась в одном русле и по одним законам с другими видами японского искусства: живописью, поэзией, каллиграфией. Большое значение придают японцы личности аранжировщика, его морально-этическим качествам, глубокому пониманию природы. В книге «Икебана» Девики Траверзи (Индия) изложены несколько требований к мастеру
«Аранжировка — высокое искусство. Ставить композиции может не каждый человек»
«Сердце аранжировщика должно быть открыто природе, людям. Аранжировка, сделанная с холодным, пустым сердцем, не вызовет отклика»
«Разум и размышления создают красоту. Высота помыслов, умиротворенность чувств найдут отражение в аранжировке»
«Необходимо иметь уверенность, что твое сердце свободно от всех посторонних забот — тогда аранжировка удается»
«В мире все связано между собой, в том числе растительный материал, мастер и зритель. Даже атмосфера комнаты чувствует гармонию произ-ведения из цветов»
«Цветочная аранжировка должна выражать атмосферу добра, уважения к людям»
«Каждый аранжировщик должен быть совершенно свободен от эгоизма, зла. Сдержанность, понимание человеческих забот должны составлять саму суть его существования»
Гармония, целесообразность, простота, скромность, элегантность, близость к природе — таковы основные принципы японского искусства в целом и икебане в частности. В произведении зритель должен чувствовать недосказанность, намек. Тем самым автор как бы приглашает зрители к соавторству, к сопереживанию Украшательство, пышность, богатств, чрезмерная яркость в декоре вычурность чужды японскому искусству. В их понимании — это признак плохого вкуса.
При создании икебаны японцы стремятся к упрощению, лаконичности, сосредоточив внимание не главном, наиболее значимом. Чтобы увидеть неповторимую красоту цветка, его прекрасную форму, тончайшие оттенки цвета, необходимо смотреть на один цветок, то есть научиться видеть большое в малом. «Скромная композиция с одним цветком может принести летний день в комнату». «Чтобы узнать направление ветра, достаточно посмотреть на одни стебель травы». «Пространная речь может меньше сказать, чем жест». Иначе: лаконичность — одно из правил составления икебаны. «Японца стесняет изобилие. Ему привычнее не сад, а ветвь, не лес, а дерево Его привлекает первый снег из-за его недолговечности, быстрой изменчивости, так же он дорожит и цветением» (В Пронников) «Для нас сли-ва — плод, для японца — цвет» (Н Федоренко).
Непременный элемент композиции — свободное пространство. Оно помогает зрителю следить за продолжением линии, видеть ее динамику, кра-соту. А линию как изобразительный элемент, как элемент красоты, скромности, элегантности японцы ценят более, чем цветы. Ветка, выбранная для икебаны, должна быть с красивым нагибом, наклоном. Если она усыпана цветами, их удаляют, оставляя 3—7 цветков, чтобы обнажить красивый изгиб и акцентировать внимание на каждом цветке. Икебана асимметрична: в ней не должно быть одинаковых по величине элементов, одинаковых расстояний между ними. Назначение икебаны — отобразить живую природу естественной и прекрасной. Поэтому аранжировщик должен подбирать растения одного сезона и одного места произрастания.
И еще один философский и морально-этический принцип близок японскому искусству, а значит, и икебане — бренность, преходящий характер вещей: «все течет, все изменяется» При этом самое прекрасное, как правило, недолговечно, поэтому надо успеть насладиться прекрасным мгновением. Оно активизирует, чарует душу» Самое же прекрасное и недолговечное в природе ~~ цветы. Они излучают покоя, гармонию, хрупкость, естественность. Созерцание их вселяет в человека оптимизм, уверенность, радость.
По мнению японцев, при общении с цветами спокойно, нежно прекрасные качества цветов постепенно передаются человеку. Таким образом, икебана — врачеватель души и воспитатель. «Воспитание высокого художественного вкуса с помощью искусства икебаны в Японии уже несколько столетий назад приобрело значение общегосударственной задачи, так как дурной вкус осознается как социальное зло» (В. Пронников). Культ природы, поклонение ей занимает большое место в духовной жизни японцев. С древних времен и до наших дней сохранился народный обычай любования луной в погожие лунные ночи, цветущей сакурой весной, красными кленовыми листьями осенью Столетия владеют японцы искусством выращивания карликовых деревьев — бонсай, создавая из них микросады, помещающиеся на столе. Из всевозможного природного материала они искусно воссоздают природу: ве-ликолепные моховые сады, сады камней, пейзажи из песка на подносе, чудесные картины из плоско - и полуобъемно засушенных цветов и растений. Даже искусственные цветы из ткани, созданные их руками, трудно отличить от живых.
Любовь к природе не слабеет, а наоборот, становится жизненной необходимостью, особенно в больших городах, где людей буквально пре-следуют отравленный воздух, шум, стрессовая обстановка. Потому-то даже на крошечном клочке земля возле дома японцы устраивают мини-са-дики или сажают хотя бы одно дерево, куст, растение.
В процессе исторического развития основные положения икебаны менялись достаточно медленно, я только в наш «коммуникабельный» 20 век активный натиск западного искусства расшатывает вековые традиции японского искусства, в том числе и искусства икебаны. Под влиянием дизайна в этом виде искусства появились новые школы — авангардистов, абстракционистов, которые далеко ушли от истоков икебаны.
В Японии существует множество школ икебаны. Наиболее крупные из них — Икэнобо, Согенцу, Охара (более 1 миллиона учеников). Школы имеют часто несущественные различия, но почти все, за исключением новейших — авангардистских и абстракционистских, придерживаются принципа трех начал (небо, человек, земля) и традиционной символики.
3. Основные стили икебаны.
В настоящее время в Японии существуют 5 основных стилей аранжировки: рикка классическая и современная, нагэирэ, сёка (сейка) классическая и современная, морибана и свободный стиль.
На первый взгляд наличие определенных правил в икебане как бы сдерживает творческую фантазию автора, на самом деле это совсем не так. Правила необходимо знать (особенно начи-нающему аранжировщику, чтобы в процессе работы по схемам почувствовать красоту, естественность пропорций основных линий. Эти про-порции не выдуманы кем-то, это многовековой опыт народа. То же касается и наклонов основных линий: это всевозможные варианты естественного, но как бы систематизированного, природного положения растений.
При составлении композиций в свободном стиле икебаны следует помнить, что говорят японцы: «Глаза и сердце не должны быть в плену у правил».
В Японии, так и во всем мире, тем, кто начинает заниматься аранжировкой, будет полезно хотя бы кратко познакомиться с самыми элементарными правилами построения композиций.
4. Основные правила построения композиции.
Сегодня мы проводим творческий конкур по составлению цветочной композиции, На столах лежат живые цветы и травы, ветки и корни, искусственные растения и различные вазы, корзина, но залогом удачной композиции являются:
- правильное расположение, сочетание и соотношение цветов, зелени и вазы (корзины) по форме, размеру и цвету;
- экономичное использование растительного и вспомогательного материала, простота композиции;
- четкость выразительность линий, образуемых растительным материалом;
- широкое использование наряду с цветами, ветвей, трав, камней, коряг, плодов;
- соответствие аранжировок интерьеру и назначению;
- соблюдение масштабности и других основных выразительных средств композиции – пропорции, равновесия, контраста, акцента;
- широкое использование в композиции одной или нескольких фокусных точек.
Сейчас я Вам на примерах покажу основные правила современной композиции
Демонстрация с объяснением наглядных пособий:
- букет и композиция;
- вазы и корзины;
- ветки в аранжировке:
- пропорциональность;
- фокусная точка;
- тема в аранжировке.
- основные формы аранжировки (круг, овал, треугольник, по одной линии, полулунья, линия Хогарта).
5. Творческий конкурс.
Дети вы развиваетесь на группы по 2-3 человека и придерживаясь тех правил о которых я вам сейчас говорила (перед вами лежит альбом как напоминание) создаете свою тематическую композицию используя любой материал находящийся в этом помещении.
6. Подведение итогов проходит следующим образом: все отдыхающие, участвовавшие и не участвовавшие в конкурсе дети и все родители, а так же сотрудники получают фишки, перед ними на столах и на полу (бывают большие напольные композиции) с подписанным названием, но без фамилий авторов. Каждый кладет свою фишку к понравившейся композиции, чья композиция набирает больше фишек, тот становится победителем творческого конкура. Композиции дети дарят или своим родителями или сотрудникам санатория.